«Мастер и Маргарита» — не просто экранизация, а метакино, переосмысляющее роман
25 января в российский прокат вышел фильм «Мастер и Маргарита» по одноимённому произведению Михаила Булгакова. Картина была в производстве с 2018 года. За это время у неё сменился режиссёр — вместо запустившего проект Николая Лебедева пришёл Михаил Локшин («Серебряные коньки»). Также переписывали сценарий и в какой‑то момент сменили название на «Воланд», но потом вернулись к более знакомому заголовку.
Долгие мытарства новой экранизации заставляют вспомнить о мифическом «проклятии „Мастера и Маргариты“» — у всех российских адаптаций были проблемы с производством и релизом. Но теперь картина Локшина добралась до экранов, и она точно заслуживает внимания.
Фильм получился красивым, масштабным и эмоциональным. Причём сюжет значительно отличается и от романа, и от предыдущих экранных версий, что делает его более неожиданным. Хотя иногда кажется, что даже двух с половиной часов недостаточно для раскрытия истории, а авторы сами путаются в её слоях.
В сложном повествовании добавляется новый уровень сюжета
Находясь в психиатрической лечебнице, писатель, называющий себя Мастер (Евгений Цыганов), рассказывает пациенту из соседней палаты историю своей жизни. Когда‑то он выпустил пьесу «Пилат», по которой должны были поставить спектакль. Но Мастера обвинили в антисоветчине, и он тут же превратился в изгоя. Вскоре писатель встретил Маргариту (Юлия Снигирь) и тут же влюбился в неё.
Тогда Мастер начал писать роман, героями которого стали люди из его окружения: он сам, возлюбленная, местный кот, бывшие коллеги и загадочный иностранец. Именно эта книга и привела его в больницу.
Да, вам не показалось. В новой версии «Мастера и Маргариты» сам роман «Мастер и Маргарита» — часть сюжета. Что выглядит иронично: книга Булгакова и так была «историей в истории», а тут добавился ещё один слой. То есть в фильме Мастер пишет книгу, в которой он написал пьесу (в виде распечатанного сценария это, наверное, выглядело ещё забавнее). Но такой ход во многом обоснован и добавляет интереса.
Во‑первых, после сериала Владимира Бортко никому не нужен ещё один близкий к тексту пересказ. Тем более в формате фильма — картина Юрия Кары и иностранные версии показали, что насыщенный сюжет книги приходится нещадно резать. Поэтому Локшин даже не пытается сохранить все побочные линии повествования, а будто бы намекает: хотите знать, что написал Мастер, — почитайте его книгу. То есть книгу Булгакова.
А во‑вторых, новая версия «Мастера и Маргариты» — переплетение сюжета романа с жизнью автора. Булгаков и не скрывал, что его произведение отчасти автобиографично. Но в экранизации проводят ещё более очевидные параллели: его роман с будущей женой, запрет постановок (в реальности из репертуара театра убирали «Дни Турбиных» и «Мольера») и многое другое.
В итоге фильм получается этаким метасюжетом: реальная жизнь переплетается с книгой, мистикой, пьесой «Пилат». Причём повествование ещё и скачет по хронологии — картина начинается со сцены, где Маргарита громит квартиру критика Латунского.
Иногда сюжет слишком уж быстро и почти хаотично переходит с одного слоя истории на другой. В какой‑то момент даже трудно определить: авторы чересчур спешат и боятся, что зритель заскучает, поэтому так часто меняют линии, или же в этом вся задумка — с каждой следующей сценой всё сильнее размывается грань между правдой и вымыслом.
Авторы смещают акценты на других персонажей
Одним лишь добавлением нового слоя авторы не ограничиваются. «Мастер и Маргарита», поверхностно придерживаясь сюжета оригинала, радикально смещает акценты. В первую очередь сильно урезали линию Понтия Пилата и Иешуа — осталось лишь несколько небольших вставок.
А жаль — на роль прокуратора пригласили датского актёра Класа Банга, известного по «Дракуле» 2020 года и «Заговору сестёр Гарви». В отличие от персонажа в версии Бортко, он не выглядит уставшим стариком, а силён и харизматичен, да и говорит на латыни.
Истории членов МАССОЛИТа и прочих обитателей Москвы раскрывают кратко и поверхностно — только в контексте их связей с Мастером или столкновений с Воландом и его свитой. А ведь разговоры чиновников про произведения и авторов, которые «сегодня разрешены, а завтра — нет», звучат слишком актуально и пугающе.
Даже роли Коровьева‑Фагота, Бегемота и Азазелло понизили почти до эпизодических. За первых двоих особенно обидно. Высокий и гуттаперчевый Юрий Колокольников ни на секунду не замирает, с удовольствием изображает из себя шута, всё время говорит надрывно и явно наслаждается ролью. Бегемота же озвучил Юра Борисов, и шутки этого персонажа (особенно в сцене после бала) могли бы звучать потрясающе.
Из‑за сокращений страдает стройность сюжета: некоторые линии обрываются буквально на полуслове. Как, например, знаменитый «показ мод» в театре: в отличие от книжного варианта, ни одежда, ни деньги у посетителей не исчезают, поэтому не очень понятно, зачем вообще был нужен перформанс.
Из всей свиты выделяется лишь Гелла в исполнении Полины Ауг — её интересно вплетают в разные части истории, в том числе и в «реальную» Москву. На большее, увы, просто не хватает времени — даже бал у Сатаны сократили до минимума, хотя половина критиков всё равно пошутит про аналогии с «голой вечеринкой».
А о чём же тогда рассказывают? В первую очередь, новый фильм «Мастер и Маргарита» выглядит более мелодраматично, чем предыдущие экранные версии. Именно близость двух человек и желание женщины спасти возлюбленного — эмоциональный центр картины.
Иногда создатели немного перегибают: романтичный танец пары совершенно не нужен и лишь отнимает время — лучше бы его отдали на шутки Бегемота. Иногда недотягивают: пока Мастер не попадает в больницу, не очень заметно, чтобы опала его как‑то тяготила. Но в целом романтическая история удалась: супруги в реальной жизни, Цыганов и Снигирь очень тонко показывают пару, которая отлично понимает друг друга. Они даже говорят не «по‑книжному», а как живые люди.
Для большей красоты убрали тот факт, что в книге Мастер был женат (хотя и не мог вспомнить имени супруги). Если отбросить весь мистицизм, который присутствует лишь в печатной версии, можно увидеть трагическую историю любви, где нет места ни счастливому финалу, ни даже обещанному покою.
К тому же фильм не зря в какой‑то момент хотели назвать «Воланд». Роль этого персонажа не просто расширили — авторы и вовсе переосмыслили образ «консультанта», да ещё и пригласили на эту роль немца Аугуста Диля с его демонической внешностью. Хотя даже иронично, что актёр несколько лет назад сыграл в «Тайной жизни» Терренса Малика человека, которого причислили к лику блаженных, а теперь появляется в образе Сатаны.
У Диля получился идеальный Воланд — мистический, саркастичный, пугающий. В отличие от персонажа Басилашвили в сериале Бортко, он не кажется философствующим стариком — его речи более шутливы, хотя ироничным тоном он говорит жуткие вещи. Единственный недостаток: хоть актёр лично переозвучил свои реплики на русском (акцент только добавляет персонажу харизмы), его речь иногда не совпадает с артикуляцией — это рушит атмосферу.
В книге Воланд сам подчёркивал, что он почти ничего не делает, оставляя все приключения свите. В фильме же это не просто наблюдатель и организатор всяческой чертовщины. Воланд ещё и своеобразное отражение самого Мастера. И буквы «М», которые регулярно мелькают в кадре — не только на шапочке писателя, но и на улицах Москвы — иногда в отражениях превращаются в W.
Это самая масштабная и красивая экранизация романа
У российской публики из экранизаций «Мастера и Маргариты» особой любовью пользуется сериал 2005 года от Владимира Бортко. Это действительно точная адаптация романа, в которой ещё и собрали весь цвет советского и российского кинематографа. Заранее понятно, что версию Локшина тоже будут сравнивать с сериалом и наверняка не в пользу новинки.
Но стоит признать, что у сериала было две проблемы. Визуальные эффекты расстраивали даже в 2005‑м. Сейчас они и вовсе воспринимаются скорее как условность, чем попытка действительно показать что‑то мистическое. А некоторые актёры хоть и были хороши, но уже слишком в возрасте: Абдулову (Коровьев) исполнилось 50, Филиппенко (Азазелло) — 60, Басилашвили (Воланд) и Гафту (Каифа) — 70, Лаврову (Пилат) — 80.
В новом фильме тоже немало заслуженных звёзд — от Алексея Гуськова до Леонида Ярмольника, но все они на вторых‑третьих ролях. Основной состав выглядит свежее и играет более живо. Мастер в исполнении Евгения Цыганова наконец‑то запоминается — Галибин в сериале терялся на фоне коллег.
Плюс теперь делают ставку на контраст между образом персонажа во время его встреч с возлюбленной и его состоянием в больнице — меняется внешность и даже речь. Образ Юлии Снигирь будто бы подсмотрели среди ролей Евы Грин — настолько же красивая, насколько и сильная женщина с демоническими глазами.
С визуальным рядом обошлись неожиданно. Понятно, что от произведения, где фигурирует нечисть, никто и не требует реалистичности. Но в новом «Мастере и Маргарите» показан некий альтернативный мир. В Москве 30‑х стоят удивительные высотки и летают дирижабли. Это не совсем стимпанк (даже жаль), но круглые солнечные очки Маргариты словно намекают, что авторы вдохновлялись жанром. Такой подход позволяет ещё лучше отделить реальную Москву от вымышленной и просто добавить зрелищности.
Да и в целом отлично видно, куда пошёл миллиардный бюджет картины. В «Мастере и Маргарите» бессчётное количество красивых кадров, шикарных костюмов и масштабных декораций.
Добавьте к этому разные цветофильтры, разделяющие слои повествования, и тревожный саундтрек Анны Друбич, писавшей музыку к ужастикам «Варвар» и «Улица страха». Не забудьте, что фильм идёт со взрослым рейтингом «18+», позволяющим не цензурировать жестокость и обнажённые тела. Учтите, что Бегемот просто шикарен. И получите вольную, но эстетичную и захватывающую экранизацию великой книги.
Конечно же, фильм обречён на критику со стороны тех, кто ценит верность оригиналу. Но роман «Мастер и Маргарита» слишком много раз переносили на экраны, да и книгу читали практически все — в 2022 году она возглавила рейтинг самых популярных произведений школьной программы.
Так что Локшин и Кантор пошли единственным возможным путём. Они сделали новую версию не просто визуализацией текста, как было с сериалом Бортко, а переосмыслением самой сути произведения.
Иногда авторам явно не хватает хронометража — интересно, будет ли режиссёрская версия часа на четыре? В других моментах они явно злонамеренно ускоряют действие, чтобы не давать зрителю заскучать. Зато фильм позволяет чуть глубже погрузиться в жизнь главных героев и иначе посмотреть на Воланда. А заодно и просто радует дорогой и красивой постановкой.
Уже после просмотра наверняка захочется перечитать книгу, сидя у Патриарших или хотя бы дома под лампой с тёплым жёлтым светом. И возможно, удастся ощутить себя где‑то рядом с героями фильма — и тогда точно получится метасюжет, вышедший с экранов в реальность.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов