«Манкимэн» — динамичный боевик про Индию с отличным экшеном и почти без танцев
11 апреля в российский прокат вышел боевик «Манкимэн». Это режиссёрский дебют актёра Дева Пателя («Легенда о Зелёном Рыцаре»), сыгравшего главную роль. Изначально автор планировал продать свою картину Netflix, но её заприметил Джордан Пил и его продюсерская компания Monkeypaw Productions. Они привлекли к продвижению Universal Pictures — так фильм добрался до больших экранов.
Критики уже вовсю расхваливают новинку: на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes у неё 88% положительных отзывов от экспертов. Похвалы действительно заслуженные. Возможно, «Манкимэн» не поразит экшеном зрителей, избалованных более дорогими работами. Но компенсирует это интересной историей и отсылками к социальным проблемам и индийской культуре.
Сюжет выворачивает наизнанку идеи «Джона Уика»
Герой, которого в титрах назовут просто Kid, то есть Парень (Дев Патель), зарабатывает, проигрывая договорные матчи на подпольных боях в вымышленном регионе Индии. Он выступает в маске обезьяны, за что получает прозвище Манкимэн.
Парня преследуют жуткие воспоминания о прошлом. Из-за трагедии герой с детства был сиротой и теперь мечтает отомстить. Чтобы осуществить план, ему нужно подобраться к представителям элиты. Для начала можно добиться хотя бы самого низкого места среди работников ресторана, а дальше Парень будет продвигаться к своей цели. Хотя поначалу всё пойдёт не так, как задумывалось.
На постерах фильма красуется фраза «От продюсеров „Джона Уика“». Формально здесь нет обмана: продюсер Бэзил Иваник и его Thunder Road Films и правда участвуют в продвижении картины. Скорее это подчёркивают, чтобы показать родство между двумя боевиками.
Уже после первых тизеров «Манкимэна» стали называть «индийский „Джон Уик“». Общие черты можно заметить ещё по трейлерам: потрёпанный герой-одиночка в чёрном пиджаке разбирается со злодеями. Но на этом сходство и заканчивается (хотя ещё есть сцена с псом). Фильмы Чеда Стахелски и Киану Ривза показывали почти фэнтезийный мир преступников, а главный герой выглядел локальным Суперменом: он хоть и получает травмы, но явно непобедим.
Патель берёт почти противоположный сюжет. Главный герой — типичный хороший человек с травмой, одержимый местью. Слишком крутым его поначалу никак не назовёшь: он теряется, медлит, из-за чего совершает много ошибок. К тому же Парень — просто человек с улицы.
Персонаж попадает из своего мира в мир элиты, где царят жестокость и разврат. Там он выглядит единственным живым человеком на фоне монстров — лишь одна из девушек, которых покупают богачи, поймёт его.
То есть структурно «Манкимэн» — классическая история человека из низов, который должен ворваться в мир богачей и разрушить его. Причём это ещё и история, завязанная на личной драме. Эмоционально такое кино работает намного лучше, чем сюжет о киллере, пусть даже у того и убили собаку.
Возможно, сюжет подан слишком прямолинейно, а иногда и вовсе склоняется к клише: сцены тренировок главного героя напомнят старые гонконгские боевики, которые многие смотрели на видеокассетах. Но это очень удачная стилизация под классику с современным подтекстом и подачей.
Экшен отлично поставлен и запоминается
Сразу стоит оговориться, что «Манкимэн» не предлагает зрителю настолько же безумных и вычурных масштабных драк и перестрелок, какие поклонники могли видеть в «Джоне Уике», «Тайлере Рейке», «Дневной смене» и прочих картинах от режиссёров-каскадёров. Да и с классикой в стиле работ Джеки Чана или Брюса Ли фильм не сравнится.
Здесь трудно сказать, не хватило авторам бюджета (на картину потратили всего 10 миллионов долларов) или опыта. Хотя, возможно, Патель и не планировал перегружать действие чем-то слишком сложным. Актёр, кстати, много лет занимается единоборствами. Он сам участвовал в экшене, а помимо этого лично помогал постановщику трюков придумывать сцены и даже стиль боя своего персонажа и получил несколько серьёзных травм на съёмках. И при этом ещё умудрялся режиссировать фильм!
Недостаток масштаба совершенно не портит «Манкимэна», а в отдельных моментах делает его даже лучше.
Драки могут выглядеть чуть медленнее, но это добавляет им реализма и просто возможности получше рассмотреть происходящее. Тем более что Патель предпочитает длинные кадры без бешеного монтажа, а первая крупная схватка длится больше 10 минут.
В фильме вообще не слишком много общих планов — характерная черта для недорогого авторского дебюта. Такая локальность лишь добавляет субъективности: камера здесь аккуратно следует за героем, позволяя зрителям ощутить себя свидетелями происходящего.
Остроумию некоторых драк может позавидовать даже франшиза «Джейсон Борн»: в ход идут буквально все возможные виды оружия и подручные предметы, которыми если не бьют, то бросаются.
При близком контакте враги могут не только лупить друг друга или стрелять в упор, но даже кусаться. Если в драке нужно использовать нож, а руки заняты, можно зажать его зубами.
Иногда действие уходит в настоящий гротеск, но так и задумано: хоть у «Манкимэна» есть драматическая основа, экшен должен веселить. Поэтому можно добавить в сюжет миниатюрный автомобиль с турбированным двигателем или кидать сковородки.
В фильме есть социальный и культурный подтекст
Неоднократно упомянутый «Джон Уик» ни в одной из частей не притворялся чем-то большим, чем просто развлекательное кино. В серии даже не было полностью положительных героев, чтобы каждый мог в любой момент пострадать на радость публике. Это не недостаток, а просто непреложный факт, который показывает главную разницу между знаменитой франшизой и «Манкимэном».
Дев Патель родился в Лондоне, его родители приехали из Кении. Однако в своём фильме режиссёр обращается к корням — к Индии. Он делает свой фильм не просто боевиком про борьбу с несправедливостью, но ещё и экскурсом в социальные проблемы и культуру страны. Причём подано всё легко, без ухода в слишком «внутренние» темы.
Картину с интересом могут смотреть и те, кто не в курсе кастовых систем Индии, не знает о хиджра и вообще неприкасаемых, не слышал о разгуле ксенофобии в стране.
Однако если вы хоть немного изучали внутреннюю жизнь Индии, фильм обретёт чуть более глубокий смысл. Патель добавил в традиционный боевик актуальности: все события происходят на фоне выборов (мелькают даже вставки из реальных новостей) и оказываются связаны с одним из политиков. А пропасть между разными кастами становится основой сюжета.
В то же время «Манкимэн» знакомит и с культурой страны. Это касается и главного героя, которого ассоциируют с Хануманом — божеством в виде обезьяны из «Рамаяны». Историю этого мифического персонажа расскажут аж дважды — с немного детской подачей. Заодно можно послушать великолепный национальный инструмент табла — ударный, но мелодичный. Кстати, иронично, что в Индии в этом году уже вышла картина «Хану Ман» — совсем другая по тону.
Выборы здесь проходят параллельно с национальным праздником Дивали. Помимо кровавых разборок, к финалу можно будет немного полюбоваться на необычные наряды и танцы — совсем не те, с которыми ассоциируется традиционное индийское кино.
«Манкимэн» достаточно типичный боевик. Но как представитель жанра он очень хорош: эмоциональная история сочетается с неплохо поставленным экшеном и неожиданно серьёзными социальными темами. И там, где кажется слабоватой одна часть, действие вытягивает другая. В сумме получается динамичный и захватывающий фильм, который понравится поклонникам боевиков, а заодно даст некоторую информацию о проблемах далёкой страны.
Станьте первым, кто оставит комментарий