Зачем налоговая хранит данные о ваших покупках и как это может вам пригодиться
Какую информацию хранит налоговая и как она получает данные
В феврале 2021 года ФНС запустила сервис «Мои чеки онлайн» для хранения электронных чеков граждан. Это сторонний ресурс, он не привязан к личному кабинету на сайте налоговой или к «Госуслугам».
По обещанию ФНС, информация поступает в их хранилище исключительно на добровольной основе. Данные будут зафиксированы в сервисе, только если вы передали продавцу номер телефона или электронную почту. Ещё можно отсканировать QR‑код на бумажном чеке приложением ФНС «Проверка чеков» — ссылки на него будут чуть ниже.
В то же время в службе обещают, что от обработки данных всегда можно отказаться. Достаточно получить бумажный чек вместо электронного. В этом случае информация о покупке уйдёт в налоговую, но никак не будет привязана к вам, даже если вы оплачиваете товар картой.
Другое дело, что связь покупок с конкретным налогоплательщиком даёт инспекторам некоторую пищу для размышлений. Например, почему человек ежемесячно тратит суммы со множеством нулей, хотя у него нет официального дохода. Поэтому в любой момент позиция ФНС может измениться.
Впрочем, если налоговая захочет собирать данные о наших покупках, то она начнёт это делать и нам даже не сообщит.
Зачем создали сервис «Мои чеки онлайн»
ФНС объясняет это исключительно заботой. Ведомство обещает, что сервис позволит гражданам хранить чеки в одном месте и получать к ним простой доступ. А ещё электронные документы, в отличие от бумажных, не выцветут и не потеряются.
Но есть цели и поглобальнее: забота о здоровье и экологии. Чеки печатаются на термобумаге с использованием специальных химических веществ. Одно из них, бисфенол А, довольно токсично. Да и в целом печать документов, которые с большой долей вероятности через минуту окажутся в урне, выглядит не очень обоснованной.
Некоторые магазины уже предлагают покупателям заменить бумажные чеки электронными, в том числе «Азбука вкуса», «Пятёрочка», «ВкусВилл». Для ретейлеров это не только способ выразить экологическую позицию, но и экономия. Печать одного чека, по данным налоговой, обходится в 10–20 копеек.
Как работает сервис «Мои чеки онлайн»
Сайт крайне незамысловат. Чтобы авторизоваться, нужно указать свой номер телефона и потом ввести код, который придёт к вам в СМС.
И вам станут доступны электронные чеки, данные о которых есть в системе. Учитываются приобретения, сделанные с июня 2018 года. В основном вы увидите в списке покупки, которые оплачивали онлайн. Но если вы просили электронный чек в офлайн‑магазине, документ тоже отразится в сервисе.
Если кликнуть по конкретной строчке, можно ознакомиться с подробностями.
По умолчанию в списке будут чеки, привязанные к номеру телефона. Но их станет больше, если добавить в профиле электронную почту.
Сервис позволяет группировать чеки по дате.
Также есть вкладка с уведомлениями и партнёрами. Последних пока мало, но в будущем ФНС обещает бонусы и кешбэк.
Сервис также существует в виде мобильных приложений.
С какими делами поможет сервис «Мои чеки онлайн»
Одна из первых эмоций, которые вызывает новый сервис, — настороженность. Многие ждут от государственных разработок подвоха, и сложно упрекнуть таких людей в излишней бдительности. Но данные о значительной части онлайн‑покупок так или иначе уже хранятся у налоговой. Поэтому попробуем найти плюсы. И они есть.
Упорядоченно хранить чеки и быстро находить нужный
Чеки — важные документы, которые подтверждают факт оплаты товара. Сейчас в электронном виде они приходят как попало. Одни магазины присылают их на почту, другие отправляют QR‑коды, по которым можно перейти к собственно документу, третьи — СМС со ссылками.
Так что проблема хранения чеков не надуманная, особенно для тех, кто делает много покупок в интернете. Нужно создавать отдельную папку в электронной почте или придумывать другой способ собрать их в кучу. Если этого не сделать, поиск конкретного документа может превратиться в непростой квест.
Скептики говорят: ту же самую информацию можно найти в приложении мобильного банка. Это не совсем верно. В банковской выписке будет указано, где и сколько вы потратили. В чеке есть конкретный список товаров. Случается, что в том же приложении висит транзакция, по которой память подводит: никак не получается понять, что это за покупка. Чеки в этом случае выручают.
Вести бюджет
Если вы учитываете доходы по‑настоящему скрупулёзно, то знаете, как много времени занимает перенос данных из чеков. Если не делать это сразу после покупки, документы надо где‑то хранить. А ещё иногда список приобретений бывает очень длинным и включает товары из разных категорий. Так что не получится копировать итоговую сумму, надо разнести покупки по отдельным графам. Если есть электронный чек, достаточно освоить «копировать» и «вставить».
Решать проблемы в спорных ситуациях
Если вам нужно вернуть товар, обменять, починить его по гарантии — требуется документ, подтверждающий покупку. Бумажные чеки действительно выцветают. Иногда уже через год они превращаются в белый листок без каких‑либо опознавательных знаков.
Электронные чеки этого недостатка лишены. А сервис позволяет хранить в таком виде и документы, которые изначально были бумажными. Выше мы уже говорили, что это можно сделать с помощью приложения «Проверка чеков», — просто отсканируйте QR‑код.
Оформлять налоговый вычет
По задумке ФНС, в будущем сервис позволит автоматически рассчитывать сумму налогового вычета при покупке лекарств. Налогоплательщику достаточно будет только указать счёт, на который вернутся деньги.
Но вообще чеки для подтверждения оплаты обучения, лечения и других трат для получения налоговых вычетов нужны уже сегодня. И сервис позволяет их сохранять в виде отдельных документов.
Что делать, чтобы налоговая не хранила ваши электронные чеки
Сейчас достаточно делать покупки офлайн и получать в качестве их подтверждения бумажные чеки.
От покупок онлайн придётся отказаться. При расчётах в интернете продавец обязан отправить вам электронный чек. Так что данные автоматически попадут на сервис налоговой.
Станьте первым, кто оставит комментарий