«Лука» не похож на последние мультфильмы от Pixar. И в этом есть своё очарование
17 июня на российские экраны выходит новый мультфильм Pixar «Лука». Зрители уже давно полюбили работы этой студии за неожиданное сочетание великолепной картинки, доброго юмора и серьёзных, иногда даже философских тем.
Но в случае с «Лукой» авторы решили пойти несколько другим путём. Сюжет этого мультфильма почти лишён конфликтов и неоднозначности. Режиссёр Энрико Касароса, дебютирующий в полнометражной анимации, просто позволяет вспомнить детство и окунуться в атмосферу летних каникул.
Ностальгия по детству и лету
13‑летний Лука ведёт типичную жизнь спокойного и послушного подростка. Он помогает родителям, много мечтает и изучает окружающий мир. Но есть одна деталь: герой и его семья — морские чудовища, которые живут под водой. Хотя на самом деле их род совершенно безобиден и очень боится рыбаков.
Однажды Лука встречает молодого энергичного сородича Альберто, который показывает ему, что морские чудовища могут выбираться на сушу и превращаться в людей. Новоиспечённые друзья добираются до рыбацкого городка Порто Россо и решают во что бы то ни стало заполучить свою главную мечту — мотороллер Vespa. Для этого они знакомятся с местной девочкой Джулией и собираются поучаствовать в конкурсе с денежным призом.
Первое, чем покорит мультфильм зрителей абсолютно любого возраста, — невероятно тёплая атмосфера итальянской Ривьеры. Этому не приходится удивляться. Для режиссёра Энрико Касаросы вся история — чистейшая ностальгия. Он провёл детство в Генуе и просто пытался отразить на экране свои воспоминания.
Для этого команда мультфильма отправилась на родину автора, объездила множество итальянских городов, чтобы максимально точно передать атмосферу. А заодно Касароса познакомил съёмочную группу со своей семьёй и даже прыгнул в море с 9‑метровой скалы. Режиссёр так развлекался в детстве. Точно так же будут делать и юные герои мультфильма.
Искренность и теплота сквозит буквально в каждой важной сцене «Луки». Персонажи гоняют на велосипедах, вытворяют опасные, но весёлые трюки. Наверняка у каждого взрослого зрителя возникнут свои ассоциации хотя бы с одним из моментов. И просто невозможно спокойно смотреть, как герои с аппетитом поедают пасту: сразу хочется заказать или приготовить что‑нибудь похожее.
Это история о времени, когда главной мечтой мог быть мотороллер, пусть даже и насквозь ржавый, а главным врагом становился местный хулиган. Именно поэтому мультфильм не пытается рассказать о каких‑то сложных темах, а лишь напоминает об очевидных истинах.
Простая, но важная мораль
Pixar часто делает главными героями своих мультфильмов детей и подростков. Но нередко сюжеты цепляют скорее взрослых. Знаменитая «Головоломка» буквально разбирала мысли и чувства юной героини. А «Тайна Коко» и вовсе рассказывала о знакомстве ребёнка со смертью.
«Лука» даже не пытается замахиваться на подобные темы. Это просто история о познании окружающего мира. Юному герою всегда твердили, что на суше живут страшные и опасные монстры. Неудивительно, что реальная красота города и его отличие от привычной среды обитания покоряют Луку.
Герои не пытаются помирить два мира или даже как‑то разобраться с семейными ценностями. Здесь даже можно немного посетовать на упущенные возможности. В сюжете буквально сразу напрашивается мораль: жители суши и океана считают друг друга чудовищами, а на самом деле оказываются похожи. Очень актуально для нынешней политической ситуации.
Но в «Луке» примирение разных видов происходит само собой на фоне основных событий. Авторам гораздо интереснее рассказать о чувствах главных героев. Это более личная история о смене авторитетов и борьбе с неуверенностью в себе. То, что проживал буквально каждый. Сначала Лука верит только родителям, потом его кумиром становится Альберто, который будто бы знает всё. На самом деле он во многом ошибается или даже откровенно врёт. Но язык не повернётся назвать нового друга обманщиком: настолько тот сам искренне верит в свои фантазии.
Затем в компании появляется яркая Джулия, что неизбежно вызывает дружескую ревность. Но не менее важна фоновая история привязанности отца девочки Массимо к Альберто. Эта линия проходит почти незаметно, но она очень трогательно раскрывает персонажей. Ведь в итоге каждый должен получить именно то, чего ему не хватало.
По этой же причине в «Луке», как и во многих поздних мультфильмах Pixar, злодей максимально вторичен. Карикатурный заносчивый Эрколе, который досаждает героям, совершенно не пугает. Он нужен, чтобы укрепить дружбу между персонажами. Хотя, конечно, есть ещё злобный кот. Он не играет особой роли в сюжете, но без него этот мультфильм не был бы так прекрасен.
Из‑за настолько простых тем и спокойного повествования может показаться, что «Лука» менее эмоционален, чем другие работы Pixar. Например, финал ленты «Вперёд» надрывно рассказывал, что самого близкого и важного человека в жизни иногда попросту не замечают. «Головоломка» разбиралась в подростковой депрессии. В новом же мультфильме семейные ценности очевидны с самого начала. Есть излишняя опека со стороны родителей Луки, но в их искренности и доброте сомневаться не приходится.
«Лука» выглядит трогательно, поскольку заставляет вспомнить этапы, которые каждый проходил в своей жизни. И понять, что в большинстве случаев конфликты не нужны, можно просто быть добрее друг к другу. А особенно к тем, кто отличается от остальных и чувствует себя чужаком.
Яркая анимация и проработка деталей
Мультфильмы Pixar славятся невероятным визуальным рядом. Авторы всегда прописывают мельчайшие детали, чтобы сделать картинку максимально реалистичной. Достаточно вспомнить знаменитую «Душу», где во время выступления музыкантов на сцене их партии полностью соответствовали звучащему саундтреку.
В этом плане, если взглянуть на изображение людей в «Луке», мультфильм может показаться примитивнее других работ студии. Но этому есть несколько объяснений. Во‑первых, детский сюжет подразумевает некий гротеск. Таких героев легко запомнить или даже перерисовать. Хотя и им всё же добавили деталей, которые превращают их в живых людей. Например, более загорелый оттенок кожи Альберто контрастирует с бледным Лукой, у которого со временем темнеют щёки и нос.
Тем более что человеческие персонажи соседствуют с образами морских чудовищ, которые уж точно не должны выглядеть реалистично. Касароса постарался совместить в них анатомию реальных обитателей глубин, изображения с картин эпохи Возрождения и людские черты. Получилось очень похоже на японскую анимацию, которую так любит автор.
А во‑вторых, если посмотреть сам мультфильм, будет понятно, что создатели поставили на другое. Они максимально реалистично передали антураж. Атмосфера Порто Россо действительно окунает в жизнь настоящего прибрежного городка в Италии. Проработка улиц, зданий, моря и даже неба с потрясающими закатами заставляет сомневаться, а рисунок ли это вообще? Поэтому, чтобы сохранить ощущение фантазии, люди и выглядят мультяшно.
О гротескности героев можно забыть уже к середине мультфильма. Здесь всё работает именно на атмосферу: визуальный ряд, темперамент и речь персонажей, которые регулярно перескакивают на итальянский язык (при этом текст остаётся понятным), и даже саундтрек. Иронично, что в «Луке» звучит знаменитая Viva La Pappa Col Pomodoro, которую у нас знают по переводу «Люблю я макароны». Вот только в оригинале композиция посвящена томатному супу. Русская версия была бы более подходящей.
В сумме получается очень живая картинка, напоминающая рассказ какого‑нибудь восторженного ребёнка об итальянской Ривьере.
«Лука» — одна из самых простых и прямолинейных работ Pixar за последние годы. Мультфильм не пытается всерьёз разбирать конфликты между разными мирами и отвечать на философские вопросы. Яркая история лишь заставляет вспоминать детство и мечтать о поездке в какой‑нибудь старый европейский город на море. Это полностью летнее, лёгкое кино, которое подарит много приятных ощущений, хотя, возможно, тронет не так глубоко, как «Вперёд» или «Душа». Но копаться в сложных темах нужно далеко не всегда.
Станьте первым, кто оставит комментарий