6 лайфхаков для тех, кто хочет сделать популярный подкаст
Ещё больше полезных советов для тех, кто хочет создать популярный блог, собрали тут.
Подкасты становятся всё более популярным видом контента по всему миру. В Европе и США они собирают десятки и даже сотни тысяч прослушиваний. Российские подкастеры тоже не отстают, но прямо сейчас в этой области ещё есть несколько свободных ниш.
Если вы собирались создать собственный подкаст, но не знали, с чего начать, — этот текст для вас. Рассказываем, как делать крутые выпуски, вместе с автором и ведущим подкастов «Сплетни», «Кто Бы Говорил» и «Конструкторское бюро» Родионом Скрябиным и производителем аудиотехники HARMAN.
1. Выберите нишу
Подкасты сейчас очень популярны, но их всё ещё не очень много. Найдите нишу, в который подкастов меньше: там проще конкурировать.
Обычно подкасты — это интервью с приглашёнными гостями, сессии вопросов и ответов, новости или рекомендации. Можно найти подкасты формата «Факт дня» или «История дня», обзоры фильмов или альбомов, советы для путешественников или владельцев животных.
Всё это — достаточно широкие темы, в которых будет непросто обойти конкурентов. Вы можете зайти в популярный сервис подкастов вроде PodHunt или Sticher и посмотреть, какие идеи и течения сейчас в топе. А вдохновившись, отправляйтесь искать свою, как можно более узкую нишу.
Двигаться можно в разных направлениях. Например, создать подкаст для людей, которые будут слушать его исключительно в кресле у парикмахера или в тренажёрном зале. А можете предложить тему, в которой вы отлично разбираетесь. Вот несколько идей для вдохновения.
- Винтажные гаджеты: как они устроены.
- О чём говорить с котами, когда они на вас смотрят.
- Угадываем, о чём книга, зная только её название.
- Подкаст, который мотивирует встать с кровати.
- Сказки на ночь для тех, кому за 30.
- Странные праздники из разных стран мира.
- Женщины-изобретатели и их творения.
2. Обеспечьте качественный звук
Подкаст должен быть не только интересным, но и комфортным для прослушивания. Постарайтесь выжать максимальное качество из вашего оборудования.
У стандартного микрофона в смартфоне или ноутбуке возможности средние. Он искажает речь, не передаёт нюансов звучания голоса, и запись получается тихой, «плоской», из неё сложно удалить шумы. Делать из такого материала что-то удобное для прослушивания очень трудоёмко, и всё равно вряд ли итоговый результат действительно устроит вас и ваших слушателей.
Конденсаторный микрофон AKG Lyra поможет записать речь чисто и без посторонних шумов. Профессиональное качество звука обеспечивает массив из четырёх капсюлей, направленных в разные стороны. Встроенный усилитель позволит записать даже шёпот с расстояния в несколько метров или ASMR-трек, который вызовет необычные, но очень приятные ощущения.
AKG Lyra поддерживает различные режимы записи, которые переключаются кнопкой на корпусе:
- только фронтальный — для подкастов, блогов, летсплеев, игры на музыкальных инструментах рядом с микрофоном;
- Front & Back (фронтальная и тыловая запись) — для интервью или музыкальных дуэтов;
- классическое стерео — для параллельных интервью и групповых дискуссий, когда нужно записывать отдельно левый и правый каналы;
- широкое стерео — для записи нескольких источников звука, передачи ширины и объёма звуковой сцены, репортажей и мероприятий.
С подходящим режимом вы получите аудио с эффектом присутствия. Микрофон легко снять с комплектной подставки и установить на стойку «журавль» или на пантограф. А к встроенному аудиоинтерфейсу AKG Lyra можно подключить мониторные наушники для прослушивания без задержек.
3. Делайте выпуски регулярно
Придумайте правила, по которым выходит ваш подкаст, расскажите о них подписчикам и всегда придерживайтесь их. Нет ничего хуже разочарованных слушателей.
Лучше выходить строго раз в неделю по пятницам, чем сделать 3–4 выпуска за пару дней и потом пропасть на месяц. Регулярность очень важна. Ведь подписчики ждут новых выпусков, а если не получают свою «награду», чувствуют себя обманутыми и больше не приходят вас послушать.
Чтобы у вас хватало времени на запись, обработку и размещение подкаста, придётся наконец-то навести порядок в расписании. Один из самых простых способов — матрица Эйзенхауэра (того самого Дуайта Эйзенхауэра, 34-го президента США).
Свои дела государственной важности и масштабом поменьше он делил на четыре группы:
- важные и срочные — нужно обязательно сделать как можно быстрее;
- важные и несрочные — сделать точно нужно, но не прямо сейчас;
- неважные, но срочные — если эти задачи сейчас не выполнить, то потом они будут неактуальны;
- неважные и несрочные — можно сделать, когда закончатся все остальные.
Попробуйте разделить дела, задачи и планы на эти четыре группы, выписать на листок и повесить его где-то на видном месте. Не забудьте включить туда подготовку подкастов! Если стараться следовать системе, вы удивитесь, сколько свободного времени у вас появится.
И ещё несколько лайфхаков.
- Правило 5 минут. Если вы вспомнили о задаче и на её выполнение хватит 5 минут, сделайте это прямо сейчас, не задумываясь и не откладывая.
- Регулярные рутины. Если у вас есть огромная задача, к которой страшно (или лень!) подступиться, уделяйте ей 15 минут каждый день.
- Планы на день. Каждое утро пишите себе список дел, которые нужно выполнить, даже если это мелочь вроде полива цветов или похода в магазин за хлебом. Как только сделали — радостно вычёркивайте. А то, что останется в списке, переносите на следующий день — если это, конечно, всё ещё важно.
- От большого — к малому. Великие дела всегда пугают. Но если дробить их на мелкие шаги, всё становится проще и понятнее.
- «Лягушки». Практически каждый день есть задачи, которые делать ужасно не хочется: их называют «лягушками». Избавьтесь от такого земноводного сразу после завтрака — и оно больше не будет вас угнетать.
- «Нет» и «Зачем мне это?» Научитесь отказывать людям, которые хотят воспользоваться вашим временем, опытом и знаниями, при этом не давая вам ничего взамен. Если вас просят, подталкивают или заставляют что-то сделать, узнайте: «Зачем это лично мне?» Не найдёте достойного ответа в первые 5 секунд — отказывайте.
4. Слушайте себя
Записывайте подкаст всегда в наушниках, чтобы понимать, как вы звучите. Ведь вы слышите себя не так, как слушатели — это физиология.
Миллионы людей ещё не записывают подкасты потому, что им не нравится звук собственного голоса со стороны. У этого явления даже есть название — голосовая конфронтация.
Мы пугаемся звука собственного голоса, потому что он не отвечает нашим ожиданиям. Вы привыкли слышать себя по-другому: часть звука передаётся по воздуху в ваши ушные раковины, а другая часть — сквозь череп за счёт костной проводимости. Она делает низкие частоты богаче, и собственный голос кажется вам приятнее. Когда же вы слушаете себя в записи, то вам кажется, что этот голос принадлежит кому-то другому. Это нормально: мало кому нравится собственное звучание. А анализировать свои аудиофайлы полезно. Так вы можете трезво оценить темп речи, тональность, эмоциональность и другие важные характеристики.
Но вы не можете просто записать подкаст, выложить его в Сеть и забыть о нём. Чтобы создавать действительно качественный продукт, придётся поработать.
AKG 361ВТ — профессиональные мониторные наушники, которые позволяют эффективно работать со звуком и наслаждаться музыкой в дороге. Вы можете подключить их кабелем к аудиоинтерфейсу и слышать себя в процессе записи подкаста или летсплея. А можете выполнить сопряжение AKG 361ВТ со смартфоном по Bluetooth без всяких проводов. Это позволит наслаждаться звуком студийного качества, где бы вы ни находились.
В наушниках AKG 361ВТ установлены передовые динамики с катушками из бескислородной меди. Звук сбалансированный, все частоты передаются ровно, без искажений. Мягкие амбушюры выполнены из качественного кожзама, оголовье можно регулировать, так что в AKG 361ВТ комфортно находиться целый день. Это достойный выбор и для продуктивной работы, и для яркого отдыха.
5. Не переоценивайте силу импровизации
Не садитесь записывать подкаст, пока не набросаете хотя бы примерный план.
Какой длины будет ваш подкаст? Сколько времени вы сможете непрерывно говорить без длинных пауз в поисках следующей фразы? Получится ли у вас не отклоняться от темы и не перескакивать с одной идеи на другую? Сможете ли вы в течение всего подкаста оставаться интересным для своих слушателей?
Импровизация — это всегда здорово, особенно если вы ведёте подкаст не в одиночку. Но актёры знают, насколько сложно сымпровизировать, чтобы вам поверили зрители. Или в вашем случае слушатели.
Поэтому на первых порах обязательно стоит составлять детальный план и по минутам рассчитывать, о чём вы будете говорить. Это поможет вам оставаться в тонусе на протяжении всего подкаста, не пропустить ничего важного и не пуститься в пространные размышления.
Когда сядете писать план, в самом начале или после того, как будет готов десяток пунктов, у вас могут вылететь из головы все мысли и идеи. Может возникнуть и страх чистого листа, а понятия, о которых вы вдохновенно рассуждали ещё 5 минут назад, перестанут казаться интересными и захватывающими.
В таких ситуациях пригодятся письменные практики. Они развивают умение планировать, оформлять мысли в слова на бумаге, создавать интересные тексты и подкасты и помогают поверить в себя. Вот несколько примеров.
- Утренние страницы. Каждое утро пишите по паре страниц о том, что вас сейчас волнует. Правил ровно два: садиться за это занятие как можно раньше и не прекращать, даже если в голову ничего не приходит. Пишите о том, что вас окружает, о чём вы думаете, — и удивитесь, как много вам хочется высказать.
- Диалог с котом. Эта практика помогает тренироваться достаточно долго говорить, когда вас не слушают, не перебивают и не задают уточняющих вопросов как в обычном общении. Сядьте рядом с домашним животным (подойдёт игрушка, плакат, статуя) и расскажите всё, что хотели бы сообщить слушателям своего подкаста. Если пока не определились с темой, расскажите, как прошёл ваш день, о чём вы мечтаете, каким было ваше детство летом в деревне. Тема не имеет значения — важно не прекращать говорить и параллельно слушать себя.
- Список из 100. Напишите о 100 вещах, о которых вы мечтаете. Или о 100 ситуациях, в которых вам хотелось бы оказаться. Или о 100 людях, с которыми здорово было бы встретиться в баре. В какой-то момент станет сложно, но в итоге вам наверняка захочется включить в список гораздо больше 100 пунктов.
6. Не надейтесь начать зарабатывать на этом деньги
Не превращайте свой подкаст в бизнес-проект. Делайте его, потому что вам интересно и потому что вы получаете удовольствие. Пусть деньги (если они всё-таки придут однажды) будут приятным сюрпризом.
Самый дорогой и популярный подкаст на сегодняшний день — The Joe Rogan Experience американского комика Джо Рогана. В мае стриминговый сервис Spotify купил права на него за 100 миллионов долларов — это десятая часть рынка.
Существуют несколько способов монетизации подкастов. К примеру, можно размещать выпуски на Patreon и открывать доступ к ним только своим «патронам». Уровни доступа можно регулировать. К примеру, за одну сумму в месяц открывать все подкасты, за удвоенную — ещё и чат для общения, за пятикратную — перечислять таких «патронов» поимённо в конце выпуска.
Зарабатывают подкастеры и на рекламе. Они могут напрямую продвигать продукты или делать обзоры на товары и услуги. Условия в каждом конкретном случае оговариваются с рекламодателями. Главное — не частить, чтобы не раздражать слушателей.
Качественная техника поможет добиться впечатляющих результатов и получать удовольствие от создания подкаста. Передовые возможности вдохновляют, а удобные гаджеты помогают сконцентрироваться на контенте, сделать его интересным и полезным.
Стартовый сетап для подкастов — это хороший микрофон, комфортные наушники, мониторные колонки с чистым звуком и микшер (аудиоинтерфейс), который улучшит качество записи речи. Все эти устройства вы найдёте в арсенале HARMAN — американской компании, которая помогает создавать хороший звук любителям и профессионалам по всему миру.
Надёжная техника с широкими возможностями проста в настройке и доступна по цене. С ней вы сможете создавать подкасты, которые полюбят слушатели.