Как я бросила работу, занялась хоумстейджингом и стала зарабатывать в 3 раза больше
«В моей голове прозвенело, что жизнь конечна»
Я могу точно сказать, что занимаюсь сейчас своим делом. Я любила все свои работы, которые у меня были до этого, и я их завершала в тот момент, когда понимала, что сделала на них всё, что могла, и надо идти дальше. Это когда ты уже ничему не учишься и ничего не можешь своему рабочему месту дать.
До того, как уйти в хоумстейджинг, я работала в нескольких местах. Прямо перед увольнением была бренд-менеджером в «Контуре» — продвигала бренд работодателя, то есть делала так, чтобы в «Контур» хотели идти работать. Была там и копирайтером, и организатором мероприятий, и пиарщиком. До «Контура» я работала в редакции онлайн-издания рекламщиком, а сразу после универа — пиарщиком на радио. В каждом месте я научилась чему-то, что мне помогает сейчас: наработала контакты, некоторую медийность, организованность, менеджерский опыт.
В 2020 году моему папе диагностировали рак. И в моей голове прозвенело, что жизнь конечна и надо с ней что-то делать здесь и сейчас. Ждать у моря погоды, ждать, что что-то само собой изменится, нельзя.
Это было летом 2020-го. У меня укрепилась мысль, что надо что-то менять, но я пока не понимала, что именно. И я ещё год проработала в офисе: завершала свои проекты и размышляла, чем конкретно мне заняться. Но когда уже решил точно, что перемены нужны, всё как-то постепенно само начинает складываться.
Когда работала по найму, я не делала проекты по хоумстейджингу, я о нём даже толком не знала. О нём вообще тогда мало кто знал. Но уже тогда я пробовала себя в работе с пространствами. Например, занималась параллельно озеленением помещений. Мне очень нравился этот процесс трансформации — когда в пространстве появляется жизнь. И я догадывалась, что стоит двигаться в эту сторону.
«Я случайно наткнулась на информацию о том, что такое хоумстейджинг»
Мне всегда нравился маркетинг, когда ты помогаешь людям выжать максимум из своего актива. А ещё мне нравилась эстетика, дизайн помещений. Но уходить исключительно в дизайн я не хотела, потому что там не было именно той маркетинговой составляющей. Всё же дизайн — это больше про сделать красиво для конкретного человека, а хоумстейджинг — сделать так, чтобы жильё понравилось максимальному количеству людей, потенциальных покупателей. И если дизайн может не окупаться, и порой он делается вообще без оглядки на бюджет, то в хоумстейджинге все вложения должны не просто отбиться, но и принести профит.
Я случайно наткнулась на информацию о том, что такое хоумстейджинг, и поняла, что мне это интересно. Прошла какой-то коротенький недельный марафон, собрала даже какие-то призы для участников и поняла, что это максимально моё, потому что это микс маркетинга и красоты.
Это не чистый дизайн ради дизайна. Это упаковка, которая помогает выжать максимум из объекта.
Если объяснять простым языком, хоумстейджинг — это подготовка помещения к продаже или аренде, чтобы потом реализовать его подороже и побыстрее.
После этого мини-марафона я поняла, что хочу учиться более серьёзно, и пошла на большой курс к Марии Макушевой — русскоговорящему испанскому специалисту. Пока училась, начала брать первые кейсы. И полноценно в работу ушла в конце 2021 года.
Я вообще считаю, что любому навыку, и хоумстеджингу тоже, можно научиться. Просто кому-то это даётся быстрее и проще, а кому-то сложнее. У кого-то есть некая насмотренность, талант в сочетании фактур, цветов, тогда им проще. Если этого нет, не страшно, учёба просто займёт больше времени.
Другой вопрос, что нельзя изучить теорию ремонта и сказать, что ты полностью готов к работе. Всё познаётся в процессе. У тебя каждый раз будут возникать новые ситуации, новые задачки, и их придётся решать по ходу. Да, какие-то азы ремонта знать надо. А потом эта база просто начнёт нарастать новым и новым бэкграундом. Мне помог мой опыт, потому что мы всегда сами делали ремонты в своих квартирах, сами что-то придумывали, разбирались.
Но при этом у тебя всегда есть возможность взять консультацию специалиста. И это очень важно — обращаться к опытным мастерам, чтобы становиться лучше. Например, если мне надо решить что-то со светом, я иду к электрику, который занимается только этим уже 20 лет, спрашиваю у него совета, сажусь с ним на корточки, смотрю, как он работает, и учусь.
