Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст:
Без конфликтов и трений не обходятся даже самые гармоничные отношения. Спорить и обижаться — нормально, это не значит, что в паре всё идет не так. Но чтобы ссоры не разрушили союз, важно укреплять связь между партнёрами, выстраивать адекватную и честную коммуникацию. Психологи предлагают для этого несколько стратегий.
Какие ситуации говорят о проблемах с коммуникацией
Прежде чем искать решение, неплохо бы понять, какие поступки и высказывания вредят взаимопониманию.
1. Пассивная агрессия
Вместо того чтобы открыто проявить злость и недовольство и рассказать, что его волнует, пассивно‑агрессивный человек прячет свои чувства и выражает их в непрямой, завуалированной форме. Это проявляется по‑разному. Например, в обидных шутках, намёках и язвительных замечаниях. Неуместный юмор и сарказм могут ранить партнёра, если он уязвим и вы обсуждаете чувствительную тему.
Ещё одно проявление скрытой агрессии — полный игнор и тяжёлое молчание, когда один пытается наказать другого «бойкотом».
Все эти действия приносят временное облегчение и позволяют выплеснуть негативные эмоции, но в долгосрочной перспективе мешают нормальному общению и работают против вас.
2. Избегание проблем
Даже если в паре зреет конфликт, люди просто молчат о том, что им не нравится, боясь начать неприятный разговор. Только вот проблемы от этого не исчезают, а наоборот, могут приобрести катастрофические масштабы.
Иногда кажется, что молчание — это способ отгородиться от партнёра и обозначить свои границы. Но они как раз и устанавливаются благодаря разговорам и обсуждениям. А молчанка приводит к недопониманию.
Другая не самая здоровая тактика — уходить в разгар беседы или конфликта. Бегство приводит к тому, что партнёры отдаляются друг от друга, а проблема так и остаётся нерешённой. Если вы чувствуете, что вас распирает от эмоций и вам нужен тайм‑аут, скажите об этом, не уходите молча.
3. Враждебное поведение
На него указывают обвинения, грубая критика, попытки контролировать и подавлять партнёра и другие действия, из‑за которых один человек как бы нападает, а другой вынужден защищаться.
К явным признакам враждебного поведения относится повышение голоса. Крики — неуважительный и не самый действенный способ выразить гнев. Собеседник испытывает стресс, злится, пугается. Всё это не идёт на пользу коммуникации.
Постоянные напоминания о старых ошибках также можно расценивать как враждебное поведение. Так вы не наладите взаимопонимание, а только внушите партнёру чувство вины. Нет никакого смысла бесконечно мусолить одни и те же конфликты и оплошности.
Какие приёмы помогут наладить коммуникацию
1. Научитесь распознавать и принимать свои эмоции
Прежде чем говорить с партнёром о проблеме, загляните вглубь себя, осознайте, что вы чувствуете, и проживите эмоции. По возможности подождите, пока буря внутри немного успокоится. Если начинать разговор, когда вы раздражены или обижены, беседа будет очень накалённой и разрешить конфликт вряд ли получится.
2. Выбирайте подходящий момент для разговора
Если ситуация не очень острая и может потерпеть, сначала хорошенько взвесьте, что хотите сказать. Дождитесь, когда у вас с партнёром будет достаточно свободного времени и когда вы оба будете спокойны и расслаблены. Предупредите, что вас кое‑что волнует и вы хотели бы обсудить ситуацию, чтобы любимый человек не был слишком огорошен.
3. Используйте «я‑сообщения»
Очень часто мы высказываем обиды и недовольство в обвинительном ключе: «Ты вечно опаздываешь!», «Ты грубо со мной разговариваешь». Все эти тычки только злят собеседника, заставляют его обороняться и обвинять вас в ответ. А это явно не способствует миру и взаимопониманию в паре.
Чтобы ясно донести свою мысль и действительно разрулить конфликт, лучше говорить не о партнёре и его промашках, а о чувствах, которые вы по этому поводу испытываете. В этом суть техники «я‑сообщений».
Например, вместо того чтобы возмущаться — «У тебя все мысли только о работе, а мне ты внимания не уделяешь!», стоит сказать: «Я чувствую себя очень одиноко, мне тебя в последнее время не хватает, ведь ты очень много работаешь».
4. Слушайте
Дайте партнёру возможность высказаться и внимательно его выслушайте. Используйте приёмы активного слушания, чтобы продемонстрировать, что с пониманием относитесь к тому, что он говорит, и готовы разделить его чувства.
Не превращайте разговор в соревнование. Сфокусируйтесь на том, чтобы достичь взаимопонимания. Вашей целью должен быть компромисс, а не желание самоутвердиться и доказать партнёру, что он неправ. Тогда будет легче создать и поддерживать крепкую связь.
5. Устанавливайте границы
Они помогают избегать недопонимания и общаться с тактом и уважением к чувствам друг друга. Например, если деньги в вашей паре — повод для конфликта, договоритесь, что перед покупкой вы будете обсуждать любые траты больше определённой суммы.
6. Почаще общайтесь в течение дня
Пишите друг другу о том, что с вами происходит, как вы реагируете и насколько чувства сильные. Это отличная возможность проговорить эмоции до того, как они накопятся и приведут к взрыву.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама