Почему мы ненавидим искусство, которое не понимаем? Тред на примере русского шансона
В Twitter появился большой тред об отношении к искусству, которое понимают далеко не все. Автор раскрыл эту злободневную тему на примере ненависти к русскому шансону, доходчиво объяснив, что из себя представляет этот жанр.
0/101 Давайте рассмотрим феномен ненависти к искусству на примере Русского Шансона. Зачастую это догматичное, нелогичное и противоречивое мнение человека. Оно мешает трезво смотреть на мир и открывать для себя новое.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
1/101 Для начала дисклеймер: я ни в коем случае не оправдываю тюремную романтику и халатность в написании музыки, но в обществе сложился некий стереотип о жанре, который хотелось бы развеять. Проблематика сложнее, чем кажется на первый взгляд.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
3/101 Так вот Русский Шансон, он же блатняк. Сразу вывод. Сейчас — это фактически современная эстрада, которая уже утратила исконный тюремный колорит. Технически ничем не хуже любой другой популярной музыки в мире.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
4/101 Это индустрия развлечения, поэтому бизнес-модель, производство и стандарты качества в целом такие, же как в рок/поп/хип-хоп сфере. Так устроен мейнстрим, мы делаем то, за что люди заплатят на концерте.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
5/101 Первое когнитивное искажение связано с тем, что само название Русский Шансон, ушедшее в народ, — это собирательный термин.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
6/101 В Российской индустрии популяризатором этого термина выступило радио Шансон, в программной политике которого кроме блатняка были городской романс, военные, эмигрантские и некоторые эстрадные песни. Сейчас добавился еще и хип-хоп.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
7/101 В итоге под понятие попали и барды (Окуджава, Высоцкий, Розенбаум), и эстрадники (Лещенко, Шуфутинский), и каноничные Круг, Бутырка, Воровайки, и неошансон (Ваенга, Лепс), и даже советская эстрада 20х (Утёсов исполнял мурку). Высоцкий не так прост, но мы к этому вернемся.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
8/101 Даже если глянуть топ исполнителей Радио Шансон сейчас, мы найдем: Александра Маршала, Олега Газманова, Максима Фадеева и что? ST? Что? Волга-Волга? ЧТООО? Единственный в топе по истине "блатной" трек со всеми клише, это Антиреспект — “Тишины хочу”.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
9/101 Волга-Волга — кавер группа, исполняющая задорные каверы где-то на стыке (ска|поп|панк)-рок на российскую попсу. Делают это стильно и со вкусом, просто послушайте https://t.co/Afo9jKBy6z. Киньте в меня камень, если на припеве вы не вскочили пританцовывать. Это невозможно.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
10/101 ST — современный хип-хоп исполнитель. Трек в чарте — "Счастье любит тишину", совместный с Михаилом Шуфутинским. Хип-хоп давно уже захватил всю зарубежную музыкальную индустрию, что с запозданием, но происходит и у нас.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
11/101 Рандомный факт. Внук Шуфутинского — хип-хоп исполнитель. Пока не очень популярный. Ничего не могу сказать ни за ни против, рекомендовать слушать не буду, но ссылку оставлю как пруф [New Single Try & Try] (https://t.co/m6aKTkI8oJ).
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
12/101 Итого. Собираясь наехать на Шансон (впрочем, на что угодно), придется уточнить, что конкретно вы критикуете. Кроме, пожалуй, эмоциональности, больше не существует таких черт, которые бы распространялись сразу на всех исполнителей в жанре. Сфокусируемся на блатной части.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
13/101 Думаю, можно выделить в песенном творчестве 4 независимых фактора. Идеология (текст), техническое исполнение (музыка), фигура исполнителя и эмоциональность.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
14/101 Фигуру исполнителя сразу выкинем за борт, я не силен в социологии и тему эту раскрыть не могу. Если вы, слушая Майкла Джексона, видите только насилие над детьми — закрывайте тред. Мы же отделим персону от искусства и будем препарировать исключительно жанр музыки.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
15/101 Далее к идеологии. Тюремная романтика — это не хорошо. Это то, что бы мы совсем НЕ хотели закрепить и культивировать в обществе. Но романтизация любого образа всегда не хорошо. Секс/Наркотики/Рок-н-Ролл — неудачный жизненный принцип. В ту же копилку фанатов ЗОЖ.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
16/101 Бах писал музыку для церковных церемоний. Пытаясь вызвать у прихожан подходящие к религиозному действу эмоции, вкладывал и имел ввиду он буквально ад, рай, грех и искупление в своей музыке. Что же теперь делать атеистам? Отказаться от классической музыки?
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
19/101 Люди вкладывают в творчество то, что их беспокоит, интересует. Те эмоции, которыми они хотят поделиться. Так давайте воспринимать музыку эмоционально, не принимая слова в песнях как инструкцию к выполнению.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
20/101 Странно презирать, например, М. Круга, и боготворить Джеймса Брауна, в то время, когда это фигуры одного разлива. Оба были не первые в своем направлении, но сумели закрепить особенности жанра и, принеся в него новое, вошли в историю. Каждый стал визитной карточкой стиля.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
27/101 Мы больше уважаем зарубежную музыку, просто потому что не понимаем слова и редко задумываемся смысловой нагрузке. Мы слушаем ритм, гармонию, тембр голоса, пытаемся получить какую-то эмоцию.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
28/101 Именно так, забыв Русский язык, и нужно слушать шансон, тем, кому режет слух исключительно блатной жаргон.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
Далее автор твитов подробно рассказал про музыкальную технику шансона и самую распространённую прогрессию аккордов, которая используется в композициях самых различных жанров. Многие такие треки вы, наверняка, знаете и любите. Прочитать тред полностью вы можете в Twitter. А мы далее лишь немного подытожим.
86/101 Будем закругляться. По последнему блоку, эмоциональности, в принципе много не скажешь. Любому шансонье этого не занимать. Раскрыть как-то больше, чем сделано в самой музыке, я думаю нельзя.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
87/101 Слезные истории антигероев, манерное, гипертрофированное пение и замена минора на мажор и обратно в местах, где это не предусмотрено — это то, что, по-моему мнению, определило жанр.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
88/101 Забыл про Высоцкого. Отличный поэт, реализовавший себя в жанре авторской песни. В позднем его творчестве исповедально-философского характера, он часто обращался к вечным вопросам бытия. Но так вышло, что именно он и заложил клише блатной песни.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
90/101 Жаль, что эти два свойства ускользнули от будущих подражателей. Был скопирован лишь сленг, тюремные декорации, мелодия и хриплый низкий голос. Мораль исчезла совсем.
— 8xx8 (@8xx8ru) January 21, 2020
В конце треда автор составил свою карту шансона, в которой показал самые различные его проявления: начиная от блатных песен Круга до «Владимирского централа» в исполнении Noize MC и других хип-хоп исполнителей. Всё это имеет непосредственное отношение к шансону, который многие не понимают, не признают и просто ненавидят.
А как к такой музыке относитесь вы? Есть ли жанры, которые вызывают у вас ненависть? Расскажите в комментариях.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Phantom V Fold 2 — самого доступного «фолда»
Гид по пластиковым окнам. Какие купить, чтобы точно спать в тишине и не страдать от сквозняков
12 идей подарков на «Мегамаркете» для тех, кто участвует в «Тайном Санте»