17 фактов о «Матрице» и что ждать от нового фильма
В Твиттере появился интересный тред - навеянный, очевидно, недавним анонсом «Матрицы 4». В нём Иван Талачев рассказывает некоторые факты о создании первого фильма и предполагает, что будет с франшизой дальше.
1. Тред начинается со своеобразного предупреждения, что эта история произошла буквально в прошлом тысячелетии, так что это не тот кейс, который можно повторить в 2019 году.
Небольшое предисловие: эта история, как подчеркивается не в одной книге, уже не может повториться 20 лет спустя. Сейчас, во время франшиз, контент-сервисов по подписке и рекомендательных алгоритмов, никто не купил бы сценарий про виртуальную реальность, кунг-фу и буддизм.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
2. Одержимость кино Вачовски преследовала с детства.
Больше всего Вачовски тащились от кино (кто бы мог подумать). По словам матери, она каждую неделю брала газету и продумывала план сеансов так, чтобы братья успели за выходные посмотреть все новинки проката.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Переломный момент в творческой истории Вачовски произошел в 1982 году, когда они сходили в чикагский кинотеатр на «Бегущего по лезвию». Из их сверстников фильм не понравился никому, зато братья запомнили сеанс на всю жизнь.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
3. Тем не менее, изначально «Матрица» планировалась как комикс.
В течение первой половины девяностых братья между строительством и написанием сценариев собирали материал для своего magnum opus — комикса, который включал бы в себя элементы всех их любимых кульурных и научных феноменов.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Мифология, квантовая физика, дзен-буддизм, интернет «Космическая одиссея 2001 года», «Одиссея» Гомера и гонконгские боевики — все это попадало в записные книжки и альбомы под общим названием «Матрица».
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
4. Братья поняли, что материал совсем не комиксный и пересобрали его в киносценарий. Так родился сюжет, который знает практически каждый.
Братья решили, что комикс из этого получится так себе и пересобрали годы работы в виде киносценария, в котором офисный клерк вдруг узнает, что мир вокруг него — виртуальная симуляция, а его мудрый наставник Морфеус пробуждает его с помощью красной таблетки в реальный мир.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
5. Время для такой истории было идеальным, но получить контракт оказалось непросто.
Лучшего времени для продажи такого сценария быть не могло — интернет только-только становился частью жизни американцев, зарождались хакеры, анонимы, виртуальные миры первых онлайновых игр.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Тем не менее, острый взгляд на новые явления в массовой культуре и тот факт, что фильм наполовину состоял из драк, погонь и перестрелок, не убедили ни одну студию взять на себя расходы на его съёмки.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
6. Но сценарий всё же купили Warner Bros. Правда, они всё равно не до конца понимали, как это снимать. Вачовски не растерялись и показали.
Вачовски сначала сняли лесбийский триллер «Bound» чтобы показать, что они знают, как кричать «мотор» и «снято», а потом наняли художника Джофа Дарроу, вместе с которым нарисовали раскадровку всего фильма от начала до конца. pic.twitter.com/0OY3by3kVG
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
В итоге Вачовски показали боссам весь фильм на бумаге. Точнее на 600 листах. Один из братьев рассказывал историю от сцены к сцене, а второй издавал звуковые эффекты. К сожалению, видео с этого питча в открытом доступе нет, но, надеюсь, у вас богатая фантазия.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
7. Съёмки проходили в Австралии - и это не решение Вачовски, а суровая необходимость.
Братьям дали $60 миллионов с одним условием — съёмки должны пройти в Австралии, где студия могла сэкономить на налоговых вычетах.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
8. Впрочем, они не жаловались.
Таким образом, никому не известные гики из строительной фирмы в Чикаго начали работать над фильмом своей мечты. pic.twitter.com/UqhdY9XD0x
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
9. Плавно переходим к кастингу на главную роль. Уже сложно представить Нео в исполнении кого-то, кроме Ривза, но вот какие кандидаты были изначально.
Абсолютно все знают, что Нео должен был играть Уилл Смит. И что он предпочел сняться в «Диком диком западе», который провалился в прокате. Давайте просто отметим этот факт как необходимый и двинемся дальше.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
От роли Нет последовательно отказались Бред Питт (не захотел тренироваться после изнурительных съёмок «Семь лет в Тибете) и Леонардо ДиКаприо (после «Титаника» не хотел больше сниматься в фильмах с большим количеством спецэффектов)
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
10. Киану, похоже, и сам знал, что он будто создан для этой роли.
А Киану Ривз к тому моменту был очень странным актером. После удачного проката «Скорости» ему пророчили сотни ролей героев боевиков, но он увернулся от всех коммерческих хитов в пользу мелодрам и триллеров вроде «Адвоката Дьявола»
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Но когда он, прочитав сценарий «Матрицы», познакомился с Вачовски, закрутился настоящий броманс.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Вачовски попросили его прочитать «Симулякры и симуляция» Бодрийяра перед съёмками — он согласился. Вачовски пообещали, что ещё до первого съёмочного будет четыре месяца нечеловеческих тренировок — он улыбнулся и сказал «окей».
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
11. Морфеус тоже мог быть совсем другим.
Когда всем стало понятно, что исполнитель роли Нео определился сам собой, настало время искать Морфеуса. Роль предлагали Арнольду Шварценеггеру и Майклу Дугласу — оба отказались.
(на дворе 1997 год, оба ещё нетронуты сединами) pic.twitter.com/u69yp7nK6d
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Ларри с самого начала кастинга настаивал на Лоуренсе Фишберне. Они встретились на том самом матче Тайсона Холифилда и когда Вачовски услышал голос актера, он понял — вот его «Оби-Ван Кеноби вместе с Дартом Вейдером, который носит очки и говорит загадками»
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Студия же настаивала на Вэле Килмере, Фишберн казался им слишком малоизвестным актером для фильма за 60 миллионов. Продюсеры утверждали, что если удастся договориться с Килмером, фильм будет легче рекламировать на волне его известности после «Бэтмен навсегда» pic.twitter.com/j0S9NBhrPm
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Как мы все знаем, Вачовски всё же убедили взять Фишберна.
12. Следующая важная роль - Тринити. Вместо Мосс мы могли увидеть в кадре жену Уилла Смита.
На роль Тринити сначала претендовала Джада Пинкетт-Смит, но на прослушиваниях с Ривзом у них раз за разом не получалось сыграться. В итоге выбор пал на канадскую телеактрису Кэрри Энн-Мосс, которая по совпадению играла в одноименном канадском сериале. pic.twitter.com/L83aWgzzks
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
13. Тренировки для фильма были... адскими.
Тоже общеизвестный факт: постановкой боев и тренировками занимался Йен Ву-Пинь, ответственный за драки, например в «Пьяном мастере» https://t.co/YNTq9Lrdzb
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Ву-Пинь потом станет голливудским «экспертом по махачу» номер один — его привлекут ставить бои оба «Убить Билла» и лучшие фильмы с Джеком Ли, «От колыбели до могилы» и «Денни — цепной пес».https://t.co/hlif2lFLea
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Даже в документальных фильмах про «Матрицу», в которых актерам иногда по контракту нельзя ничего ругать или ругаться, все актеры называют процесс тренировок не иначе как «е****м адом»https://t.co/vqMMaonVB2
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
14. Сцену с замедленным полётом пуль снимали 2 года, и она стоила целое состояние. Всё ради 12 секунд хронометража.
Одно из главных достижений «Матрицы» было введение Bullet Time — спецэффекта, при котором камера двигается с обычной скоростью, но мир вокруг нее замедлен настолько, что зритель может рассмотреть полет пули.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
В итоге Вачовски обратились в студию спецэффектов Manex, где техники собрали страшную установку из 120 камер и сняли сцену на зеленом фоне. https://t.co/0nG3qTU6AD
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
То есть вот эта 12-секундная сцена потребовала два года работы и 750 000 долларов из бюджета. Сегодня, двадцать лет спустя, такие фокусы бесплатно и за пару минут делают на любом пресс-ивенте технологической компании или молодёжном фестивале.https://t.co/t6xhYntfVe
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
15. «Матрица» выходила очень дорогой, но её потенциал перевешивал желание Warner Bros. сэкономить.
Как это обычно бывает в кино, бюджет и сроки постепенно пошли по одному месту. Однажды студия прислала Вачовски письмо со списком сцен из фильма, от которых братьям придется отказаться чтобы сэкономить время и деньги.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Вачовски позвонили из Сиднея в Лос-Анджелес и сказали, что без этих сцен у них не будет ни ленты, ни режссеров — ищите кого-нибудь на замену. Через несколько часов студийные боссы перезвонили и сказали не волноваться из-за превышения бюджета.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Чтобы сгладить конфликт, монтажер фильма Зак Стэнберг отправил в Warner Bros. черновой монтаж перестрелки в фойе из финальной трети фильма — и когда боссы увидели, что Вачовски снимают в прямом смысле «боевик нового поколения», их недовольство поутихло.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
16. С продакшеном пришлось сильно торопиться - потому что «Звёздные войны».
Любой человек, знакомый с историей кинопроката, знает, что у 1999 было две киновесны: до премьеры первого эпизода «Звездных войн» и после, когда любой фильм, вне зависимости от бюджета или рекламных усилий, окажется погребенным под танками Торговой Федерации
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
В итоге фильм вышел за полтора месяца до «Призрачной угрозы» — 31 марта 1999 года и собрал 171 миллион долларов в домашнем прокате и 292 в международном.
Позвольте я не буду писать про «культурное влияние» фильма? Все тут умные люди — всем все понятно.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
17. Не совсем факт, но скорее предположения автора о том, что ждать от «Матрицы 4».
Теперь немножко про ремейк, который явно выйдет не раньше 2022 года.
Очень просто и очень тезисно.
Если вы — киностудия,и у вас как минимум к 2021 году не будет собственного стримингового сервиса, вы считайте уже прогорели и обанкротились. pic.twitter.com/Nh6JEYV4g4
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Чтобы поддерживать свой сервис, вам нужна бесперебойная линия узнаваемого контента. То есть не сериалы «Писька моржа», «Орошение кровавой кровью» и «Максимальный урон», а франшизы, понятные с первого взгляда на постер и которые не нужно долго и мучительно рекламировать.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Поэтому новая «Матрица» — проба грунта.
Попытка узнать, есть ли ещё у истории, которая сюжетно закончилась 15 лет назад франшизный потенциал.
Это сложный вопрос: приличное количество сегодняшной киноходящей аудитории не застало франшизу в зрелом возрасте.
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Если новая «Матрица» соберет в прокате хорошие деньги (считайте от 300+ в домашнем прокате и как минимум столько же по миру), у вас будет сериал, мультсериал и даже игра (скорее всего, хорошая, игровое подразделение у WB будь здоров).
— Pierre dе Cello Baum-Banulleaux (@rodoss) August 21, 2019
Станьте первым, кто оставит комментарий