Что происходит с мозгом подростков
Переходный возраст — тяжёлый период для родителей и их детей. Ребёнок стремится избавиться от опеки, учится принимать самостоятельные решения и совершает много ошибок. Мамы и папы не всегда готовы к этому и с каждым днём всё меньше понимают сыновей и дочерей.
Исправить это поможет Изабель Филльоза — известный французский психотерапевт, клинический психолог, ведущий специалист по позитивному воспитанию детей, автор бестселлеров, переведённых на многие языки. На русском её книга «Мы не понимаем друг друга. Как найти общий язык с подростком» вышла в издательстве АСТ. Лайфхакер публикует вторую главу.
Они вырастают на 14–24 сантиметра за два года. Начинается рост с носа и стоп, затем следуют конечности и туловище. Одни изменения можно видеть: кожа становится грубее, у некоторых на лице появляются прыщи, волосы становятся жирными. Растёт грудь, появляются другие вторичные половые признаки... Прочие изменения можно почувствовать с помощью обоняния: они обильно потеют, выделение гормонов сопровождается сильными, даже резкими запахами... Некоторые изменения можно слышать: голос девочек меняется постепенно, голос мальчиков — резко, проходя период ломки. Ещё есть то, чего мы не видим, точнее — последствия чего мы наблюдаем в эмоциональных проявлениях и поведении. В подростковом возрасте в организме человека происходят сложные процессы. Особенно серьёзной трансформации подвергается мозг. Он функционирует вполне исправно, но становится удивительно пластичным.
Подросток делает ошеломляющие успехи в способности мыслить, обучаться, в художественном творчестве и социализации, однако другие зоны мозга на время делаются менее функциональными.
Реорганизация мозга
В мозге имеются серое и белое вещества. Серое вещество состоит из скоплений нейронов (нервных клеток) и дендритов (их коротких отростков), а также из глиальных клеток. Оно сосредоточено в коре больших полушарий, коре мозжечка, а также в спинном мозге. Оно также содержится в глубинных структурах головного мозга в виде скоплений нервных клеток, называемых ядрами. Белое вещество получило своё название от беловатой плотной жировой оболочки. Оно состоит из пучков аксонов, покрытых, как изоляцией, миелином. В миелиновой оболочке существуют периодические разрывы, называемые перехватами Ранвье. Миелин позволяет электрическим сигналам прыгать от узла к узлу, что значительно увеличивает скорость передачи нервных импульсов.
До 11 лет у девочек и 12 лет у мальчиков количество нейронов увеличивается и между ними устанавливаются связи. Серого вещества становится больше, кора головного мозга утолщается. По мере приобретения опыта, новых знаний и навыков прокладывается множество нейронных путей. В 11–12 лет в префронтальной зоне формируется максимальное количество серого вещества. Наибольшей активности префронтальная зона достигает перед прунингом (обрезкой). Порой складывающиеся маршруты сложны и к одному и тому же ответу можно прийти несколькими путями. Чтобы повысить свою эффективность, мозг приступает к перепланировке своего пространства. Для оптимизации маршрутов он прибегает к обрезке (прунингу) и миелинизации. Прунинг нужен для ликвидации малоэффективных, слишком извилистых или дублирующих путей. Миелинизация напоминает строительство шоссе: миелин обволакивает аксоны — длинные нейронные волокна, чтобы нервные импульсы могли перемещаться с высокой скоростью.
В период увеличения объёмов белого вещества и уменьшения количества нейронов серое вещество становится всё более тонким. Видели ли вы когда‑нибудь дерево после обрезки? Неудивительно, что наш подросток не может в данный момент мобилизовать все необходимые навыки. Некоторые даже усвоенные ранее навыки практически исчезают! Когда по новым скоростным дорогам откроется движение, оно будет стремительным, но пока некоторые небольшие дороги уже закрыты для движения, а другие перегружены... Это очень чувствительный период, поскольку обрезка производится не случайно. Наиболее часто используемые маршруты усиливаются, остальные удаляются. Взаимодействие подростка с его окружением буквально формирует его нейронные сети. Перестройка заставляет мозг подростка пересматривать маршруты, проложенные в детстве. Активизируются старые травмы, оставаясь бессознательными и вызывая болезненные чувства, которых подросток не понимает и которые он склонен проецировать на фигуры привязанности, особенно на главную — маму (или человека, который более других заботился о нём в первые девять месяцев его жизни).