В хоумстейджинге очень сильна менеджерская составляющая, потому что тебе важно не просто сделать ремонт, а уложиться в сроки и бюджет. Для этого ты должен рулить доставками, рабочими, логистикой, чтобы не было простоев и этот организм работал без перебоев. Если что-то не приходит и не делается вовремя, весь процесс сбивается. Мне в этом очень помог мой десятилетний менеджерский опыт. Это тоже управление проектами, просто в новой для меня области.
«Я увидела своими глазами, как из текстиля и нескольких банок с краской получается чудо»
Чтобы начать искать кейсы, надо в первую очередь обратиться к своему окружению и всем рассказать, что ты можешь предложить. У кого-то так или иначе будет актуален вопрос ремонта. У меня так и сложилось. Брату моего мужа нужно было очень быстро продать квартиру, чтобы успеть купить дом, который они уже подыскали. Я решила попробовать взяться за дело без оплаты, ради опыта. Я тогда и стейджила, и показы проводила — всем занималась.
Мы сделали эту квартиру и продали с первого показа. Представьте, люди пришли и сказали: «Мы есть и спать не можем, увидели ваше объявление, хотим скорее смотреть квартиру», а после просмотра попросили больше никому её не показывать, потому что сразу же в неё влюбились.
Тогда я поняла, что хоумстейджинг реально работает. Я увидела своими глазами, как из текстиля и нескольких банок с краской получается практически чудо. Потому что мы продали не просто квартиру, а уют.
Потом был интересный случай в Армении. Мы поехали в отпуск и сняли классную сталинку с роскошным балконом, потенциал которого вообще не использовался.
Меня этот захламлённый балкон раздражал, и я быстренько сделала хоумстейджинг без бюджета: прибралась, постелила на столик красивую скатерть, купила букет ромашек у бабушки, сфотографировала это в лучах солнца, и получилось совсем другое настроение. Хозяину это очень понравилось, он даже хотел делать совместный проект, но по некоторым причинам не получилось.
Бывали кейсы, после которых я очень выгорала. На улице Луначарского мы делали убитую трёшку, бюджет на которую — 300 тысяч. Я занималась под ключ всем, в том числе расхламлением. Помню, там стоял шкаф, набитый старыми шубами. Мы пытались их продать, но никто не хотел их покупать, и в итоге я их СДЭКом отправляла в Москву заказчице. Вышла гигантская посылка. Я это всё на себе таскала, экономила на грузчиках, чтобы уложиться в бюджет. Так делать нельзя, я своих девчонок этому учу с самых первых кейсов.
В таких квартирах всё же лучше делать капитальный ремонт, а не косметику. Мы же сделали белые стены, свежий линолеум, потому что у нас не было денег ровнять полы под ламинат. В 300 тысяч даже новая кухня уместилась. Квартира продалась выгодно, но я какое-то время даже по этой улице больше не хотела ездить.
Так всегда: чем меньше бюджет, тем больше человеческого ресурса тратится. Всё возможно, но это изматывает. Зато набиваешь руку и получаешь колоссальный опыт.
«Мне по кайфу было этим заниматься, даже когда я получала очень мало за свои проекты»
Когда я начала этим заниматься, хоумстейджинг в Екатеринбурге только-только начинал развиваться. Получается, я была одной из первых. Кажется, что это риск, но мне недолго пришлось объяснять людям, что это такое. В начале 2022 года случился кризис, а когда такое происходит, все начинают искать новые инструменты для реализации своих активов, думают, что же сделать, чтобы квартиру побыстрее продать или сдать. Поэтому в моём случае в одно целое сложились и обстоятельства, и моё умение донести людям важность этого дела, и первые кейсы, которые я показывала в соцсетях.
Про свой путь я искренне рассказывала в соцсетях, показывала проекты, сообщала о проблемах.
Главный страх был в том, что у меня не было никаких гарантий, что дело выстрелит, что уход из офиса себя оправдает. Но мне всё равно по кайфу было этим заниматься, даже когда я получала очень мало за свои проекты. Я черпала из них энергию и понимала, что это моё.
В офисе я зарабатывала 60–80 тысяч. Когда я всё это оставила, поначалу были небольшие чеки, на первых порах я в лучшем случае получала около 40 тысяч. При этом я перерабатывала и бралась вообще за всё, чтобы понять, что мне ближе. Делала помещения для аренды, для продажи, офис психолога как-то делала.
Да, денег и стабильности в тот период стало гораздо меньше, я переживала, но переживания снижались по ходу работы.
Уволилась я в сентябре 2021-го, несколько месяцев училась, нарабатывала какую-то базу, получала мало. В январе 2022 года я заработала 60 и вышла примерно на свою офисную зарплату.
А весной 2022 года я эту зарплату начала обгонять. В марте заработала первые 150 тысяч. Тогда многие начали резко продавать квартиры, и у меня появились заказы. Дело пошло по нарастающей.
