Почему «Лицо со шрамом» с Томом Харди все ругают, но это неплохой фильм
Режиссёр Джош Транк имеет все шансы получить звание главного неудачника Голливуда. В 2015 году он снял один из самых провальных фильмов — перезапуск «Фантастической четвёрки». Картину, само производство которой вылилось в катастрофу, ругали буквально все, а кассовые сборы не отбили даже затраты на съёмки.
После этого Транк долго был в депрессии и лишь через пару лет занялся необычной биографической лентой про Аль Капоне, пригласив на главную роль Тома Харди. Но и у этого фильма возникли проблемы. Харди уходил в другие проекты, съёмки откладывали. Закончить работу удалось только в 2020 году. Как раз когда в мире разразилась пандемия коронавируса, обрушившая массовый прокат.
В итоге фильм, получивший название «Капоне», а в русской локализации — «Лицо со шрамом», выходит сразу в цифровом формате. И критики его вовсю ругают. На момент написания обзора рейтинг на Rotten Tomatoes составлял лишь 38%. Оценки зрителей чуть выше — поклонники Тома Харди готовы простить очень многое. Но до феномена «Венома», когда критики разнесли картину, а фанаты обеспечили ей великолепные сборы и рейтинги, ленте очень далеко.
Но на самом деле «Лицо со шрамом» очень неожиданный и вполне интересный фильм, которому просто не повезло.
Психоделическая драма вместо криминала
В 1932 году суд приговорил знаменитого Аль Капоне к 11 годам заключения. Причём доказать его причастность к убийствам и прочим жестоким преступлениям так и не удалось. Осудили гангстера за неуплату налогов. В тюрьме у Капоне обострился сифилис и другие заболевания, сильно повлиявшие на рассудок. Выйдя на свободу, он отправился доживать свои дни в семейный особняк во Флориде.
Как раз о последнем годе жизни преступника и рассказывает фильм «Лицо со шрамом» (строго говоря, у Капоне действительно было такое прозвище из‑за ножевого ранения). Постаревший гангстер, которого близкие называют Фонзо, чувствует себя всё хуже. Он мочится в штаны и теряет память.
Но есть у Капоне одна тайна, связанная с большой суммой денег. Её пытаются выведать все окружающие: ФБР, неусыпно следящее за домом, лечащий врач и даже родные. А самая большая проблема в том, что Фонзо, возможно, и раскрыл бы кому‑то свой секрет. Но он сам о нём забыл.
Уже в завязке сюжета кроется первый обман ожиданий. От картины с названием «Капоне» (а тем более «Лицо со шрамом») все ждут традиционную криминальную драму о жестоком преступнике, пусть даже и постаревшем.
Но Транк предлагает совершенно иной жанр. В этом фильме Фонзо откровенно жалок. Он всё ещё пытается командовать окружающими, но на самом деле не в силах справиться даже с собственными нуждами.
Однако это не просто история злодея, получившего по заслугам. Всё дело в том, что сюжет подан с позиции «ненадёжного рассказчика» — через восприятие самого Капоне. А он часто путает реальность с галлюцинациями и воспоминаниями.
Поэтому будничная драма перерастает в откровенную психоделику: сцены кровавых разборок моментально сменяются покоем спальни, а обычный поход в туалет превращается в сюрреалистичный трип. И таких сюрпризов на протяжении картины будет очень немало.
Баланс трагического и смешного
Режиссёр не зря взял историю одного из известнейших преступников в истории США. По разной информации, от действий его банды погибло до 700 человек. Лично Капоне убил около 40. Так что вряд ли можно говорить хоть о каком‑то сочувствии к герою. А потому все его страдания показывают с долей иронии.
С первых же кадров Фонзо предстаёт неуклюжим стареющим мужчиной, который чаще недовольно рычит, чем разговаривает. И буквально всё, что он делает, превращается в нелепость. Этот злодей даже детей скорее смешит, чем пугает. С определённого момента и его неизменная сигара превращается в комичный элемент.
Апофеоза злая ирония достигает в сцене, где Капоне снова берёт в руки автомат, будто возвращаясь в годы своего расцвета. Вот только одет он в халат и подгузник.
Но странным образом даже в истории такого человека находится место чуть ли не трогательным моментам. Вероятно, потому что Транк помимо криминала и детективной составляющей берёт понятные всем темы: старение, болезнь, отношения близких.
Это не значит, что конкретный герой заслуживает сопереживания и прощения. Просто некоторые сцены наверняка покажутся знакомыми любому, кому приходилось ухаживать за стареющими родственниками. Да и в любом случае потеря человеком рассудка и превращение сильного мужчины в ребёнка, который с трудом рисует картинки, — зрелище трагическое.
Перевоплощение Тома Харди и других актёров
Не секрет, что многие посмотрят этот фильм исключительно ради исполнителя главной роли. И он здесь действительно хорош. Поначалу может показаться, что для такого образа у Тома Харди слишком уж молодые и живые глаза. Но Капоне был не намного старше актёра. Его сгубил не возраст, а болезни.
Харди полностью вжился в образ, отлично балансируя на грани комичного гротеска и реальных переживаний героя. Чувствуется, что его Фонзо никак не может смириться со своим состоянием и от этого злится ещё больше. Иногда хочется посетовать на качество грима, но талант артиста компенсирует все мелочи.
Компанию ему составляют не менее замечательные актёры. Жену Капоне сыграла Линда Карделлини, которая сейчас блистает в сериале «Мёртв для меня». Легендарному Кайлу МакЛахлену досталась роль доктора. И он прекрасно справляется с образом обаятельного обманщика, будто снова помолодев на десяток лет.
А Мэтту Диллону (его взгляд надолго запомнят все, кто смотрел «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера) досталась роль друга гангстера, Джонни. Не очень большая, но невероятно эмоциональная и важная.
Уже этот яркий ансамбль, в котором ещё немало хороших артистов, показывает, что «Лицо со шрамом» не может быть откровенно плохим.
Неровный жанр и отсутствие ответов
Однако при всех плюсах есть у картины и проблемы, о которых стоит поговорить. Упомянутый баланс жанров и странная структура сюжета понравятся далеко не всем. Комедийность иногда не даёт сценам раскрыться в полноценную драму. А мрачные моменты бывают откровенно затянуты.
Но ещё важнее то, что попытка придерживаться реалистичной основы помешала авторам сделать сюжет более связным и законченным. Линия сына Капоне завершается вроде бы трогательно, но слишком сумбурно. Детективная часть и вовсе обрывается на полуслове, оставив лишь несколько намёков.
При этом документальным фактам картина соответствует слабо: большая часть действия здесь вымышленная, а персонажи очень поверхностно списаны с реальных прототипов. И в итоге сюжет теряется где‑то между жанрами: его наверняка будут ругать и поклонники криминала, и любители триллеров про игры разума.
В отличие от откровенно плохой «Фантастической четвёрки», за новый фильм Джоша Транка даже обидно. Конечно, картина могла быть намного лучше. Как почти любой долгострой, «Лицо со шрамом» выглядит слишком уж неровным и будто незаконченным.
Но всё же это интересная история, поданная с неожиданной точки зрения и с немалой иронией. А Том Харди перекрывает почти любые недостатки. Нужно лишь не ждать от картины соответствия классическому «Лицу со шрамом» и прочим гангстерским историям, она совсем о другом.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
10 шагов, которые помогут подготовиться к Новому году мечты
Гид по пластиковым окнам. Какие купить, чтобы точно спать в тишине и не страдать от сквозняков
Дети нашего времени. Какие они на самом деле
Обзор TECNO Spark 30 Pro — доступного смартфона, который не выбеливает селфи