7 распространённых мифов о распродажах и их разоблачение
Миф 1. Распродажи — это неактуальные коллекции и ненужные товары
Зачастую кажется, что до акций добираются только товары из прошлогодних коллекций — то, что никому не было интересно. Но несмотря на это, мы всё равно начинаем погоню за вещами, которые, возможно, и не нужны. Выгодные цены, привлекательные скидки заставляют посмотреть на эти товары по‑другому и подстёгивают к покупкам.
На самом деле на крупных распродажах можно встретить даже бестселлеры брендов. Причин продавать их по выгодной цене у продавцов может быть много, например увеличение выручки или формирование лояльной аудитории. А импульсивные покупки на распродажах совершать не обязательно: можно заранее ограничить себя в бюджете, действовать чётко по списку товаров и покупать только действительно нужные вещи. Во время таких распродаж, как «день холостяка» (или 11.11) и «чёрная пятница», например, можно приобрести новогодние подарки всем друзьям и родственникам. Так удастся сэкономить и деньги, и время: в декабре останется только упаковать подарки, а стоять в длинных очередях не придётся.
Миф 2. «День холостяка» (или распродажа 11.11) и «чёрная пятница» только маркетинговый ход
Это миф лишь отчасти. И правда, есть нечестные продавцы, которые повышают цену незадолго до старта акции или просто рисуют старую стоимость, взяв случайное число из головы. Цель здесь — повысить спрос, создав ощущение приятной экономии. Часто такой приём манипуляции используется во время крупных распродаж вроде 11.11 или «чёрной пятницы», когда покупатели идут в магазины именно за выгодой. Но подобное происходит далеко не всегда. Реально выгодные предложения существуют, и найти их несложно. Чтобы не обмануться, можно заранее, например за неделю до «чёрной пятницы», составить список покупок и проверить, сколько стоят товары. А когда акция начнётся — сравнить цены и убедиться в выгоде.
С Яндекс Маркетом об этом думать необязательно. Здесь работает механизм, позволяющий выявлять и исключать из акции предложения с завышенными ценами. Это не единственное, что помогает защищать покупателей. В октябре маркетплейс запустил специальный алгоритм. Он находит и отправляет на карантин товарные предложения, если их цены на Маркете неоправданно выше по сравнению с другими онлайн‑каналами, которые использует тот же продавец. Когда нарушение исправлено, товары возвращаются на витрину. Кроме того, площадка всегда реагирует на жалобы пользователей. В итоге покупатели видят только товары с честными ценами.
Скидок на Маркете много, и найти их несложно. Например, все предложения, участвующие в распродаже 11.11, собраны на отдельной странице — перейти на неё можно через баннер в шапке сайта или приложения. По акции реально купить смартфон realme C25S 4/64 ГБ за 9 990 рублей вместо 16 990, комплект постельного белья из поплина COZY HOME за 2 599 рублей вместо 9 995 и ещё тысячи товаров со скидками до 70%. Дополнительно контролировать выгоду поможет опция «Следить за снижением цены». Чтобы воспользоваться ей, достаточно перейти на страницу нужного товара и кликнуть по одноимённой кнопке: когда стоимость упадёт, на электронную почту придёт сообщение.
Миф 3. Распродажа 11.11 и «чёрная пятница» — одно и то же
Это две разные акции. Хоть обе проходят в ноябре, истории появления у них различаются. «Чёрную пятницу» придумали в США в середине XX века — правда, сначала о скидках речи не было. В пятницу после Дня благодарения американцы традиционно отправлялись в большие города, чтобы отдохнуть и сходить на шопинг. Это в разы прибавляло работы полицейским. Особенно невзлюбили безумные выходные офицеры в Филадельфии — они и прозвали этот день «чёрной пятницей». Популярность по всей стране и позитивный образ термин обрёл в конце 80‑х: продавцы решили переписать легенду и предложили версию с красно‑чёрными бухгалтерскими отчётами. В США ещё с начала XX века использовали красные чернила для записи убытков, а чёрные — для прибыли. Традиционно в праздники выручка магазинов увеличивалась, записи окрашивались в чёрный. Отсюда якобы и название.
Распродажа 11.11 же появилась в Китае. 11 ноября там отмечают неофициальный праздник День холостяка: его в 1993 году придумали студенты. «1» символизирует одиночку, а «11» — двух одиночек, нашедших друг друга. Превратить 11 ноября в день выгодного шопинга решили в 2009 году, чтобы порадовать молодых и свободных граждан. Сейчас и «день холостяка», и «чёрная пятница» превратились в мировые акции, в которых участвуют миллионы покупателей и продавцов из разных стран.
Миф 4. Чтобы успеть купить что‑то по акции, нужно ставить будильник
Рекламные кампании распродаж 11.11 и «чёрной пятницы», в которых подсвечивают, что количество товаров ограниченно, могут создать ощущение дефицита. Кажется, чтобы успеть купить что‑то крутое, нужно ставить будильник и постоянно обновлять страницу — быть в числе первых покупателей. Укреплять это мнение могут таймеры, установленные на страницах магазинов.
Переживать не стоит. Таймеры могут отмерять и время, оставшееся до конца распродажи, и остаток конкретного товара. Но обычно закончившиеся позиции заменяют похожими. Чтобы обойтись совсем без суеты, сделать заказ можно в начале акции, предварительно добавив нужные товары в корзину или отметив галочкой «Избранное». А чтобы не копаться в огромном ассортименте самых разных товаров, например на маркетплейсе, можно просто зайти в специальный раздел, в котором продавцы собрали самые выгодные предложения распродажи.
Миф 5. Во время распродаж скидки и бонусы не суммируются
Экономия — приятно, двойная экономия — приятно вдвойне. Иногда на распродажах о таком мечтать не приходится: скидку, какой бы она ни была, нельзя увеличить ни картой клиента, ни промокодами, например на первый заказ.
Но так бывает не всегда. Списание бонусов и промокоды могут работать и во время распродаж — лучше уточнить эту возможность и не отказываться от неё заранее. А ещё увеличить свою выгоду можно с помощью кешбэк‑сервисов и карт с кешбэком.
На Яндекс Маркете к распродаже 11.11 есть много таких предложений. Например, Яндекс Станцию Лайт можно купить со скидкой 20% за 3 990 рублей, с промокодом ALISA5 цена снизится ещё на 5%, а также может быть начислен ещё один персональный купон. Бонус в виде 1 000 баллов Плюса прилетит уже после покупки. А если оплатить колонку виртуальной картой Плюса, будет начислен ещё и дополнительный кешбэк — 11% (373 рубля). Таким образом, вместо оригинальной цены — 4 990 рублей — за Яндекс Станцию Лайт нужно будет заплатить 3 391 рубль или даже меньше (в зависимости от того, какой у вас персональный купон). А кешбэком вернётся целых 1 373 балла, которые можно потратить на следующие покупки.
Некоторые товары на распродаже выгоднее покупать в комплекте. Например, за комбо из Яндекс Станции Мини 2.0 и модуля Яндекс ТВ вы получите дополнительную скидку 10%. А в категории «Уходовая косметика» действует акция «Три по цене двух». Переживать, что товары быстро закончатся, не нужно. На Яндекс Маркете есть счётчик, который подсвечивает, сколько их осталось на складе. Кроме того, многие товары можно купить со Сплитом. Цена тогда будет поделена на четыре равные части — платежи нужно вносить раз в неделю. Никаких переплат в виде процентов или комиссии нет. Этот инструмент пригодится, если акция заканчивается, а зарплата придёт только через несколько дней.
Миф 6. Скидки 11.11 и в «чёрную пятницу» длятся один день
Названия вроде как говорят сами за себя. Но нет. Магазины начинают «подготовку» к акциям заранее, предлагая скидки поменьше или анонсируя бонусы, — сэкономить реально и за неделю до старта. Да и сами распродажи с полноценными скидками и максимальной выгодой магазины проводят в течение нескольких дней.
Бонусы продолжаются и после ключевых дат с помощью дополнительных скидок и промокодов. Например, вслед за «чёрной пятницей» наступает «киберпонедельник». Поэтому упустить выгоду во время шопинга в ноябре практически нереально.
Миф 7. Крупные распродажи выгодны только магазинам
Это полезно и площадкам, и продавцам, и покупателям. Первые получают больший поток посетителей, вторые — резкое увеличение оборота, третьи — выгодно покупают то, что им было нужно.
Но дополнительный плюс распродаж в «день холостяка» и «чёрную пятницу» есть и у других участников процесса. Например, сотрудников складов, логистов, курьеров — всех, кто работает над тем, чтобы заказы добрались до адресатов вовремя. За счёт увеличения объёмов работы у них повышается зарплатный коэффициент, появляются надбавки. Плюс на время высокого сезона площадки усиливаются и открывают новые временные позиции, которые позволяют заработать людям, находящимся в поиске открытых вакансий.