«От острой боли я свалилась на колени, а из глаз потекли слёзы». Как я стояла на гвоздях
Меня никогда не интересовали духовные практики. Я даже не пробовала йогу и медитации, хотя знаю об их доказанной пользе. Заняться чем‑то ещё более специфическим мне и в голову не приходило. Но несколько месяцев назад в соцсетях моего фитнес‑клуба появился анонс мастер‑класса по гвоздестоянию, а через какое-то время подруга рассказала, что вместе с коллегами ходила на подобный урок. Позже я стала всё чаще замечать рекламу практики в городе и видеть, как ей повально занимаются блогеры и знаменитости.
В какой‑то момент мне показалось, что на гвоздях успел постоять каждый второй. Можно было списать всё это на феномен Баадера-Майнхоф, но Google Trends подтверждает, что интерес к гвоздестоянию в России последние пару лет остаётся стабильно высоким.
Мне было совершенно непонятно, зачем люди добровольно испытывают, мягко говоря, не самые приятные ощущения, да ещё и платят за них деньги. Любопытство не давало мне покоя, поэтому я решила больше узнать о практике и попробовать её лично. Вот что у меня получилось.
Что такое гвоздестояние
Это телесная практика, во время которой человек встаёт на специальные доски с гвоздями, прикреплёнными остриями вверх. Доски называются садху («добродетельный» на санскрите), это же слово используют в индуизме для обозначения аскетов, которые отказываются от материальных ценностей и наслаждений.
Садху чаще всего делают из плоского деревянного основания и металлических шипов, но можно найти варианты из других материалов, например пластика. Главное различие досок — в расстоянии между гвоздями: чем оно больше, тем болезненнее ощущения. Новичкам подойдёт шаг в 0,7–0,8 см, продолжающим — 1 см, а опытным — 1,1–1,3 см. Вес человека равномерно распределяется по поверхности гвоздей, поэтому проткнуть кожу даже на доске с большими промежутками практически невозможно.
Попробовать практику может любой, особые навыки для этого не требуются. Из медицинских противопоказаний — раны на ступнях, беременность, гипертония, онкологические заболевания и эпилепсия.
Стоят на гвоздях столько, на сколько хватит терпения. Кто‑то проводит на них несколько секунд, а кто‑то может выдержать больше часа. Мировой рекорд сейчас — 12 часов и 12 минут.
Практикуют гвоздестояние в группе или индивидуально. Первый раз это лучше делать с мастером, он проследит за эмоциональным и физическим состоянием и поможет встать на доску и сойти с неё.
Зачем люди стоят на гвоздях и правда ли это полезно
В рекламных материалах студий, которые предлагают такую услугу, часто обещают, что гвоздестояние снимет боль и воспаление, улучшит кровообращение, укрепит иммунитет и даст кучу других оздоровительных эффектов. Происходит это якобы из‑за большого количества активных точек на ступнях, через которые можно воздействовать на внутренние органы.
Но серьёзных научных исследований гвоздестояния и убедительных доказательств его пользы для организма нет, поэтому ждать чудодейственного эффекта и тем более лечить таким способом заболевания не стоит.
Практику можно сравнить с акупунктурой и акупрессурой — методами альтернативной медицины, суть которых заключается в стимуляции тонкими иглами и давлении на определённые точки на теле. Есть данные о том, что точечный массаж и иглоукалывание уменьшают некоторые виды боли и помогают справиться с тошнотой и нарушениями сна. Но авторы этих статей отмечают, что требуются более тщательные исследования методов, поэтому с уверенностью говорить об их эффективности нельзя. Специалисты клиники Мейо и профессор Университетского колледжа Лондона Дэвид Колкухоун объясняют действие акупунктуры эффектом плацебо.
Впрочем, многие пробуют гвоздестояние, чтобы улучшить не физическое, а ментальное состояние. Сильная боль во время практики кому‑то помогает выплеснуть накопившиеся эмоции, справиться со стрессом, погрузиться в медитативное состояние и найти ответы на важные вопросы. Психолог Анна Бурова считает, что у такого опыта может быть терапевтический эффект.
Болевой синдром включает в себя как телесный, так и эмоциональный компонент. Из‑за резкой интенсивной боли, растянутой во времени и условно добровольной, в кровь попадает необычный коктейль гормонов и нейромедиаторов. Он способен вызвать эмоции от страха и гнева до эйфории: организм обезболивается эндорфинами, то же происходит, когда мы плачем.
Экстремальный опыт типа прыжков с парашютом или гвоздестояния может снизить общую тревожность, ускорить переживание эмоциональной боли и оказать другие терапевтические эффекты. Но, как и в разговорной или телесно‑ориентированной терапии с психологом, важен ваш запрос и личность мастера. Опыт может быть очень разным, поэтому доверие к специалисту и его способность создать правильный настрой и справиться с сильным эмоциональным потоком очень важны.
Как я пробовала стоять на гвоздях
Для меня опыт был не самым удачным, но это даже к лучшему: так вы сможете не повторять моих ошибок и взять от практики больше пользы.
Как я искала мастера
Ничем подобным я раньше не занималась, поэтому решила, что мне понадобится помощь специалиста. Групповые занятия в студиях я сразу отмела. Во время гвоздестояния люди часто испытывают сильные эмоции, плачут и кричат, делать это на глазах у незнакомцев не очень хотелось. Индивидуальная практика с мастером показалась мне более комфортным вариантом.
Людей, которых кто‑то из знакомых мог бы порекомендовать лично, не нашлось, поэтому я отправилась на популярный сервис по поиску специалистов. Выбрала пару кандидатов с лучшими оценками и отзывами, связалась с обоими и остановилась на том, кто был свободен в ближайшее время. Основной специализацией этого мастера был массаж, а не гвоздестояние, но это меня даже привлекло. Мне показалось, что с таким наставником во время практики будет меньше эзотерики. Мы договорились о цене, он сообщил адрес и попросил взять с собой одежду, не сковывающую движения.
На всё про всё я потратила меньше получаса и была довольна собой, но я бы посоветовала посвятить поискам чуть больше времени и заранее расспросить специалиста, как будет проходить занятие и как к нему подготовиться.
Как мы готовились к практике
Мастер принимал в своей же квартире на другом конце города. Я приехала в назначенное время и позвонила в дверь. Открыл улыбчивый мужчина в медицинской форме. Я оставила верхнюю одежду и прошла в небольшой кабинет. Инструктор включил медитативную музыку и предложил начать с небольшого знакомства. После рассказа о том, с какими запросами к нему приходят на гвоздестояние, он уточнил цель моего визита. Я призналась, что мне просто интересно и потребности справиться с травмой, выйти из запоя или поконтактировать со своим внутренним ребёнком, как у других его клиентов, у меня нет.
После этого инструктор достал метафорические ассоциативные карты и попросил меня вытащить три из колоды. Изображения на них должны были помочь описать моё эмоциональное состояние.
Я пыхтела минут десять, пытаясь понять, что чувствую, глядя на вечеринку, мальчика в углу и людей, читающих в метро.
В итоге мы вместе связали эти карты в складную историю о том, что на людях я весела и беззаботна, но внутри подавлена, и, чтобы выйти из этой ситуации, мне нужно что‑то изучить.
Дальше меня ждала короткая разминка, чтобы почувствовать своё тело: я потянулась, попрыгала и постучала по конечностям. Затем была медитация. Мастер попросил сесть на пол, закрыть глаза, представить себя в приятном и спокойном месте, глубоко подышать и отпустить все тревоги.
Когда мы закончили, он сказал пересесть на диван, достал доски садху и дал мне их осмотреть, уточнив, что расстояние между гвоздями самое маленькое — 0,7 мм, поэтому стоять будет не так неприятно. Я провела по шипам пальцами и убедилась, что они твёрдые и острые. От осознания, что я сейчас встану на них голыми ногами, успокаивающий эффект медитации улетучился.
Кажется, инструктор почувствовал моё волнение. Он поставил доски на пол и объяснил, что примерно я буду чувствовать. По его словам, после непродолжительного шока и паники, вызванными резкой болью, мозг успокоится, стоять будет уже не так невыносимо, зато обнажатся мои скрытые эмоции и страхи, возможно, захочется порыдать, поорать и излить душу. Главное во время всего процесса — держать в голове, что я нахожусь в безопасности, испытываю боль добровольно и осознанно и могу прекратить всё в любой момент.
До этого я не испытывала никакого волнения, но сейчас почему‑то занервничала и спросила, насколько болезненными будут ощущения по шкале от одного до десяти. Инструктор ответил, что это примерно как удариться локтем, где‑то на 4–5. Он сказал остаться на диване, но поставить ступни на гвозди, чтобы немного привыкнуть к ощущениям. Я посидела так пару минут и решила, что готова приступить к самому главному.
Как я встала на гвозди
Мастер встал напротив и сказал обеими руками крепко схватить его за предплечья, что я и сделала. Затем я выдохнула и поставила на доску сначала одну ногу, а затем другую. Было больно, и явно сильнее, чем от удара локтем. Я сморщилась, через несколько секунд меня бросило в жар, а лицо стало неприятно покалывать.
В голове правда начался хаос, хотелось немедленно соскочить с досок. Мастер говорил что‑то успокаивающее и подбадривающее, но я была не в состоянии воспринимать его слова. Я объективно понимала, что это не самая сильная боль, которую я испытывала, но привыкнуть к ней не получалось.
Меня начала раздражать медитативная музыка и прикосновения другого человека. Я попросила выключить всё, отпустить мои руки и отойти. На удивление отсутствие опоры не усилило болевые ощущения, стоять стало проще.
Инструктор просил заглянуть внутрь себя и понять, что я чувствую. Я честно старалась, но не находила внутри ни хорошего, ни плохого, в голове зудел только один вопрос: «Зачем я вообще сюда пришла?»
Это меня расстроило. С самого начала я была настроена скептически, но всё равно в глубине души ждала какого‑то катарсиса и прозрения, но никаких намёков на их наступление не было. Я подумала, что могу простоять так минуту, две или три, но в этом не будет никакого смысла.
Возможно, это была всего лишь уловка моего мозга и стоило продолжить, но я решила закончить упражнение. Мастер разочарованно спросил, уверена ли я, что хочу так быстро сдаться. Кажется, я простояла всего 2–3 минуты, но тянулись они целую вечность. Я кивнула и сказала, что у меня всё равно нет эмоций, требующих выхода. Он снова взял меня за руки и попросил осторожно поочерёдно снять с гвоздей ноги.
И что было после
Я сошла с досок, и тут меня накрыло. От острой боли я свалилась на колени, а из глаз потекли слёзы. После этого начался какой‑то поток сознания: сквозь рыдания я стала рассказывать практически незнакомому человеку, что запуталась, не понимаю, чего хочу от жизни, постоянно бегу, но не знаю куда. Мастер уложил меня на мат, начал делать массаж стоп и использовать поющие чаши, чтобы снять болевые ощущения.
Через пару минут я стала приходить в себя и почувствовала неловкость из‑за того, что только что наговорила. Видимо, мастер решил, что у меня остались ещё невысказанные проблемы, поэтому начал расспрашивать о моей личной жизни. Но эта тема меня не задела, я даже внутренне возмутилась. Я же только что говорила, что у меня тут кризис идентичности и поиски себя, а он про эту дурацкую любовь и расставания. Я без энтузиазма ответила на пару вопросов и поняла, что больше ничем делиться мне не хочется. Час, который мы закладывали на занятие, как раз подходил к концу.
После сеанса мастер проводил меня до лифта. Казалось, что он едет ужасно долго. Всё это время мы стояли молча, пока инструктор внезапно не спросил, выпиваю ли я. «Случается», — ответила я и зашла в лифт. К чему это было, я так и не поняла. То ли он решил, что я тоже с помощью гвоздестояния хотела выйти из запоя, то ли просто прервал неловкую паузу ещё более неловким вопросом.
Возвращалась домой в смешанных чувствах. Я ощущала приятное опустошение и лёгкость, но в то же время думала, что практика прошла не так, как я ожидала. Вопросов к себе стало только больше, но одно я решила точно: к себе и своим желаниям стоит прислушиваться внимательнее.
К какому выводу я пришла
Сеанс гвоздестояния не перевернул мою жизнь, но это как минимум был интересный опыт, который помог узнать себя немного лучше. Стала бы я его повторять? Пожалуй, нет. Думаю, что сессия с психотерапевтом лично для меня была бы эффективнее. Но если вам близки йога и медитации, то гвоздестояние тоже можно попробовать. Чтобы всё прошло продуктивно, не повторяйте моих ошибок и следуйте этим трём советам.
1. Сформулируйте запрос
Сначала определиться с целью, а потом уже что‑то делать — полезный совет на все случаи жизни. Гвоздестояние — это довольно стрессовый опыт, поэтому без чёткого понимания, для чего он вам сейчас нужен, будет сложно. Например, постоять на гвоздях можно, чтобы поработать с эмоциями, почувствовать своё тело и научиться терпению.
2. Подготовьтесь
Практика потребует больших эмоциональных ресурсов, так что я бы посоветовала хорошо выспаться, позавтракать и постараться до и после сеанса побыть в спокойной и расслабляющей обстановке.
Анна Бурова рекомендует провести более обстоятельную подготовку.
Гвоздестояние — экстремальный опыт для организма. К такой активности лучше прибегать при наличии хотя бы минимального контакта с телом и понимания его болевого порога и других особенностей. Если в вашей жизни мало физической активности и нет опыта подобных практик, то начать лучше с чего‑то более щадящего, например йоги, цигуна и медитаций.
3. Заранее пообщайтесь с мастером
Расскажите инструктору о своём запросе и поделитесь ожиданиями, так ему будет проще с вами работать. Убедитесь, что вы с человеком на одной волне и общение с ним будет комфортным.
Лучшие предложения
Выгодно: мини-пауэрбанк Baseus за 1 510 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
«Поздно что-то менять»: 5 вредных убеждений, которые не дают уйти из нелюбимой профессии
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Как учиться во взрослом возрасте: инструкция для тех, у кого вечно нет времени