Что такое общество переживаний
Это общество, в котором люди покупают вещи не для того, чтобы продемонстрировать свой статус или решить какую‑то проблему, а чтобы получить эмоции. Например, приобретают внедорожник не ради удобства или дорогого бренда, а потому что им нравится водить большой автомобиль.
Если в обществе потребления важнее показать окружающим достаток и успех, то в обществе переживаний куда ценнее жить на полную. В результате люди стремятся получать яркие эмоции и начинают больше ориентироваться на себя и свои взгляды, а не чужие стандарты.
Общество переживаний наступает, когда люди удовлетворили основные потребности и могут задуматься о более сложных и личных желаниях. Поэтому распространяется оно неравномерно и зависит от качества жизни в той или иной стране. Так, в развитом мире общество переживаний появилось в конце XX века, а в России только‑только начало складываться.
Лучше ли оно общества потребления
Общество потребления и переживаний — это закономерные этапы развития человечества, которые не исключают друг друга. Хотя первое сложилось раньше второго, оба продолжают развиваться и, скорее всего, одно не сможет полностью вытеснить другое.
С одной стороны, общество переживаний избавилось от некоторых недостатков предшественника. Например, в поведении людей стало меньше демонстративности. Уже не так важно выглядеть «дорого», а интересная и насыщенная жизнь становится главнее карьеры, богатства или статуса.
С другой стороны, само излишнее потребление, равно как и все присущие ему недостатки вроде вреда природе или социального неравенства, никуда не делись. Например, если раньше крутой автомобиль нужен был для статуса, то сейчас — чтобы «получать эмоции от вождения».
Поэтому не стоит думать, что общество переживаний хуже или лучше общества потребления — оно просто другое.
Как общество переживаний меняет мир
Оно делает жизнь ярче, но рождает и новые проблемы.
Люди покупают не вещи, а эмоции
У членов общества переживаний обычно нет недостатка в материальных благах. По сути, они могут позволить себе всё. Для кофе есть кофемашина, для спорта — модная тренировочная форма, для музыки и танцев — подписка на стриминговый сервис.
Кофемашина вряд ли справится со своей задачей сильно хуже, чем бариста, упражнения с гантелями так же эффективны, как и занятия на тренажёре, а отлично потанцевать можно и дома. Но в квартире нет атмосферы кафе, личного тренера или клубного веселья. Люди хотят впечатлений и именно за ними идут в фитнес‑центр, кофейню, ночной клуб, музей, на фестиваль, концерт, марафонский забег и так далее. Цена или качество не так важны, как полученные переживания.
Компании и корпорации стремятся продавать впечатления
Компании тоже подстраиваются под новый мир. Просто создать качественный продукт уже недостаточно — нужно заинтересовать покупателя, вызвать у него приятные эмоции. Так появляется «экономика впечатлений».
Реклама продаёт не товары, а образы и чувственный опыт. Например, счастливая семья, которая наслаждается любимым плавленым сыром. Или уверенный в себе бизнесмен на шикарной машине. В погоне за покупателями компании пытаются отвечать их ценностям и интересам. Например, высказываются на социальные темы, поддерживают благотворительные инициативы, создают продукты, которые не содержат животных ингредиентов. Всё, чтобы отвечать ожиданиям и желаниям потребителя.
Появляются новые проблемы и новые возможности для самореализации
Если в обществе потребления есть тренды, образы успеха и стереотипы, то в обществе переживаний людям приходится ориентироваться только на самих себя. Поэтому им гораздо сложнее понять, чего они хотят и получили ли желаемое.
Эта проблема открывает новую нишу для инфлюенсеров — лидеров мнений. Писатели, журналисты, критики, обозреватели и блогеры становятся своеобразными «кураторами», которые объясняют нам наши же переживания. Подобные люди делятся советами в интернете, создают курсы по осознанности, пишут книги по психологии.
Как органично вписаться в общество переживаний
А вписываться больше не нужно. В отличие от общества потребления, где статус играл немалую роль, в обществе переживаний люди придают чужому мнению всё меньше значения. Теперь важно найти себя, а не подстраиваться под созданные кем‑то требования. То есть жить, как хочется именно вам.
Например, уйти с нелюбимой работы, чтобы посвятить себя защите дикой природы. Или перестать откладывать на новую машину и начать ходить на концерты и фестивали, чтобы получить эмоции на всю жизнь.
Станьте первым, кто оставит комментарий