Сейчас заказов очень много, и доход соответствующий. В августе чистыми я заработала примерно 300 тысяч. Конечно, каждый месяц закрываю по-разному, в зависимости от заказов. Но я считала, что в среднем в этом году получала около 250 тысяч в месяц.
«Мои сотрудницы получают больше, чем в некоторых агентствах Москвы и Питера»
Одна из проблем, которая у меня возникла, — делегирование. Я думала, что никто кроме меня с задачей не справится. Но в какой-то момент поняла, что если буду делать всё сама, то перестану есть, спать и дышать, потому что просто некогда.
Если ты не делегируешь, значит, у тебя есть время. Поэтому, когда заказчиков у меня стало больше, ситуация меня вынудила нанять сотрудников.
Первую свою помощницу я нашла в чате хоумстейджеров. Я там за всеми наблюдала, видела её сообщения. Она знала, что где купить, ориентировалась в трендах. Я поняла, что она разбирается, и предложила ей сотрудничество, дальше так и пошло.
Мы называем себя «Бюро Свердловск». Сейчас со мной работает 5 человек, одна из них — удалённо из Грузии. Их зарплатный фонд примерно 200 тысяч. У большинства оплата сдельная, за проект. Плюс есть один сотрудник на окладе — помощница, которая решает много разных задач.
Мои сотрудницы получают даже больше, чем в некоторых агентствах Москвы и Питера. Средняя зарплата стейджера около 5 000 в день, но надо понимать, что это работа эпизодическая, проектная.
Работа у нас тяжёлая и бывают всякие непредвиденные ситуации и косяки. Мы никогда не ищем крайнего. Если у кого-то что-то случилось на проекте, на помощь спешит тот, кто доступен и может помочь. А потом все вместе мы рефлексируем.
Для меня очень важно создать комфортную атмосферу и быть интересной и приятной для сотрудников, чтобы они хотели со мной работать.
«Мы не прячем недостатки квартиры, а раскрываем её потенциал»
На первых порах у меня были малюсенькие бюджеты на проекты — 10–15 тысяч. Сейчас бюджеты разные. На дом 100 кв. м мы закладываем примерно 1,3 миллиона. Но сделать можно хорошо и недорого. Здесь самое главное — повернуть ракурс с «я захожу в квартиру и меня тошнит» к «я вижу здесь своё будущее».
Если нет бюджета, можно всё равно очень здорово продать квартиру. Для этого надо просто:
- Расхламить и помыть помещение.
- Продать или выбросить старую сломанную мебель.
- Убрать все личные вещи, сушилки, детские горшки, одежду.
- Снять со стен свои фотографии, потому что людям психологически сложно заехать в квартиру, где висит куча снимков другой семьи.
- Убрать всё лишнее с кухонных поверхностей.
Потом надо дождаться солнечной погоды, чтобы отснять результат. Ну и записать, в какое время в квартиру приходит солнце, чтобы указать в объявлении, например, что окна выходят на восток и это позволяет наслаждаться чашечкой кофе в лучах утреннего света.
Это и есть потенциал квартиры. Мы не прячем её недостатки, не обманываем. Мы показываем чистое помещение, у которого есть потенциал. Его просто надо раскрыть.
Правда, сейчас я с маленькими бюджетами уже не работаю. Берусь за такое иногда, просто потому что мне интересен объект. Например, сейчас в работе пристройка к усадьбе Рязановых, а я по этим усадьбам писала работу в универе. Поэтому мне стало очень интересно заняться проектом.
Сейчас я отказываюсь от работы, когда у нас либо нет коннекта с заказчиком, либо когда мне не очень интересна локация. Надо понимать, что это всегда обоюдный риск. Мы анализируем рынок, смотрим, сколько стоят подобные квартиры, какой нужно разработать бюджет, чтобы выйти в верхнюю границу вилки и даже превысить её на 15–20% при продаже или аренде.
У некоторых домов всё же есть ограничения. Например, можно очень красиво сделать хрущёвку, но само окружение дома, район не позволят продать её за 9 млн в Екатеринбурге. Поэтому мы рассчитываем целесообразность всех трат, и если заказчик это понимает, то хорошо.
Мы вместе с ним рискуем, потому что мой гонорар зависит от продажи.
С заказчиками мы рассчитываемся по-разному. С предпродажной подготовки мы чаще имеем процент от продажи, но обязательно с авансом. Плюс последний этап оплаты я беру, когда закончила свою работу и сдала объект, финальной сделки я не жду. Раньше ждала, но при продаже очень много других вводных, работа риелтора, например. Или заказчик может влюбиться в свою обновлённую квартиру и поставить завышенную цену, по которой её не продать. Такая квартира стоит долго, и оплату приходится ждать.
Поэтому сейчас мы выполняем работу, фотографируем всё красиво, пишем продающее объявление, рекомендуем цену, считаем процент от этой цены, и на этом всё.
Для квартир, которые готовим к аренде, оплату берём за метр.
«Благодаря нашим проектам продажи загородных домов выросли»
Все мои любимые проекты связаны именно с людьми. Я однажды делала квартиру заказчице, которая сейчас стала моей подругой и частью команды. Она сама дизайнер, у неё была классная, но немного недоделанная квартира. Они с мужем были вынуждены быстро уехать, наскоро выложить объявление, и квартира стояла без спроса. И разглядеть потенциал этого помещения обыватель не мог, его нужно было презентовать, доукомплектовать. Это было суперсотрудничество в плане доверия. В итоге квартира продалась выгодно, а общение вылилось в дружбу.
Ещё я очень люблю наши кейсы с домами. На меня вышел застройщик домов и предложил сотрудничество. Как обычно продают загородные дома? Ты приезжаешь, тебя встречает в галошах менеджер по продажам, и вы объезжаете территорию. Мы хотели эту систему изменить и самые первые на Урале сделали демодом, как мы это называем, «под тапочки».
Это полностью готовый и обставленный дом-пример, куда может приехать покупатель, надеть тапочки и почувствовать атмосферу загородной уютной жизни. Там всё на своём месте: каждая свечка, цветы, ароматы. Естественно, благодаря этому продажи в первый же месяц быстро пошли в гору, потому что решение о покупке принимать легче, когда ты видишь эту жизнь, чувствуешь её.
Вторая ветка сотрудничества — это упаковка домов для тех, кто хочет купить уже готовое жильё не просто с отделкой, но и укомплектованное мебелью, текстилем, декором под ключ. Застройщик продаёт меня как пакетное предложение, и очередь на него на полгода вперёд.
Это отличается от дизайна. Различия дизайнера и хоумстейджера в том, что дизайнер делает всё под конкретного заказчика, согласовывая каждую деталь. Мы же согласовываем бюджет, стилистику и работаем. Я не буду согласовывать, например, фурнитуру от дверей. Здесь главное — доверие между мной и заказчиком. Мы делаем смету, мудборды, какие-то позиции, конечно, обговариваем.
Но в целом чем меньше вмешивается заказчик, тем лучше результат.
Вот и в случае с подготовкой домов мы согласовываем бюджеты, концепцию, но также работаем на доверии и не утверждаем каждый коврик с заказчиком. При этом мы думали, что раз мы этим занимаемся, может быть, стоит разработать какие-то типовые решения для домов. Но у нас всё равно в итоге каждый дом получается разным, со своим характером.
«В офисе я часто не видела результат своей работы»
Когда я ушла из офиса и занялась своим делом, произошли большие изменения и в моей голове, и в жизни. Хотя мне кажется, перемены начинаются именно изнутри. Сначала ты решаешься взять на себя больше ответственности, а потом остальное, в том числе деньги, начинает подтягиваться. Больше денег — больше ответственности.
Что мне не нравилось в офисе, так это то, что я часто не видела результат своей работы.
То есть ты постоянно работаешь, ты в рутине, но не видишь наглядно плоды своих трудов. От этого тебе плохо, от этого можно выгореть.
А сейчас ты поработал месяц, а у твоего клиента +1,5 миллиона. Ты можешь оцифровать результаты своей работы и чувствуешь удовлетворение. К тому же ты просто видишь, что делаешь людей немного счастливее.
Это был непростой процесс, и работа на стройке всё же стрессовая, потому что происходит очень много непредвиденного. Сначала я много паниковала. Но сейчас уже научилась стрессоустойчивости. Недавно у меня перед сдачей прорвало кран в 5 утра, и я заметила, что очень спокойно на это отреагировала. Всё уже произошло, значит, ситуацию надо просто решить.
Дальше мне надо научиться полноценно отдыхать и вынимать работу из головы. Потому что своё дело — это работа практически 24/7. Тебя не видит семья, а если у тебя есть дети, ты проводишь с ними очень мало времени.
Поэтому очень важно делегировать и разграничивать рабочее и свободное время. Я этому учусь. Я стала меньше контролировать, больше доверять своим сотрудницам, которые отлично справляются.
Теперь мне хочется больше таких людей вокруг себя. Поэтому я хочу обучать работать так, как я это вижу. Мне очень нужны сотрудники с моим видением, с которыми мы могли бы делать больше интересных проектов.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
5 типичных ошибок начинающих предпринимателей, которые тормозят развитие бизнеса
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов