Я попался. В ловушку, которую расставил разработчик приложения Patephone. Спустя 10 дней после того, как я удалил приложение, сработало автопродление. С карты списали 599 рублей. Это попахивает мошенничеством, и с этим надо что-то делать.
Схема монетизации приложения с помощью возобновляемой подписки - наиболее спорный способ заработка денег на приложениях. Я далеко не первый, кто попался в расставленные сети — иначе это никак не назовешь. Один из последних громких скандалов на эту тему произошел с приложением Easy Ten.
Основатель сервиса «Доктор на работе» Станислав Сажин обвинил создателей Easy Ten в том, что приложение «нагло ворует деньги у невнимательных пользователей».
Скандал, благодаря громкому имени Сажина, прокатился по Рунету. Дмитрий Зарюта в интервью «МакРадару» прокомментировал ситуацию с автоподпиской.
Возобновляемая подписка — это нормальная мировая практика монетизации. Вопрос в том, что действительно часть пользователей подписываются, не читая правила, и потом испытывают проблемы с тем, как отписаться. Текущий интерфейс, к которому мы пришли за несколько итераций, не последний. Мы будем экспериментировать и настроены на то, что число тех, кто подписывается случайно, должно быть равным нулю.
Действительно, возобновляемая подписка - нормальная мировая практика монетизации. Вопросы вызывает то, как она устроена. Подписаться на сервис можно из приложения, а отказаться от автоматического продления подписки - только из iTunes. Эта явная недоработка Apple — своего рода дыра в кармане пользователя. И через эту дыру в кошелек пользователя лезут приложения, которые используют схему возобновляемой подписки.
Кто виноват и что делать
Кто виноват, наверное, уже понятно. И можно не называть конкретных имен или компаний, просто скажем, что всему виной жажда легких денег. Ну кто бы отказался? Тем более что правилами Apple это разрешено — железобетонный аргумент в любом споре на тему возобновляемой подписки. Однако с этим не согласен Грэм Бауэр, разработчик приложения Reps & Sets. В своей статье на Cult of Mac Бауэр размышляет о том, как должны вести себя разработчики по отношению к пользователям в случае, если у первых есть возможность «слегка» почистить кошельки вторых.
Что ставить во главу угла - интересы пользователей или прибыль?
Манифест разработчиков
В 1995 году режиссер Ларс фон Триер написал «Догму 95», в которой изложил 10 правил работы над фильмом. Режиссер призвал отказаться от спецэффектов и трюков в пользу традиционных способов рассказа, где в первую очередь важны сюжет и персонажи. С идеей «догмы» для разработчиков выступил и Грэм Бауэр. Он составил 10 правил и назвал их The App Dogma Manifesto.
- Придерживайтесь устоявшихся правил. Пользовательский интерфейс должен отвечать требованиям платформы, под которую создается приложение, к дизайну и стилю и не должен нагружаться излишним брендингом.
- Уважайте личное пространство. Приложение ни в коем случае не должно передавать данные пользователя третьим лицам или хотя бы должно спрашивать на это разрешение. Можно собирать отчеты об использовании приложения исключительно в целях дальнейшей оптимизации опыта взаимодействия с пользователем.
- Не прерывайте процесс. Приложение не должно прерывать пользователей всяческими запросами и уведомлениями. Не заставляйте людей ставить рейтинги и писать отзывы.
- У каждого оповещения должна быть веская причина. Все они должны сообщать пользователю о каких-либо событиях.
- Спрашивайте разрешение. Приложения могут лишь запрашивать у пользователя доступ для выполнения какой-либо задачи, причем запрашивать его только тогда, когда человек сам захочет сделать что-то и ему понадобится помощь.
- Экономьте трафик. Пропускная способность устройства должна быть использована только в том случае, если это принесет какую-то выгоду пользователю. Ведь именно за это вам платят.
- Говорите простым языком. Весь текст должен быть четким и понятным, чтобы ни у кого не возникало сомнений и дополнительных вопросов. Это относится к пользовательскому интерфейсу, рекламе и прочему.
- Четко продумайте прейскурант. Желательно установить такую цену на приложение и последующий сервис, чтобы вам не пришлось в дальнейшем ее пересматривать и изменять. Ваше приложение должно быть полезным даже без дополнительных приобретений и оплаты.
- Поддерживайте маркетинг на уровне. Описания в App Store должны передавать суть вашего приложения. Не рекомендуется использовать какой-либо жаргон или вызывающий тон.
- Реклама должна быть лаконичной. Реклама внутри приложения должна быть маленькой, ненавязчивой и понятной каждому пользователю. Также она должна быть четко обозначена.
Сюда же можно добавить и 11 правило — явным образом указывай пользователю на автоподписку и предупреждай его о списании денег. Что думаете, уважаемые разработчики?
Станьте первым, кто оставит комментарий