Снижение способности контролировать свои порывы
Миелинизация происходит от задней части мозга к передней. Префронтальные зоны будут последними, где закончится миелинизация — примерно в возрасте 25 лет. В стволе мозга находятcя зоны, отвечающие за ощущения и движение. Теменные зоны управляют пониманием языка, памятью, пространственной ориентацией, концептуализацией. Префронтальные зоны отвечают за свободу воли, контроль импульсов, ожидание, планирование, организацию, эмпатию, оценку последствий своих поступков, принятие решений действовать либо воздерживаться от действия... Как видим, в этом списке указано то, что обычно у подростков в дефиците! И вместо того чтобы попрекать их за эти недостатки, мы должны осознать, что в их мозге происходит естественный процесс, что мозг находится в стадии реорганизации.
В самом деле, подростку необходимо больше времени, чтобы справиться со своими порывами. Это требует от него больших усилий, чем от взрослого или маленького ребёнка. Оскорбления, наказания и угрозы только усугубят проблему, усиливая стресс и тем самым ещё больше уменьшая мобилизационный ресурс префронтальной коры головного мозга.
Острота реакции
Миндалевидное тело, или миндалина, — небольшие структуры в центре головного мозга, по форме напоминающие ядро миндального ореха, которые, в частности, отвечают за стрессовую реакцию.
Миндалине требуется всего 70 миллисекунд, чтобы среагировать на опасность, в то время как область, которая получает и интерпретирует визуальную информацию, начинает её обрабатывать лишь через 100 миллисекунд!
В подростковом возрасте миндалина особенно реактивна. Поскольку области мозга, отвечающие за анализ информации и модуляцию реакций, ещё недостаточно миелинизированы, сигнал тревоги срабатывает быстрее и громче, чем у взрослых. Подросток реагирует моментально. Педаль газа у него столь чувствительна, что срабатывает ещё до того, как он успевает принять решение, а педаль тормоза слишком тугая, и провода, ведущие к тормозным колодкам, часто подводят.
Можно ли доверять подростку?
На экране появляется воздушный шарик. С каждым щелчком мыши подросток его надувает и зарабатывает пять копеек. Если шарик лопнет, он потеряет весь выигрыш. В 12–13 лет подросток выполняет тест хуже, чем в 8! В его мозге прилежащее ядро и вентральная тегментальная область (VTA) — структуры, участвующие в системе вознаграждений, в предвкушении удовольствия, — секретируют больше дофамина, чем в мозге взрослого или ребёнка. Они побуждают подростка гнаться за сильными эмоциями и делать ставку на быстрый выигрыш. Его интеллектуальные и логические способности на высоте, но искушения слишком сильны!
Да‑а‑а! В нём можно быть уверенным: он непременно накосячит. Его реакция вполне предсказуема. По просьбе приятеля, под влиянием группы, по рассеянности или просто если что‑то покажется ему потенциальным источником удовольствия — его не удержит ни возможный риск, ни тем более запрет. Напротив, запрет возбуждает прилежащее ядро и резко понижает способность оценивать опасность.
Когда он разговаривает с вами, подросток может выглядеть зрелым, вдумчивым и способным себя контролировать. Впрочем, он такой и есть... Но всё меняется, стоит ему оказаться в компании сверстников или под сильным эмоциональным воздействием, в состоянии недосыпа или под влиянием стресса. Способность сопротивляться внезапному порыву словно отключается. Не полностью, конечно, но азарт и влияние окружающих легко её заглушают.
Оставим иллюзию, что если будем ему доверять, то все обойдётся. Говорить: «Только никакого алкоголя, я тебе доверяю!» — столь же бесполезно (и контрпродуктивно), как вырвать у него обещание не курить. Не будем заранее ставить наших подростков в положение людей, обманувших наше доверие, поскольку они не обладают навыками, необходимыми для того, чтобы противостоять давлению группы.
Доверять подростку не значит полагаться на то, что он будет вести себя так, как мы ожидаем, — это значит доверять ему более глобально. Да, он заблудится, упадёт, столкнётся с проблемами... но именно так он обретает способность справляться с неприятностями.
Ключевые моменты
Подростковый возраст, часто переживаемый родителями как «трудное время», — решающий этап развития нейронных цепей, время невероятно масштабного строительства мозга, свидетелями которого мы становимся. Наша задача заключается в том, чтобы охранять территорию, на которой ведутся работы, и вовремя поставлять необходимые материалы.
Психотерапевт, клинический и детский психолог с мировым именем Изабель Филльоза собрала в книге «Мы не понимаем друг друга. Как найти общий язык с подростком» советы и упражнения для мам и пап, которые помогут им установить контакт с взрослеющим ребёнком и правильно проявить механизмы родительского влияния.
Автор подробно описывает специфику каждого этапа развития и рассматривает не только психологию, но и некоторые биологические и физиологические процессы. Это позволяет по‑новому взглянуть на мотивы поведения, которые часто неизвестны как родителям, так и самим подросткам.
Станьте первым, кто оставит комментарий