Стоит ли смотреть «Майор Гром: Игра» — фильм-комикс про петербургского супергероя с шавермой
23 мая в российский прокат выходит очередная часть кинофраншизы «Майор Гром». Она получила подзаголовок «Игра» — новый фильм основан на одноимённой арке комиксов российской студии Bubble.
«Майор Гром: Игра» громче, масштабнее и насыщеннее первой картины. Знакомые персонажи развиваются, а проблема, с которой они сталкиваются, усложняется. Но желание показать слишком много иногда утяжеляет фильм.
О чём фильм
Майор Игорь Гром (Тихон Жизневский) стал настоящей звездой и кумиром простых петербуржцев, когда поймал Чумного Доктора — Сергея Разумовского. Сам Гром всё так же не любит общаться с прессой, но создавать имидж супергероя ему помогает возлюбленная и журналистка Юля Пчёлкина (Любовь Аксёнова).
Вскоре у петербургской полиции начинаются проблемы. Владелец технологической компании Август ван дер Хольт (Матвей Лыков) при поддержке высокопоставленной чиновницы из Москвы хочет заменить значительную часть личного состава дронами. А потом в городе начинают «раздаваться хлопки».
Организатор беспорядков лично связывается с Громом и каждый раз предлагает ему игру — если тот выполнит очередное задание, то сможет предотвратить трагедию. Это будет стоить майору всеобщей любви, а многим людям — жизней.
👍 Фильм снова радует экшеном и юмором
«Игра» — третий полнометражный фильм франшизы после «Чумного доктора» и «Трудного детства». Есть ещё короткометражка с Александром Горбатовым, которую теперь очень интересно вписали в серию.
«Трудное детство» было предысторией, поэтому новая часть работает по всем канонам сиквелов кинокомиксов: сначала героев показывают на пике формы, после чего им придётся пережить падение.
Проблемы тоже становятся масштабнее: в первой части Чумной Доктор хоть и поднимал бунт, но всё же охотился на конкретных людей. Теперь под угрозой весь город — апофеозом становится показанный в трейлере взрыв на Дворцовой площади.
Стоит пояснить, что Санкт‑Петербург в фильме мало пересекается с реальностью: это вымышленный почти мультяшный мир, больше похожий на американские боевики, чем на «Улицы разбитых фонарей». Но для кинокомикса, возможно, это и плюс — он не про реализм, а про развлечение и насыщенный сюжет.
А событий и юмора в картине хватает — экшен‑сцены перемежаются с детективной частью. Линии Грома, его напарника Димы Дубина (Александр Сетейкин) и Пчёлкиной в какой‑то момент разделяют: каждый ведёт собственное расследование.
С завидной регулярностью всё перебивают шутками: это могут быть отсылки к кино и поп‑культуре (вплоть до мема «Вы кто такие, я вас не звал»), камео блогеров, кинодебют Евгения Чебаткова и даже какой‑то юмор над самой клишированностью героев. И да, про внешность брутального помощника ван дер Хольта тоже пошутят.
👎 Действие слишком перегруженное
Иногда кажется, что «Майор Гром: Игра» стал жертвой благих намерений авторов, у которых накопилось множество идей. Картина длится больше двух с половиной часов, и в ней слишком много всего.
В действие вводят новых героев: ван дер Хольта и его помощника, Марию Архипову из Москвы, доктора Рубинштейна, который мелькал в первой части, а ещё тех, говорить о ком было бы спойлером. При этом подавляющее большинство важных персонажей из предыдущей картины остались на своих местах.
Гром сражается то с одним врагом, то с другим, то с третьим. Параллельно Дубин выясняет первопричину происходящего, Пчёлкина ищет подозреваемого и попадает к Рубинштейну. Далее, кажется, наступает последняя схватка с главным злодеем… но нет, это лишь очередной этап продвижения к цели.
Новые сюжетные линии валятся одна за другой. Вроде бы между ними нет противоречий, но всё же, чтобы рассказывать про такое количество персонажей сразу, нужно быть Тарантино, Мартином Макдоной или, на худой конец, Гаем Ричи. Но российский кинокомикс не может похвастаться таким уровнем проработки.
Увы, информация про сложные однокадровые съёмки экшена оказалась преувеличенной: драки и погони по большей части нарезают буквально по паре секунд. Если хочется позабавиться — можно смотреть на фоновых персонажей в сценах с массовкой, особенно на Дворцовой площади: люди ведут себя очень занятно.
👍 Сюжет неоднократно удивляет
Как и в первой части, авторы экранизации очень вольно обращаются с оригинальной серией комиксов. И это хорошо: даже для тех, кто читал оригинал, было неожиданно увидеть под маской Чумного Доктора совсем другого человека, а потом узнать о главном повороте и другой мотивации персонажа.
«Игра» идёт ещё дальше: здесь много намёков на первоначальный сюжет, но события разворачиваются совершенно иначе. Вводят даже Августа ван дер Хольта из «Красной фурии» — другой серии комиксов Bubble.
Причём если из экранизации «Чумного Доктора» старательно вырезали многие политические и социальные намёки, в сиквел их, наоборот, внезапно добавляют. Ирония над телевизионным новоязом про «хлопок» и вовсе выглядит неожиданно смело.
Но основной сюжет всё так же остаётся завязан на самой личности Грома. Важно лишь суметь сопоставить намёки из обеих частей и понять, какие линии главные, а какие — только отвлекающий манёвр.
👎 Желание запутать иногда слишком сильное
И снова авторов, кажется, подводит желание рассказать слишком много. Действительно круто, когда создатели картины подкидывают не один главный поворот, а множество неожиданных событий. Да ещё и с эмоциональными качелями: как только начинает казаться, что герои почти победили, происходит очередная жесть.
Но ближе к финалу сценарий лишается всякого чувства меры. Мотивация персонажей меняется с периодичностью раз в пять минут. Не хочется раскрывать детали сюжета, но в какой‑то момент в кадре окажутся сразу три героя, каждый из которых будет объединяться с другим, чтобы победить третьего. И так чуть ли не во всех возможных комбинациях. К тому же неподалёку будет крутиться четвёртый, пытаясь добить вообще всех.
Ещё большая беда в том, что во всём сюжете много обрывочных сцен, которые слишком долго не склеиваются в общую картинку. А хуже всего — проработка образа Архиповой, одновременно и доброй и злой в зависимости от контекста.
Вроде бы авторы рассказывают обо всём, но даже при таком огромном хронометраже всё время чего‑то не хватает — хоть делай мини‑сериал.
👍 Персонажи развиваются, а драма нарастает
Сам Тихон Жизневский определил образ своего персонажа из первой части как «немного табуреточный» и пообещал, что в продолжении из Грома попытаются сделать более неоднозначного человека.
К этому неплохо подвели ещё в «Трудном детстве» с очень эмоциональной вставкой про взрослую версию героя, поэтому «Игра» вполне логично развивает его эмоциональные стороны и слабости.
Грому дали гораздо более сложные испытания на всех уровнях и более опасные дела, из‑за которых приходится отталкивать близких. Финал истории выглядит слишком морализаторским, но всё же логичным и приятным.
К счастью, развивают не только главного героя. Арка Димы Дубина показывает, как из бледного и забавного напарника вырастает толковый самостоятельный герой, в чём‑то дающий фору самому Грому. С Пчёлкиной, увы, всё не так интересно: только конфликт между любовью и долгом.
Но важнее другое: читавшие комикс знают, что «Игра» — поворотная история сразу для нескольких персонажей. Авторы экранизации обещали, что в новой версии всё будет иначе, но не менее трагично.
И это действительно так: буквально каждый персонаж сталкивается со сложным выбором и оказывается на грани гибели. Выживут не все, а те, кто останется, видимо, будут совсем другими.
👎 Ожидания слишком завысили
Подробная рекламная кампания фильмов — бич современных блокбастеров. Часто в трейлерах и других материалах раскрывают большую часть сюжета или самые драматические моменты.
Со спойлерами авторы «Игры» вроде бы справились — реклама даёт только поверхностную информацию, а в чём‑то даже обманывает. Но вот желание подогреть именно эмоциональный интерес скорее вредит, чем помогает.
Во многочисленных интервью и промо в соцсетях постоянно говорят, что будет трагедия, слёзы и потери. Если следить за всеми новостями, то во время просмотра можно слегка разочароваться. Нет, драма и правда есть, но не в том масштабе, в котором хотелось бы представить. А если быть циничнее — самый мрачный момент легко предсказать.
Ещё хуже, что несколько раз история срывается на откровенные манипуляции в стиле «молдавской резни» из сериала «Династия», а точнее — в духе её последствий (когда самые трагичные моменты потом просто «отменили»). В моменте хочется порадоваться за любимых героев, но на самом деле это дешёвый ход.
Напоследок хочется сказать главное: при всех недостатках и придирках само существование кинофраншизы «Майор Гром» — отличное и очень приятное событие. В России выходят собственные и вполне толковые кинокомиксы. Да, не такие отточенные, как работы Marvel и DC в лучшие годы, но уже далеко не такие невнятные, как «Чёрная молния» (кто её вообще помнит?), и уж тем более не позорные, как «Защитники».
Попасть на предпремьерный показ в Петербурге было столько желающих, что организаторы добавили несколько сеансов и запустили их параллельно, часть фан‑клуба пришла в костюмах, а во время просмотра люди кричали и хлопали. Так что «Игра», как и первая часть, отлично выполняет свою функцию. Это кино, которое развлекает, знакомит с яркими вымышленными героями, да ещё и рассказывает вполне толковые истории. Не идеально и сбалансированно, но громко и энергично.
Лучшие предложения
Выгодно: мини-пауэрбанк Baseus за 1 510 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Как учиться во взрослом возрасте: инструкция для тех, у кого вечно нет времени
«Поздно что-то менять»: 5 вредных убеждений, которые не дают уйти из нелюбимой профессии
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
Реклама