Кино не обязано быть реалистичным. Особенно если речь идёт про жанровые работы: боевики, фантастику или ужасы. Однако периодически режиссёры используют слишком стереотипные и одинаковые ходы, чтобы нагнать драмы, напугать зрителя или просто создать интригу.
Некоторые из них давно уже стали клише и символами дурного вкуса. Давайте вспомним десятку самых надоевших приёмов — как сюжетных, так и визуальных.
1. У бомбы с часовым механизмом должен быть экран
В кино очень любят всё взрывать. Во-первых, это просто красиво — герой ещё и может уйти, не оборачиваясь на взрыв (кстати, это тоже клише). Или же злодей может заложить бомбу с часовым механизмом, а положительный персонаж будет вынужден её обезвреживать. С этим надоевшим ходом есть сразу две проблемы.
Для начала — у такой бомбы всегда есть экран или хотя бы циферблат, на котором зритель и герой могут видеть, сколько времени осталось до взрыва. Как вежливо со стороны злодея: он подсказывает, когда нужно убегать. А ещё из-за параллельного монтажа и прочего растягивания действия таймер на бомбе очень часто не совпадает с реальным хронометражем сцены. За минуту экранного времени цифры могут поменяться на считаные секунды.
Подобные бомбы можно увидеть в «Голдфингере» про Джеймса Бонда и «Армагеддоне». Часовой механизм есть даже в картине «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» — а ведь в предыдущей части Кристофер Нолан так иронично показал сцену с неработающим пультом, когда Джокер взрывал больницу.
2. Злодей всегда оживает
Этот сюжетный ход массово распространился в 80-е — эпоху слэшеров, когда экранные маньяки раз за разом нападали на подростков. В финале каждой части наступает хеппи-энд: Фредди Крюгера, Майкла Майерса или Джейсона Вурхиза обязательно убивают — чаще всего это делает последняя выжившая девушка.
Но авторы заранее знают, что в случае успеха нужно будет снять продолжение. Поэтому в последний момент маньяк внезапно оживёт, его тело исчезнет или хотя бы на руке дрогнет один палец. Становится даже грустно за несчастных положительных героев, которые вот уже 40 лет не могут справиться со злодеем.
Примеров очень много: «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е», «Хэллоуин». Зато создатели «Крика», который во многом обыгрывает клише слэшеров, поступили с темой иронично: в каждом фильме злодей и правда погибает, а в следующий раз под маской скрывается кто-то новый.
3. Злодей рассказывает про свои коварные планы
Если вы ищете эталон экранной вежливости, обратите внимание на поведение антагонистов в боевиках и приключенческом кино. Казалось бы, уже поймали главного героя, наставили на него пистолет. Достаточно спустить курок — и победа в кармане.
Но нет, положительный персонаж не может умереть в неведении. Поэтому злодей начинает подробно рассказывать о своих планах по захвату мира. А иногда ещё и объяснять, как их можно сорвать. Тем временем наш Джеймс Бонд, Итан Хант или хотя бы Остин Пауэрс дождётся подмоги либо сам выберется из ловушки и победит.
От этого клише страдают буквально все классические фильмы про агента 007 (а заодно и «Не время умирать» — последняя на сегодняшний день часть франшизы). А также «Железный Человек» и некоторые другие картины Marvel, классический «Ворон» и даже «Король Лев». Лучше бы злодеи брали пример с Озимандии из «Хранителей»: он тоже рассказал героям свои планы. Но через 30 минут после их исполнения.
4. За друга нужно мстить на ринге
Главный герой — боец любого вида единоборств. Он либо сам участвует в каком-нибудь турнире, либо помогает готовиться своему близкому другу или родственнику. Тот, полностью уверенный в себе, выходит на ринг, но внезапно появляется злодей, который наверняка ещё и дерётся не по правилам (хорошо, что не спрятал в перчатку подкову).
Друг повержен, а возможно, и вовсе мёртв. Теперь главный герой должен потренироваться и победить злодея. Не только ради спорта или спасения мира, но и в качестве мести за товарища.
Сколько фильмов вспомнили по такому сюжету? Кажется, любителем подобных ходов всегда был Жан-Клод ван Дамм: «Кикбоксёр», «Кровавый спорт», «В поисках приключений» — сюжеты всех этих работ похожи. А ещё есть «Рокки-4», «Смертельная битва» 1995 года и многие другие.
5. В положительного персонажа никто не попадёт
В типичном боевике, фантастике или приключениях главный герой просто не может погибнуть. С одной стороны, это логично: иначе фильм придётся сразу закончить. С другой — выглядит очень комично, когда в персонажа стреляют из десятка орудий, но максимум, что может случиться, — ему попадут в плечо. Кстати, в кино такое ранение даже не мешает двигать рукой (а ты неудобно поспал — и потом шея болит два дня).
Шутки про имперских штурмовиков из «Звёздных войн» давно уже и сами стали клише: вроде бы зрителям показывают элитные войска, оснащённые лучшим оружием. Но толпа солдат не может попасть в обычного контрабандиста Хана Соло, а их броня не защищает ни от одного удара или выстрела. Ровно то же происходит в традиционных классических боевиках, вроде «Коммандос», «В осаде» или «Рэмбо» после второй части. Остаётся только удивляться, по какому принципу злодеи набирают себе помощников — уж явно не по умению стрелять.
Кажется, этот ход уже так всем надоел, что над ним шутили даже в «Форсаже»: в девятой части один из персонажей предположил, что они супергерои — ведь невозможно каждый раз выживать в опасных миссиях. И тем удивительнее был финал упомянутого «Не время умирать»: вот уж никто не ждал, что Джеймса Бонда можно просто убить.
6. Машины взрываются от чего угодно
И снова о взрывах. Это всё ещё очень красиво. Но даже страшно предположить, из чего в мире кино делают автомобили. Конечно, если в машину заложить бомбу, то она взорвётся, а заодно загорится бензин и масло.
Однако на экранах авто разлетаются на части, если выстрелить в бак: это даже проверяли «Разрушители мифов» и поняли, что такое невозможно. А в некоторых фильмах машины взрываются даже от столкновения или падения с обрыва. Возможно, в них есть кнопка самоуничтожения, иначе не объяснить.
Неправдоподобные взрывы можно увидеть в «Часе пик», «Миссия невыполнима — 3» и, конечно же, в «Форсажах». Не бойтесь после этого садиться за руль: вероятность такого исхода в жизни невероятно мала. Однако правила соблюдать всё равно нужно.
7. Собираться на пенсию — к проблемам
«Я слишком стар для этого дерьма», — сказал когда-то герой фильма «Смертельное оружие». Но, как мы уже знаем по многочисленным фильмам, в кино нельзя выходить в отставку. Даже в великолепном триллере «Семь» Дэвида Финчера персонаж Моргана Фримена берётся за расследование серии убийств за неделю до пенсии.
Во многих же случаях последняя работа перед отставкой и вовсе оказывается смертельной. В «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» персонажа убивают за три дня до пенсии. А самое забавное, что такой же приём использовали даже в «Неудержимых-2» — там в отставку почему-то хотели отправить самого молодого персонажа из всей команды. В итоге герой Лиама Хемсворта, конечно же, погиб.
8. Некоторые герои только смешат
Это не совсем сюжетный ход — просто приём, который изрядно надоел. Давно уже принято, что даже в серьёзных боевиках или фантастических фильмах должно быть место шутке. Для этого авторы часто вводят отдельного персонажа, который нужен только для развлечения зрителей.
Один из самых ярких примеров — Руби Род из «Пятого элемента». Персонаж Криса Такера получился очень ярким, за это его и полюбили зрители. Но на самом деле он нужен, чтобы разбавлять действие юмором. За это же фанаты возненавидели Джа-Джа Бинкса из приквелов «Звёздных войн»: он превращал каждую сцену фантастической саги в комедию в духе Чарли Чаплина.
Хотя есть хорошие примеры, когда герой не только смешит, но и всё-таки влияет на сюжет. Например, персонаж Саймона Пегга во франшизе «Миссия невыполнима» или Джо Пеши в «Смертельном оружии».
9. Никто не ест завтрак
Главный герой собирается утром на работу или учёбу, выходит из своей комнаты, а его жена или мама (муж или отец, если речь идёт о девушке) уже приготовила завтрак. И это не обычная яичница или овсяная каша, которую мы едим каждый день, а трапеза из трёх блюд с фруктами, тостами, джемом и прочими вкусностями.
Но герой сильно торопится, поэтому откусывает краешек хлеба, выпивает глоток уже налитого в кружку кофе и убегает. Те, кто смотрел сериалы вроде «Сплетницы» или «Полного дома», замечали подобное не раз. Даже в «Во все тяжкие» сын Уолтера Уайта каждый раз почти не прикасается к еде. Не показывайте такие эпизоды вашей бабушке — для неё это будет страшнее любого хоррора.
Забавно, что ещё в 1985 году Тим Бёртон начал с подобной сцены свой первый фильм «Большое приключение Пи-Ви». Вот только там это уже была пародия, которая подчёркивала странность и нелогичность поступков героя.
10. Дерутся либо слишком медленно, либо слишком быстро
Показать захватывающую сцену боя в фильме — непростая задача. Нужно подать всё очень динамично, но при этом так, чтобы зритель рассмотрел детали. А ещё нужно спрятать каскадёров — ведь далеко не все актёры выполняют трюки сами.
Так что в сценах драк есть две самые распространённые проблемы. Первая — когда во время боя делают монтажные склейки буквально каждую секунду, и всё превращается в хаотичное мелькание. От этого часто страдают супергеройские фильмы, например «Бэтмен против Супермена» и «Сокол и Зимний Солдат».
Противоположность — любовь режиссёров к замедленным съёмкам. Когда-то в «Матрице» показали удивительную технологию Bullet Time. Теперь все используют либо её, либо просто слоу-мо. Но всё хорошо в меру: в «Лиге справедливости», «Мятежной Луне» и прочих фильмах Зака Снайдера замедленные съёмки составляют чуть ли не четверть хронометража.
Какие клише в фильмах и сериалах поднадоели вам? Делитесь в комментариях.
Станьте первым, кто оставит комментарий