«Нулевой пациент» о распространении СПИДа в СССР одновременно пугает и захватывает
19 мая на стриминговом сервисе «Кинопоиске» стартует сериал «Нулевой пациент». Проект с Никитой Ефремовым и Евгением Стычкиным основан на реальных событиях, произошедших в СССР в конце 80‑х.
Прессе показали только первые два эпизода, но уже по ним можно судить о качестве постановки. Авторы взяли смелую и до сих пор актуальную тему, рассказав о замалчивании проблем и бюрократии. При этом сюжет подан в виде захватывающего детектива, замешанного на личной драме. Портят восприятие лишь некоторые технические проблемы и склонность к клише в отдельных сценах.
Реальная основа без претензий на документальность
В 1988 году в Элисте начинающий врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов, недавно снявшийся во втором сезоне «Эпидемии») обнаруживает у нескольких своих пациентов симптомы СПИДа. Однако руководство утверждает, что в стране нет этой болезни, поэтому дополнительные проверки проводить не нужно.
И ровно с такой же риторикой сталкивается учёный Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Благодаря протекции отца, он стал специалистом по СПИДу. Однако исследования игнорируют. Но Аюшев отправляет анализы детей из больницы в Москву, и Гончаров едет в Калмыкию, чтобы найти источник заражения. Учёного сопровождает агент КГБ Пётр Шипов (Павел Майков).
Уже в заставке авторы объявляют, что «Нулевой пациент» основан на реальной истории, но многие имена, даты и детали изменены. Подобный ход используют в большинстве фильмов и сериалов. Из недавних примеров можно вспомнить хотя бы проект «Быть Рикардо» Аарона Соркина, где события, произошедшие за несколько лет, упаковали в одну неделю.
Такой приём развязывает руки создателям, позволяя сделать действие более динамичным и придумать новых героев. Так поступили и в «Нулевом пациенте». Аюшев и Гончаров — вымышленные персонажи. Хотя второй явно списан с Вадима Покровского, разве что его отца сделали не врачом, а чиновником.
Пугающая актуальность
Очевидно, что создатели «Нулевого пациента» хотели не только показать саму историю появления и распространения СПИДа в СССР. Их больше интересует восприятие этой болезни людьми на разных социальных уровнях. Самая простая и очевидная линия — замалчивание проблемы со стороны партийных чиновников и официальной медицины. В 1986 году министр здравоохранения РСФСР действительно заявлял по телевидению: «У нас нет базы для распространения этой инфекции, так как в России нет наркомании и проституции».
Но в «Нулевом пациенте» отлично показывают, что такое мнение основано на элементарном отсутствии исследований. Если болезнь не диагностировать, то кажется, что её попросту нет. Увы, люди при этом не перестают умирать.
Однако гораздо интереснее, что в сериале размышляют и о других сторонах проблемы. Так, одной из самых сильных сцен стала та, где Гончаров рассказывает своей возлюбленной о распространении болезни половым путём. Откровенный интимный эпизод заканчивается жестоким выводом, который героиня резюмирует как: «Ты сейчас убил для меня секс».
Действительно, очень просто верить, что заразиться способны только бомжи, наркоманы и, как говорят в сериале, «извращенцы». А вот мысль, что инфицированным может оказаться близкий и любимый человек, шокирует.
И тут подключается следующая линия, уже как раз в Элисте. Доктор Кирсан Аюшев сталкивается с выбором: говорить людям правду или же стараться сдержать панику. Кажется, что честнее оповестить жителей об опасности. Но тут же показывают мужа и жену, только что лишившихся ребёнка, которые узнают, что у них СПИД. Они моментально становятся изгоями: окружающие считают, что с ними нельзя даже здороваться за руку, боятся садиться за один стол.
При этом, пожалуй, самое жуткое, что во время просмотра трудно не проводить параллели с сегодняшним днём. Обозначенные в сериале проблемы можно списать на то, что болезнь в момент появления была новой и неизученной. Это хотя бы частично оправдывает по крайней мере рядовых жителей.
Однако достаточно открыть новости, чтобы увидеть: за 30 с лишним лет ситуация почти не изменилась. Всё так же бытует мнение, что в зоне риска лишь гомосексуалы и наркоманы. О реальном уровне заболевания говорят мало, а ведь в 13 регионах России более 1% населения заразились ВИЧ. И в региональных больницах даже врачи боятся пациентов с этой инфекцией.
Возможно, важность «Нулевого пациента» даже не в самой истории. А в том, что после этого сериала будет полезно посмотреть актуальную статистику и осознать масштаб проблемы.
Живые персонажи и некоторые клише
Добавляя вымышленных героев, создатели проекта позволяют зрителям больше привязаться к истории. Ведь гораздо увлекательнее наблюдать за живыми эмоциональными людьми, чем изучать сухие документальные сводки. По первым двум сериям трудно составить полную картину происходящего, но, кажется, основных персонажей будет четверо. И пока что самым интересным и человечным выглядит Аюшев.
Это молодой врач, который искренне хочет помогать людям, веселит юных пациентов фокусами и спрашивает их о самочувствии, а не холодно смотрит в карточки. Но при столкновении с опасным заболеванием у него буквально уходит почва из‑под ног. Аюшев боится за детей, не хочет допустить распространения болезни, да ещё и опасается, что сам заразился. Вероятно, именно он и дальше будет неким моральным компасом истории.
Герой Ефремова выглядит неоднозначно. Его Гончаров — толковый учёный, которого гнетёт тот факт, что он всем обязан не таланту, а связям отца. Последнюю черту пока раскрыли слабо. Так что дальше у него есть шанс либо стать более интересным, либо скатиться в стереотипный образ.
Нужно ещё упомянуть про персонажа Евгения Стычкина — журналиста Игоря Карахана. Судя по трейлерам и прочим промоматериалам, этот герой будет важен в сюжете, но пока что ему уделили всего несколько минут. И увы, Стычкин снова играет эмоционального и деловитого ловеласа. В этом образе актёр появлялся уже не раз, и есть сомнения, что в «Нулевом пациенте» он добавит что‑то новое к роли. Хотя, строго говоря, если артисту идёт какой‑то типаж, почему бы не пользоваться этим. Тем более что часть эпизодов срежиссировал сам Стычкин.
И последний герой, который, кажется, сыграет важную роль — Пётр Шипов в исполнении Майкова. Это самый скучный персонаж. В его речах собрали все стереотипы об агентах КГБ в стиле «был бы человек, а статья найдётся». Хотя нужно отдать должное, актёр старается быть интересным (уж точно не как в «Шерлоке в России»). И есть робкая надежда, что потом он проявит себя с неожиданной стороны.
Второстепенные герои по печальной традиции российских сериалов получились слишком шаблонными. Что врачи в больнице, что чиновники в правительстве напоминают пародии, а не живых людей. Хорошо хоть, сцены им дают небольшие и нужные скорее для развития сюжета, чем для раскрытия характеров.
Захватывающая детективная подача и американизмы
Ещё одно важное достоинство «Нулевого пациента» в том, что создатели сумели упаковать мрачную реалистичную историю в оболочку интригующего триллера. Как в классических детективах, герои составляют схему заболеваний и отслеживают их связи. Они сталкиваются с сопротивлением на местах и ищут обходные пути для получения информации. Это делает сюжет более захватывающим. Причём ощущения не портит даже тот факт, что финал истории давно известен.
С другой стороны, заигрывание с жанровым кино добавило сериалу проблем. Стремясь сделать картинку более динамичной, создатели перегибают с монтажом. Например, в сцене, где Гончаров едет в машине, слушая группу «Аквариум», ракурс меняется каждые три секунды. Причём для эмоционального восприятия это совершенно не нужно, в этом моменте нет какого‑либо подтекста.
К тому же авторам иногда изменяет вкус, и они добавляют клише из западного кино, которые плохо подходят к довольно реалистичному отображению СССР. Взять хотя бы момент, когда Гончаров за барной стойкой гостиницы пьёт одну стопку водки за другой. Это больше похоже на какой‑то техасский мотель, а не на Ленинград конца 80‑х.
Возможно, стоит упомянуть, что в отдельных моментах в кадр попадают анахронизмы вроде пластиковых окон. Но здесь пока трудно судить: прессе дают черновые варианты эпизодов с незаконченной графикой и сырой озвучкой (это норма для скринеров), поэтому к релизу недостатки могут исправить.
Однако всё это скорее придирки. Общая подача кажется живой и эмоциональной, что для такой истории очень важно.
Судя по первым эпизодам, «Нулевой пациент» — очередной удачный пример российского сериала. Авторы не боятся говорить на жёсткие и актуальные темы, которые заставляют проводить параллели с новыми временами. Они неплохо реконструируют антураж СССР и при этом добавляют в историю интересных персонажей и детективный сюжет. Если дальше проект удержит этот уровень, то его можно будет называть безусловной творческой удачей.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Как улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы