Нетворкинг: как 100 интернет-друзей могут принести 100 рублей
Что такое нетворкинг и как он изменился в последние десятилетия
Нетворкинг — построение сети полезных контактов. Слово в русском языке относительно новое, а явление — совсем нет. Скажем, у вашей бабушки точно была знакомая продавщица, которая могла придержать нужный товар. Или другой пример — трудоустройство по знакомству, которое существовало задолго до появления интернет‑порталов по поиску работы.
Но было бы наивно отрицать: если раньше большую роль играли личные знакомства, то сейчас они уступили место связям в соцсетях. В исследовании, посвящённом российскому среднему классу, указано, что на принадлежность к нему в том числе влияет количество видов помощи, которые человек получает через социальные сети. Например, вы можете найти там:
- Работу. Когда вы размещаете резюме на специальном сайте, вы равны этому резюме. Если напишете пост о поиске работы и его перепостит кто‑то из онлайн‑друзей, это уже рекомендация. А ещё они могут рассказывать вам о каких‑то вакансиях — просто потому, что вы есть в их информационном поле.
- Сотрудников. Тут обратная ситуация: можно перелопатить массу резюме, а можно получить кандидатов с рекомендациями.
- Контакты. Ваша френд‑лента «знает» массу хороших специалистов — от сантехников и слесарей до узкоспециализированных врачей. Через лично знакомых вы до этих профессионалов, возможно, никогда бы не дошли.
- Содействие. Получить контакт узкого специалиста — одно, записаться к нему — другое. В безвыходных ситуациях, когда надо действовать срочно, некоторая протекция бывает весьма кстати.
- Ответы. Google, конечно, всё знает, но иногда полезно поспрашивать людей с разным опытом, чтобы прийти к каким‑то выводам. И конечно, опыт интернет‑друзей гораздо более разнообразен, чем лично знакомых, потому что, как правило, эти онлайн‑контакты не ограничены возрастными, территориальными или другими рамками.
- Идеи. Разные люди «болтаются» у вас в списке друзей не просто так, они вас чем‑то заинтересовали. А это значит, что лента может принести вам много пищи для размышления. И много поводов «красть как художник», то есть переосмыслять данные и использовать их в своей жизни.
Как соцсети изменили нетворкинг
Они сделали его гораздо более эффективным. И вот почему.
Стало проще пользоваться связями
Скажем, ищете вы сантехника. Количество людей, которым вы можете позвонить с вопросом, не знают ли они кого, скорее всего, легко посчитать по пальцам. А ваш пост на Facebook* увидят сотни, что гораздо эффективнее, согласитесь.
Поддерживать отношения можно без усилий
Одно из основополагающих правил нетворкинга — поддержание связей. В мире без соцсетей вы должны были бы пересекаться, общаться, возможно, даже отправлять подарки на праздники.
В соцсетях поддерживать иллюзию общения гораздо проще. Сообщения и фотографии человека мелькают в ленте — и вам кажется, что он достаточно близко. Более того, об онлайн‑друзьях, с которыми никогда не виделись, многие из нас знают гораздо больше, чем о лично знакомых.
Выйти на нужного человека не составляет особого труда
Вспомните фильмы про пронырливых журналистов. Чтобы выйти на нужного человека, им приходилось переодеваться в горничных, просачиваться на закрытые отраслевые конференции или идти на другие хитрости.
Сейчас практически любой человек на расстоянии пары кликов от вас. Достучаться можно даже до звёзд — вы, возможно, помните историю, как рэпер Дрейк оказался подписанным в Instagram* на плиточника из Москвы.
Можно получить помощь буквально от кого угодно
Есть теория шести рукопожатий, согласно которой между двумя любыми людьми на планете не больше пяти контактов. Но вне соцсетей предполагается, что добраться от одного до другого можно, если подключить всех этих пятерых, которые будут вовлекать друг друга. В соцсетях чей‑то один случайный лайк может привести вас к цели.
Почему «нетворкинг» не равно «массфрендинг»
Несмотря на то что в соцсетях проще увеличивать число друзей, их количество не равно качеству. Нетворкинг — это взаимно полезные отношения. Причём хорошо, если они формируются не по принципу «Буду общаться с ним, потому что однажды он может мне пригодиться», а потому что вы действительно интересны друг другу. Пусть не настолько, чтобы стать лучшими друзьями, но достаточно, чтобы быть хотя бы фолловерами.
Как заниматься нетворкингом в XXI веке
Так же, как и столетиями до этого. Правда, внести коррективы с учётом соцсетей всё же стоит.
Помогайте сами
В соцсетях можно быть очень полезным, прикладывая для этого минимум усилий. Например, вы тегаете знакомого парикмахера под постом о поиске стилиста по волосам — получаете довольных клиента и мастера. Это вам не в семь утра ехать на другой конец города, чтобы помочь. С другой стороны, такой своевременный онлайн‑вклад в решение вопроса может запомниться гораздо сильнее.
Будьте активны
Когда вы периодически видите посты человека, возникает иллюзия более тесного общения. Вы больше узнаёте о нём. А если тексты ещё и полезны, развлекают или заставляют задуматься, то ценность этого участника вашей ленты повышается.
В другую сторону это тоже работает. Если хотите, чтобы интернет‑знакомые при виде вашего аватара не пытались мучительно вспомнить, кто вы, оставайтесь в зоне видимости. Но и частить с постами не стоит, иначе люди могут предпочесть забыть вас.
Будьте собой
В разумных пределах, конечно. Всякие бизнес‑тренеры, может, и советуют писать исключительно профессиональные умные посты, а если не пишется, то хотя бы делиться чужими. Но просто вспомните, какие нудные и искусственные ленты у самих этих бизнес‑тренеров. Так что это вряд ли лучший путь.
Не разделяйте онлайн и офлайн
На заре распространения интернета онлайн‑общение считалось суррогатом, а некоторые и сейчас придерживаются такого мнения. Вот офлайн‑встречи — другое дело, хоть в глаза людям посмотреть можно.
С точки зрения современного нетворкинга не так часто имеет значение, что с одним человеком вы пересеклись где‑то лично, а с другим — постоянно переписываетесь под чьими‑то постами. Более того, контакт, полученный при очной встрече, легко потерять, если вы не переведёте его в онлайн.
Будьте классным
Все советы по нетворкингу подразумевают, что вы должны из кожи вон лезть, чтобы обзавестись полезными знакомствами. Но есть путь проще. Сами будьте интересным и полезным, и люди с удовольствием будут с вами дружить онлайн, лайкать ваши посты и откликаться на ваши просьбы.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий