Caveo non timeo
Остерегаюсь, но не страшусь (лат.)
Сегодня в рамках яхтенной темы мы хотели бы предостеречь новичков от самых распространённых ошибок. Некоторые психологические моменты уже были освещены в блоге, перейдём к суровым бытовым реалиям. Если вы собираетесь попробовать чартер на арендованной лодке или хотя бы обдумываете такую возможность, то наверняка убедились: в Сети можно найти тонны статей о положительных моментах сейлинга, и очень мало информации о подводных камнях, которые ожидают начинающих. Читаешь восторженные отзывы на форумах, смотришь на блондинку в купальнике, загорающую на палубе (как на фото ниже) — и думаешь: ну какие там могут быть проблемы? А вот какие.
Приём и сдача лодки
Поговорим о возвратном депозите и о том, как его не потерять. Оформляя чартер, вы платите страховой депозит — залог, который вам потом вернут, если лодка придёт в порт целой и невредимой. Или не вернут (частично или полностью), если обнаружат какие-то повреждения. Положительный момент: если вы повредили лодку на большую сумму, чем размер залога, с вас всё равно возьмут только его.
Как определяются повреждения? В самом начале, ещё до выхода в море, вам необходимо пройти стандартную процедуру: она называется check-in, приёмка. Вам выдают список, перечень имущества и уже имеющихся на яхте повреждений, если они есть. Лодку нужно осмотреть и поставить в чек-листе подпись. Не торопитесь с этим. Можно, конечно, слепо довериться шкиперу, который принимает лодку с вашей стороны, и послушно кивать головой. Скорее всего, он сделает всё в лучшем виде. Но лучше убедиться кое в чём самостоятельно.
На большинстве яхт вам разрешат присутствовать на борту, пока менеджер компании и шкипер будут всё осматривать. Разумеется, не будучи профессионалом, некоторые тонкости выявить невозможно: пусть это останется на совести шкипера. Кстати, мнение о вселенском заговоре шкиперов и хозяев лодки, которые злостно наживаются на невнимательности новичков, в 99,9% случаев ошибочно. Ни один нормальный шкипер не выйдет в море, если обнаружит на яхте поломку или нехватку оборудования. Конечно, слишком уж дотошным быть не надо, но основные моменты проверить или хотя бы просто знать полезно.
Чек-лист состоит из подробнейшего перечня внутреннего имущества на яхте (от одеял и подушек до навигационных приборов) — indoor — и такого же перечня всего, что находится на палубе и в рундуках (ящиках под сиденьями) — outdoor. С первым пунктом проблем обычно не возникает: невелика наука пересчитать вещи по списку и проверить наличие документации. Тем не менее, внутри всё неплохо бы тщательно осмотреть и потрогать. И гальюн тоже, обязательно. Если вы не знаете, что за набор букв написан в том или ином пункте — переспросите у менеджера/шкипера.
Вторая часть более сложная. Надо проверить паруса, пазы, палубу, лебёдку, мотор, приборы и ещё тысячу мелочей. Пройдитесь за шкипером и смотрите, как он проводит проверку. Вместе с ним (или вслед за ним) осмотрите палубу на предмет царапин, пятен и повреждений. Откройте рундуки и сверьтесь со списком. Проверьте работу всех приборов: включите и выключите, не стесняясь задавать вопросы. Убедитесь своими глазами, что все электрические системы и аккумуляторы работают нормально, пока яхта ещё на береговом питании. Затем проверьте работу в автономном режиме. Пусть запустят двигатель (он должен включиться сразу и легко). Пересчитайте бортовые концы и кранцы (всё то, что сухопутный человек обычно называет словом «верёвка»). Попросите водолазный журнал, чтобы посмотреть наличие повреждений подводной части и посоветоваться со шкипером. Нет журнала? Укажите, что подводная часть не осмотрена. Не пропускайте ни одного пункта, пытайте менеджера по каждому вопросу, который у вас возник. Все отклонения фиксируйте письменно. Вам также должны дать короткий инструктаж об особенностях пребывания на борту. Даже если кто-то из компании не первый раз идёт на яхте, брифинг должен быть проведён для всех.
Приёмка проводится в светлое время суток, если вы прибыли поздно и не успеваете до вечера, лучше заночуйте на яхте, а утром вернитесь к проверке.
Кажется, что всё ужасно сложно и страшно? Это не так: с вами рядом профессионал, которому предстоит отвечать за вас в пути, да и яхта на самом деле не такая уж большая, хоть и напичкана электроникой и приборами по самое не могу. Просто будьте внимательнее.
Мне кажется, лучше прослыть занудой, дотошным новичком и педантом, чем после плавания, проходя check-out (сдачу лодки), со скандалами доказывать, что «эта царапина тут уже была, это не мы, оно само», а потом лишиться своих денег. И если во время чек-ина шкипер был вашим союзником в осмотре и поиске повреждений, то теперь ваша компания имеет шансы остаться один на один с проблемами, если он не делил с вами расходов изначально и непричастен к поломкам.
Ещё несколько замечаний о депозите. Вы можете отдать его наличными или использовать карточку. В последнем случае, будьте внимательны: после сдачи карточка может разблокироваться не сразу. Бывает также невозвратный депозит (150-300 евро), который вы уже не увидите и который должен быть прописан в договоре.
Пример чек-листа и небольшой словарик.
Закупаемся правильно
Итак, вы приняли яхту, закончили все формальности и отправляетесь в ближайший супермаркет закупаться. Типичная ошибка новичков: купить мало питьевой воды и кучу ненужных продуктов. А надо с точностью до наоборот. Воды уходить будет много: акклиматизация, утренние последствия от разных «излишеств», готовка, непредвиденные кишечные расстройства. Кстати, не берите сразу слишком много алкоголя. Первые дни идёт привыкание, вы не знаете, как будет реагировать организм. Да и вообще, брать лодку в чартер, чтобы потом всю дорогу бухать, не просыхая, это не ок, правда? А вот большая часть разносолов имеет все шансы оказаться на помойке, не покупайте непривычной и сложной в приготовлении еды. Сейлинг вообще не способствует хорошему пищеварению. Посмотрите, что покупает ваш шкипер (или, если он с вами не пошёл — что он указал в своём списке). Да-да, шкиперу тоже надо питаться, причём за ваш счёт. Не закупайтесь как на Северный полюс, всё равно в ближайшие сутки-двое вы пристанете к берегу, где тоже есть магазины и супермаркеты.
Лучше позаботьтесь о мелочах: соль, сахар, средство для мытья посуды (оно может пригодиться ещё и на заправках, если солярка капнет), необходимые лекарства на всякий случай (в том числе таблетки/пластыри от морской болезни, но о ней поговорим в следующий раз), солнцезащитный крем (и побольше, на яхте часто создаётся иллюзия прохлады и приятный ветерок, а на самом деле солнце шпарит ого-го) и др.
Если вы планируете хоть немного работать на яхте, помогать шкиперу, то обязательно прикупите специальные перчатки, или убедитесь, что вам их выдадут. Без них вам просто не разрешат многие вещи, например, работу со шкотами (верёвками, которыми управляется парус). Кстати, о снаряжении: позаботьтесь о правильной обуви. Во-первых, она не должна портить палубу, то есть подошву надо подбирать светлую, ровную, никаких каблуков и пачкающих материалов. Во-вторых, будет лучше, если обувь закрывает пальцы ног: на палубе полно острых углов и разных девайсов, о которые легко пораниться, особенно во время качки. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи — что брать с собой на яхту. Продолжим разговор о бытовых проблемах и предостережениях.
Краткий список «НИКОГДА» для новичка на яхте
1. Если что-то упало за борт на ходу, никогда не прыгайте следом, даже если это человек. О том, как правильно себя вести в таких случаях, вам расскажут на инструктаже перед посадкой.
2. Никогда не балуйтесь с рацией. Не кричите туда «Всем приве-ет!» и прочее в том же духе. Не щёлкайте каналы. Не нажимайте красную кнопку MOB (человек за бортом, тревога) без причины. Береговая охрана работает чётко и оштрафовать за ложный вызов может очень жестоко. В Англии, если вертолёт прилетит — тысяч эдак на 40.
3. Никогда не ходите босиком по палубе во время качки.
4. Никогда не отдыхайте, привалившись к лебёдке, и вообще не прикасайтесь к ней — это один из основных источников травм на яхте, даже у опытных яхтсменов.
5. Никогда не заслоняйте обзор шкиперу при сложных манёврах или при подходе/выходе со стоянки.
6. Никогда не развешивайте вещи на леерах (ограждение вокруг борта) и не оставляйте их на палубе. Всё сдует и смоет в самый неожиданный момент.
7. Никогда не бросайте мусор в открытое море, не делайте из моря помойку. За это могут и оштрафовать.
8. Если шкипер спокоен, никогда не впадайте в панику из-за того, что вам показалось, будто что-то идёт не так.
9. Никогда не прыгайте на палубу (свою или чужую), если внутри есть люди. Это производит впечатление разорвавшейся бомбы. К тому же, это может закончиться травмой для вас.
10. Будьте осторожны на камбузной кухне. Никогда не оставляйте шкафчики открытыми (всё упадёт и разобьётся при качке). Не готовьте горячего, если яхта на ходу под парусами, можно здорово обжечься.
11. Никогда не тратьте пресную воду понапрасну, её запас ограничен, а восстановление стоит денег. Не пытайтесь на первой же стоянке заправить бак с пресной водой самостоятельно. Ошибётесь с баком — выльете воду в дизельное топливо.
12. Никогда не пользуйтесь гальюном стоя. Даже без комментариев, просто не делайте этого.
13. Никогда не кидайте в гальюн посторонних предметов, это не городской унитаз.
Надпись: Бросайте в туалет только то, что было предварительно съедено.
Итак, мы рассмотрели самые типичные проблемы, с которыми сталкиваются новички. Конечно, список получился не полный, но и объём удобочитаемой статьи, к сожалению, ограничен. В следующий раз мы рассмотрим тему морской болезни и проблем с пищеварением на яхте более подробно, посвятим этому отдельную статью. А пока желаю всем попутного ветра, удачи на море и на суше и надеюсь, что эта информация оказалась для вас полезной.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Обзор Realme 13+ 5G — смартфона с отличным экраном и мощным процессором
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц