От вещевых рынков до AliExpress: каким шопинг был раньше и что изменилось сейчас
1990-е: вещевые рынки и примерочная за шторкой
29 января 1992 года Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли». Так началась эпоха частного предпринимательства: теперь все граждане страны могли торговать без получения специальных разрешений.
Из-за задержек зарплаты и массовых сокращений многим людям пришлось переквалифицироваться в предпринимателей. За товаром они ездили в Китай, Турцию или Польшу, а продавали свои трофеи на многочисленных вещевых рынках, которые появлялись по всей стране. В рынок превратилась даже территория спорткомплекса «Лужники», где в 1980 году проходила церемония закрытия Олимпиады. Барахолку здесь закрыли только в 2011 году, на два года позже знаменитого «Черкизона».
По сегодняшним меркам ассортимент на рынках был так себе, но о большем в те времена мечтать не приходилось. Зато здесь можно было одеть всю семью с ног до головы, причём по относительно вменяемым ценам. На рынке обитали мастера торговли: вы рисковали прийти за курткой, а вернуться домой с мохнатым свитером, так как оборотистый продавец убедил вас, что именно его вам не хватает для полного счастья.
О шопинге как способе снять стресс речи не шло: какое там расслабление, когда поход за вещами превращался в настоящую экспедицию. Примерочные? Забудьте. Хотите прикинуть, как сидят джинсы, — добро пожаловать за хлипкую занавеску в глубине палатки, где на землю заботливо постелена картонка.
2000-е: торговые центры и праздничные обеды на фудкорте
По мере роста общего благосостояния торговля переехала с улиц в крупные торговые центры. Поначалу такие центры воспринимались исключительно как музеи: денег толком нет, так что походим, посмотрим, а покупать всё равно придётся на рынке.
Впрочем, особой разницы между типичным торговым центром где-нибудь в глубинке и барахолкой не было: в бутиках обитали всё те же торговцы с рынка, только отогревшиеся и на радостях повысившие цены. Постепенно их вытеснили известные бренды, для которых Россия была неосвоенным, но очень привлекательным источником прибыли.
С развитием торговых центров изменился сам подход к шопингу: из суровой необходимости он превратился в форму досуга для всей семьи. Дети резвятся в игровой зоне под присмотром аниматоров, родители бродят по магазинам, а завершает культурную программу семейная трапеза на фудкорте.
На Западе тем временем дела у торговых центров обстоят посредственно: крупные магазины закрываются, не в силах привлечь покупателей. Люди уходят в интернет: когда можно сделать покупки за пару кликов, не вставая с дивана, нет смысла убивать полдня на поход по огромному моллу.
2010-е: интернет-магазины и глобальные распродажи
В 2010 году произошло событие, существенно повлиявшее на расстановку сил в сфере продаж: китайская компания Alibaba Group запустила торговую площадку AliExpress. По сути, это всё тот же старый добрый рынок, только в Сети. Свои товары здесь предлагают отдельные продавцы, а купить можно что угодно — от одежды и детских вещей до гаджетов и товаров для дома. Через пару лет AliExpress обзавёлся русскоязычной версией, а сейчас он входит в десятку самых посещаемых в России сайтов.
В 2017 году россияне потратили на шопинг в Сети почти десятую часть времени, проведённого в интернете. Среди основных причин , по которым люди предпочитают покупки в интернете, — низкие цены, экономия времени и широкий ассортимент. Самые популярные категории товаров — одежда и обувь, мелкая бытовая техника и косметика.
Интернет-магазины познакомили нас с глобальными распродажами: теперь мы можем участвовать в 11.11 на AliExpress и «чёрной пятнице» наравне с остальным миром. В 2017 году «чёрная пятница» привлекла внимание почти 20 миллионов покупателей, причём наибольший интерес к скидкам проявили люди в возрасте от 22 до 32 лет.
На Западе распродажи пользуются не меньшей популярностью: в 2017 году выручка магазинов в «чёрную пятницу» увеличилась на 17,9% по сравнению с 2016 годом. Выросла и доля пользователей, покупающих с помощью мобильных устройств: 40% в 2017 против 29% в 2016 году.
Настоящее время: умный шопинг и осознанное потребление
Увеличение интереса к распродажам легко объяснить: зачем платить больше, если можно немного подождать и купить товар по низкой цене? На смену безудержному потреблению постепенно приходит осмысленное отношение к покупкам.
Осознанный шопинг — это не только сокращение лишних трат, но и поиск наиболее выгодных предложений, причём не только во время распродаж. Хоть скидки бывают не каждый день, есть способы делать выгодные покупки тогда, когда хочется вам, а не продавцам. По итогам 2017 года аудитория кешбэк-сервисов выросла на 141,1%, разнообразными способами вернуть часть потраченных денег пользуются 20% россиян. И нам ещё есть куда расти — в США такие сервисы использует почти половина населения.
Кешбэк — это, по сути, та же скидка, но применяется она не до, а после покупки товара. Схема простая: кешбэк-сервисы приводят клиентов в магазины, магазины за это платят сервисам, а те делятся прибылью с пользователями. Вот как это выглядит со стороны покупателя: вы регистрируетесь на сайте кешбэк-сервиса, ищете в списке партнёров интересующий магазин, переходите туда и делаете покупку. Через некоторое время на ваш счёт в личном кабинете сервиса приходят деньги — или фиксированная сумма, или процент от стоимости заказа.
Выбирайте сервисы с большим количеством партнёров: так вам не придётся вспоминать, от кого именно причитается кешбэк, а за всеми выплатами можно следить в одном месте. Например, LetyShops сотрудничает с 1 390 магазинами. Сэкономить можно при покупке на AliExpress, Iherb или Asos, при бронировании отеля на Booking.com и даже при заказе еды в KFC. Получается, вы возвращаете деньги практически за любую покупку в Сети.
Кешбэк стоит использовать и во время масштабных скидок — выгода лишней не бывает. LetyShops поможет получить максимум от распродаж — на сайте сервиса собраны лучшие предложения «чёрной пятницы» со скидками до 90%.
После покупки вы можете вернуть до 30% кешбэка и принять участие в розыгрыше призов. На кону iPhone XR на 256 ГБ, PlayStation 4 Slim и другие подарки. А для тех, кто до сих пор любит вспомнить, как жилось раньше, сервис запустил ностальгическую викторину. Отвечайте на простые вопросы и получите шанс выиграть ретропризы прямиком из 90-х.
5 правил грамотного шопинга
1. Покупайте только то, что вам действительно нужно
Распродажи заставляют нас терять остатки разума. В итоге вы остаётесь в компании вещей, без которых могли спокойно обойтись. Если покупаете товар только из-за большой скидки — лучше ещё раз подумайте. И никаких «мало ли, вдруг пригодится».
2. Составляйте списки покупок
Заранее изучите ассортимент интернет-магазинов, чтобы в день распродажи не метаться в поисках хоть чего-нибудь выгодного. Обратите внимание на стоимость вещей, которые вы собираетесь купить: некоторые продавцы любят хитрить и за пару дней до распродажи: безбожно задирать цены, а потом объявлять небывалые скидки.
3. Определите бюджет
Выделите чёткую сумму, которую можете потратить. Подсчитайте, сколько стоят вещи из вашего списка покупок без скидок, — это лимит, за который нельзя выходить. Сэкономленные на разнице в цене деньги — это дополнительный бюджет на случай, если внезапно вам попадётся что-то исключительно выгодное.
4. Не откладывайте покупку
В дни масштабных скидок товары расходятся с безумной скоростью. Будете долго думать — вещи нужного цвета или размера просто закончатся. Накануне распродажи сложите заинтересовавшие вещи в корзину — так вы сэкономите время и сможете быстро оформить заказ.
5. Пользуйтесь кешбэком
Во время распродаж на счету каждая минута. Чтобы не искать на сайте кешбэк-сервиса нужный магазин, установите расширение для браузера LetyShops. Так вы сможете быстро активировать кешбэк и всегда будете в курсе выгодных предложений и скидок.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.