Простой способ сохранить логику публичного выступления
Сегодня хочу вам рассказать об одном простом, но эффективном инструменте, который помогает мне готовиться к публичным выступлениям. Выступаю я очень много и часто ещё со школьных времён, и, по словам окружающих, иногда у меня это получается неплохо. Меня очень часто спрашивают о том, как правильно готовиться к речи. Ответ на этот вопрос — тема для множества книг, а не то что статей, и целиком я здесь на него не отвечу, зато расскажу об очень конкретной методике.
Нарратив публичного выступления
Если вы когда-либо слушали длинные выступления, то замечали, что иногда докладчик теряется в структуре и вся презентация кажется нескладной. Это сильно портит общее впечатление от речи. При подготовке к любому длительному (10 минут и выше) появлению на публике с докладом важно не забыть об общей структуре и сохранить логику презентации.
Как мы обычно готовим своё выступление? Открываем PowerPoint или Keynote и начинаем слайд за слайдом клепать контент. Однако к десятому слайду постепенно приходит понимание, что «Что-то я, блин, делаю не то», и приходится возвращаться к предыдущим слайдам, переделывать их или иногда даже начинать всё с нуля.
Чтобы не потерять нить и на ранней стадии обеспечить своему будущему выступлению логичность, структурированность и понятность, есть один классный инструмент, которым я нередко пользуюсь, — это составление канвы, или нарратива выступления.
Суть его очень проста: прежде чем начать делать слайды, вы пишете в нескольких предложениях всю «сюжетную линию» того, о чём хотите рассказать.
Как это работает
Чтобы было яснее, расскажу на примере.
Будучи ментором на курсе «Руководитель digital-продукта» в «Нетологии», я помогаю студентам с подготовкой дипломов и их защиты. За несколько недель до дня Х чаще всего студент имеет очень примерное понимание того, как будет выглядеть его выступление. Далее, шаг за шагом создавая контент, учащийся получает первый драфт будущей презентации. Как правило, то, что получается на этом этапе, — плохо структурированная, несогласованная, с неверно расставленными акцентами речь.
Чтобы помочь студенту, а заодно и самому лучше понять, что же он хотел сказать, я прошу его подготовить нарратив истории, которую он планирует рассказать. Допустим, суть дипломной работы — в проработке продуктовой стратегии мобильного приложения. В своём проекте учащийся глубоко исследует текущее состояние продукта, общается с пользователями, проводит юзабилити-тестирования, закапывается в аналитику, строит гипотезы и претворяет их в жизнь. Это многие десятки часов скрупулёзной работы.
Задача — уместить всю историю в 20-минутный доклад, не упустив самых важных деталей.
Пример нарратива такой работы одного из моих студентов выглядел так:
Мне достался существующий продукт ХХХХ. Самое узкое место — удержание пользователей. В чём причина низкого удержания ХХХХ? Проанализировала поведение пользователей. Возникла гипотеза о проблеме с режимом тренировок. Проблема подтвердилась отзывами пользователей в Google Play и App Store. Другая гипотеза: большинство регистраций приходится на нулевой уровень, так как ХХХХ позиционирует себя для начинающих. И, скорее всего, ХХХХ сложен для новичков и не вовлекает их.
Опросила зарегистрированных пользователей. Гипотеза подтвердилась. Какая ситуация на рынке? Эксперты видят основной драйвер роста в работе с мотивацией учеников. Пообщалась с пользователями за пределами ХХХХ и проверила гипотезы. Сделала прототипы фичей для повышения мотивации и формирования привычки. Получила позитивную обратную связь.
Таким образом, нарратив выступления — это описанная в нескольких предложениях общая логика доклада. Потратив 10 минут на формирование истории, вы сэкономите себе время на подготовку всего выступления и обеспечите лучшее впечатление у аудитории, так как логически целостная презентация всегда воспринимается лучше.
Чтобы правильно написать нарратив, задайте себе вопрос: «Если бы меня попросили за 20 секунд объяснить суть проделанной работы, что бы я сказал?»
Зачастую написание нарратива происходит в несколько попыток: первая версия рождается на самой ранней стадии подготовки и затем постепенно корректируется по ходу поступления новой информации. Это совершенно нормально.
В качестве альтернативы для подготовки нарратива можно сразу делать скелет презентации. Я всегда делаю именно так. Смысл в том, чтобы создать в PowerPoint или Keynote нужное количество слайдов, на которых нет ничего, кроме заголовков. Так при подготовке слайдов у вас всегда будет перед глазами общая структура, что облегчит сам процесс.
Такой незамысловатый, но эффективный инструмент.
А какие у вас есть секреты публичных выступлений?
Станьте первым, кто оставит комментарий