Сегодня компьютеры играют неотъемлемую роль в любом творчестве - от фотографии до вышивки крестом. Но когда-то компьютеры и художники были по разные стороны баррикад и прекрасно обходились друг без друга. Для многих именно Apple Macintosh стер эту грань. Автор Fastcodesign, Люк Дормел, выделил 5 основных моментов, раз и навсегда изменивших мир творчества и технологий.
Mac превратил компьютер в инструмент для создания шедевров
Когда вышел Macintosh, компьютеры занимали целые комнаты, весили по 50 тонн и не подразумевали мониторов. С появлением Macintosh, компьютеры стали доступны и понятны широкой аудитории, в которую входили также художники, писатели, музыканты и дизайнеры: те, кто раньше не видел в компьютере никакой пользы.
“Мы старались создать машину, которая заинтересует людей с творческими наклонностями, - вспоминает Билл Аткинсон, инженер, работавший над первым Mac и по совместительству фотограф-натуралист. - Вопрос был не в том, смогут ли они полноценно работать с нашим компьютером, мы хотели создать нечто, что будет приносить удовольствие от использования”
Именно Аткинсон создал MacPaint - первый в мире широко доступный растровый графический редактор: “Никто не нанимал меня для его создания. Я это сделал, потому что сам захотел”.
Создатель MacPaint был поражен тем, что люди создают с помощью его детища: “Некоторые вещи были просто потрясающими. Одной из самых выдающихся была книга комиксов, созданная Майком Сэнзом, просто невероятная”
Тогда я подумал “Вау! Да мы же дали людям свободу творить с помощью компьютера!”
MacPaint заложил фундамент для таких программ как Photoshop (которая, между прочим, впервые появилась на компьютерах Mac).
“Для меня такие программы как Photoshop - это словно логическое продолжение моего труда в Apple. Когда я работал над Mac, моей целью было создание инструмента, который предоставлял бы возможности для творческих людей. И сегодня Photoshop помогает мне в моей работе с фотографиями, а ведь мне даже не пришлось его создавать самому”
WYSIWYG демократизировало технологии
MacPaint недвусмысленно намекнул пользователям, что Macintosh обещает стать вторым домом для людей творчества, однако, он был далеко не единственным намеком.
Для художников огромным прорывом в Mac стало WYSIWYG (англ. What You See Is What You Get, «что видишь, то и получишь») - свойство программ, означающее, что то, что люди видят на мониторе полностью соответствует результату, который будет получен на печати. Такие инновации как программа для компьютерной верстки PageMaker означали, что отныне каждый мог создавать и отправлять в печать материалы даже работая у себя дома.
Добавьте к этому программные MIDI-секвенсоры, позволявшие создавать электронную музыку и такие инструменты как QuickTime, с приходом которого уже в 1991 году на экране Mac появляется видео высокого качества. Macintosh представлял собой демократизацию технологий - мир, где каждый получил возможность открыть нужную программу и взяться за дело.
Mac заставил нас всех мыслить креативно
Сегодня невозможно переоценить те колоссальные изменения, что представлял собой графический интерфейс Mac. Он не просто сделал компьютеры более привлекательными, он перенес центр компьютерной вселенной из мира логического подхода инженеров в руки творческих людей, которые привыкли мыслить абстрактно.
“Mac обратился к людям, которые заведомо не любили компьютеры”, - пишет автор популярных книг о Macintosh, Саймон Гарфилд.
Mac дал людям почувствовать, что можно создать нечто интересное, даже не вдумываясь в то, как именно это создается. Интерфейс был настолько интуитивен, что вам не нужно было волноваться о вводе команд или о чем-то, что хоть немного напоминало бы программный код. Я думаю, что для любого, кто занимался каким либо творчеством, эта машина была призвана не просто помогать, а ни в коем случае не препятствовать тому, что вы делаете
“Одно из самых фундаментальных изменений с появлением графического интерфейса это то, что уже не компьютер управлял пользователем, а пользователь использовал компьютер как инструмент”, - считает Билл Аткинсон.
Даже иконки стали искусством
Новые возможности для художников с появлением графического интерфейса обсуждались и до появления Mac. Однако, понадобилось появления настоящего художника из мира дизайна, Сьюзар Кэр, чтобы даже иконки стали полноправными произведениями искусства.
“Мне трудно говорить об индустрии в целом, но когда я начала работать в команде Mac, я была там единственным графическим дизайнером”, - вспоминает Кэр. Она работала в жестких рамках: 32 пикселя х 32 пикселя для каждой иконки, которую она предварительно рисовала от руки в тетради в клетку. Кэр должна была не только создать идеальные графические метафоры для поведения компьютера (например, бомба означала сбой в системе), но и отфильтровать их до самых однозначных и понятных пользователю форм.
Сегодня Кэр по-прежнему пользуется Macintosh для работы в своей дизайнерской студии: “Один из недавних проектов включал разработку шрифтов и иконок для Metawatch. Я люблю трудности, особенно в том, что касается маленьких экранов. Я бы, например, с радостью поработала над интерфейсом для дисплеев в автомобилях”
Mac стал вдохновением для творчества
“Отчасти, Mac для меня всегда был связан с музыкой”, - рассказывает Саймон Гарфилд: “Мне было 17 когда панк музыка начала набирать обороты и мне казалось, что она обращается ко мне лично. То же самое было и с Mac. Каким-то образом, ты начинаешь чувствовать, что он создан специально для тебя. Сегодня такая мысль невозможна, несмотря на то, что компьютеры сейчас во всем ориентированы на пользователей. Но миллионы других людей имеют тот же компьютер, что и вы. В 80-х, когда я приобрел свой первый Mac, я чувствовал, будто его реклама говорила именно со мной - это было настоящее чудо маркетинга”
Аналогия с панк-музыкой подходит еще и потому, что как и многие низкокачественные записи, сделанные начинающими группами в гараже, первые модели Mac были скорее основаны не на технологическом совершенстве, а на утопическом видении будущего.
“На протяжении нескольких поколений Mac был далек от совершенства как машина, но сами идеи, лежащие в основе, были невероятно заразительны”, - рассказывает Линдер Кани, редактор Cult of Mac и автор неофициальной биографии Джони Айва.
С ним соглашается и автор научно-фантастических произведений Дуглас Адамс, известный поклонник Apple: “На мой взгляд, те, кто купил одни из первых Macintosh влюбились не столько в машину, которая была медленной и очень слабой, а сколько в само романтическое представление машины. Именно эта романтическая идея помогала мне выдержать реалии работы на Mac 128K”.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за тридцать лет техническая сторона Mac перестала уступать “романтической”, Apple по-прежнему остается компанией созданной художниками для художников.
И пусть так будет всегда.
*** (via)
Станьте первым, кто оставит комментарий