8 способов давать полезную обратную связь на работе
Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Почему важно давать обратную связь
Конструктивная критика и развёрнутые отзывы делают нас более компетентными. Обратная связь повышает эффективность, помогает лучше работать в команде и позитивно влияет на способность принимать решения. И это касается не только отдельных сотрудников, но и целых подразделений.
Исследование, в котором принимали участие более 20 тысяч людей, показало, что грамотная обратная связь усиливает работоспособность на 89%, улучшает вовлечённость на 63%, повышает удовлетворение от работы на 79%. Кроме того, сотрудники, которые получают больше отзывов, в 1,2 раза чаще остаются в компании.
Лучший способ поднять моральный дух коллектива — отметить его достижения. Опрос Gallup показал, что 67% подчинённых, чьи сильные стороны регулярно подчёркивали, были полностью погружены в свою работу. А если босс отмечал только слабые стороны, сосредоточенность сохранял всего 31% сотрудников.
Ещё одно исследование продемонстрировало, что высокоэффективные команды дают друг другу почти в шесть раз больше позитивных отзывов, чем команды со скромными показателями успеха.
Честная и грамотно сформулированная обратная связь укрепляет рабочие отношения. Когда члены команды помогают друг другу развиваться, они создают своеобразную петлю обратной связи, в которой каждый получает и даёт полезные рекомендации. Чем чаще это происходит, тем более сплочённым становится коллектив и более благоприятной — рабочая атмосфера.
Как правильно давать обратную связь
Организационный психолог Адам Грант выделяет несколько способов давать конструктивную оценку чужой работе.
1. Использовать модель «ситуация — поведение — влияние»
Она особенно подходит для обсуждения и разрешения конфликтов. Сначала следует описать ситуацию и поведение сотрудника, стараясь быть кратким и воздерживаться от грубых формулировок. А затем поделиться своим мнением и объяснить, как всё произошедшее повлияло на других участников событий.
2. Избегать «информационных бутербродов»
Многие любят начинать обратную связь с комплимента и заканчивать её на позитивной ноте, вставляя между этим не самую приятную оценку работы. Так и получается «информационный бутерброд».
По мнению Адама Гранта, это не самая лучшая стратегия, потому что люди чаще всего запоминают начало и конец разговора. Так что безрадостная, но нужная «середина» с обратной связью просто теряется.
Ещё один недостаток такого подхода связан с естественным для нас ожиданием худшего. После первого комплимента мы уже напрягаемся и готовимся к разгрому нашей работы. Поэтому лучше отказаться от «информационных бутербродов» и формулировать обратную связь по‑другому.
3. Показывать заботу
Эксперты рекомендуют продемонстрировать небезразличие, прежде чем переходить к прямой критике. Чтобы проявить участие, можно внимательно выслушать собеседника или поблагодарить сотрудника за проделанную работу.
4. Объяснять причины
Экспериментальное исследование среди американских студентов показало, что обратная связь была на 40% эффективнее, когда начиналась с фразы «Я даю тебе следующие комментарии, потому что жду от тебя многого и знаю, что ты можешь оправдать мои ожидания».
По словам Адама Гранта, когда мы вначале говорим о своих намерениях, это позволяет снизить уровень защитной реакции собеседника. Такой приём помогает превратить обратную связь в своеобразный челлендж, не перегибая палку.
Кстати, аналогичный подход можно использовать и с детьми, предваряя «разбор полётов» фразой «Я требую от тебя большего, потому что знаю, что ты на это способен».
5. Поддерживать баланс между негативом и позитивом
Люди боятся неприятных оценок. Чтобы сгладить ситуацию, Адам Грант советует не стесняться быть ранимым и показывать свою человечность. Например: «Я сам очень многое почерпнул из замечаний коллег и друзей. И теперь стараюсь быть таким же полезным для окружающих». Или: «Сейчас, когда мы уже какое‑то время хорошо потрудились вместе, не помешало бы улучшить работу друг друга и поделиться обратной связью».
6. Оценивать ситуацию
Далеко не все хотят получать отзывы о своём труде, особенно от коллег, поэтому стоит убедиться, что подобные комментарии вообще нужны. Например: «Я заметил несколько тенденций в твоей работе за прошедшие пару месяцев. Ты не против услышать обратную связь?»
Если человек понимает, что последнее слово остаётся за ним, это помогает ему быть более открытым к мнению со стороны. Однако, если вы видите серьёзную проблему, лучше давать обратную связь сразу или в ближайшее время.
7. Оставаться один на один
Не всем нравится выслушивать отзывы о своей работе перед коллективом, даже если они положительные. Некоторые смущаются и предпочитают разговоры тет‑а‑тет. Если вы не уверены, в какой обстановке лучше похвалить сотрудника, спросите у него лично.
8. Следить за мимикой и жестами
Иногда важно не только что вы говорите, но и как вы это делаете. В ходе одного исследования изучались две группы. В одной из них участники получали негативную обратную связь с позитивными невербальными сигналами: кивком головы и улыбкой. В другой — слушали комплименты от человека с прищуром и нахмуренными бровями.
Удивительно, но люди из второй группы оценили свою работу гораздо хуже, несмотря на то что получили позитивную информацию. Это доказывает, что наши мимика, жесты и другие эмоциональные сигналы не менее важны, чем формулировки, которые мы выбираем.
Станьте первым, кто оставит комментарий