Как купить готовый бизнес и не остаться в дураках
Что такое готовый бизнес и зачем его покупать
Не обязательно начинать своё дело с нуля, можно приобрести уже работающий бизнес. Это подразумевает налаженные процессы, закупленное оборудование, существующую клиентскую базу, заключённые с поставщиками контракты. А вам остаётся просто перехватить управление и продолжить развивать дело.
В идеале всё будет обстоять именно так. И в этом случае вы сможете сразу начать работу — все подготовительные этапы уже пройдены.
Что выяснить, прежде чем купить готовый бизнес
Причины продажи
Если не хотите потратить свои деньги на пустышку, выясните, почему продавец решает прекратить вести своё дело. По словам эксперта по продаже бизнеса и привлечению инвестиций Александра Неделюка, есть несколько неподозрительных, нормальных причин.
1. Выгорание
Многие люди просто устают от того, что делают, и решают сменить направление. Кроме того, часто собственники находят более выгодную для себя сферу и продают бизнес, чтобы заняться чем‑то поинтереснее.
2. Перепродажа бизнеса
Есть огромное количество профильных специалистов в разных областях, которые покупают убыточный бизнес дёшево, решают сложившиеся в нём проблемы, выводят в стабильный плюс, чтобы продать дороже.
Как правило, такой бизнес становится очень хорошей покупкой, особенно если собственник ничего не скрывает, всё рассказывает, показывает и дополнительно берёт на себя обязательства по вашему обучению и первоначальному сопровождению.
3. Раздел между партнёрами
Многие начинают работать в партнёрстве, но со временем собственники расходятся во взглядах. И тогда лучший способ поделить нажитое — продать дело.
4. Потребность в деньгах
Иногда в жизни происходят какие‑то обстоятельства и приходится срочно вытащить деньги из бизнеса, даже если он прибыльный.
5. Неоправданные ожидания
Порой люди рассчитывают на лёгкое получение доходов, но ошибаются.
Многие представляют своё дело как 3 часа работы в месяц. Сиди и контролируй. Но, столкнувшись с реальностью, они понимают, что у предпринимателей выходных нет. Всегда возникают какие‑то проблемы, и иногда люди просто решают вернуться в стабильный найм и после 18:00 забывать о работе.
Александр Неделюк
6. Выход «на пенсию»
Бывает, что люди уже заработали денег себе на старость и хотят отойти от дел, убрать из жизни стресс, связанный с предпринимательством, и заняться путешествиями или внуками.
7. Кредитная нагрузка
Проект рентабелен, но был куплен на кредитные деньги, и большая часть прибыли уходит на погашение долга. Собственник устал работать на кредитора и решает продать бизнес, рассчитаться по займу и использовать оставшиеся средства для запуска нового дела.
8. Непрофильный актив
Иногда бизнес достаётся предпринимателям за долги или как часть при покупке другого проекта. Бывает, меняется бизнес‑модель и какое‑то направление становится неинтересным. Например, компания покупает производство, для того чтобы изготавливать что‑то для себя, но вместе с ним ей достаётся розничный магазин. Бизнес есть и работает, но оказывается ненужным. Часто продавцами в таких ситуациях выступают не физические, а юридические лица.
9. Личные причины
Самый опасный, по мнению Неделюка, но иногда реальный повод. Переезды, беременности, продажа дела, купленного жене, когда она «наигралась». Подозрительны эти причины потому, что именно их обычно используют продавцы, пытаясь скрыть реальные проблемы в бизнесе.
Плохая для вас причина продажи дела всегда в одном — в отсутствии прибыли. Все остальные проблемы — следствие. Но это не всегда значит, что предложение не интересно. Если слабая сторона в этом бизнесе окажется в зоне ваших компетенций, вы сможете поторговаться и выгодно купить отличную площадку для дальнейшего зарабатывания денег.
Александр Неделюк
О причинах продажи можно спросить самого владельца, но лучше задействовать все источники информации.
Советую поговорить с конкурентами, они порой неплохо понимают, как идут дела у конкретной компании. Можно даже спросить, готовы ли они купить этот бизнес, и послушать их позицию и аргументы. Побеседуйте с бывшими или действующими, если они разговорчивые, сотрудниками фирмы.
Финансовое положение
По словам старшего консультанта Департамента юридической практики Alliance Legal CG Никиты Роженцова, основной вопрос при покупке готового бизнеса — насколько заявленные показатели (выручка, прибыль, возврат на капитал, рентабельность) соответствуют реальным и будут ли они сохранены в будущем. Чем сложнее и крупнее дело, тем больше требуется специалистов и времени для анализа.
Для объективности оценки целесообразно ввести в управление готового бизнеса представителей покупателя, которые смогли бы подготовить ответы на финансовые и другие сопутствующие виду деятельности вопросы. Для этих задач существует процедура due diligence — правовой и финансовый аудит, который проводят компетентные люди.
Если решили проверять продавца самостоятельно, основатель юридической фирмы «Баранча и Партнёры» Вадим Баранча советует просмотреть следующие данные:
- Бухгалтерскую отчётность за 3 года с отметками налоговой инспекции о принятии. Так вы сможете проследить динамику развития фирмы и показатели прибыли.
- Выписки по всем банковским счетам за 3 года. Здесь вы обнаружите крупные перечисления и зададите уточняющие вопросы продавцу.
- Список дебиторов и кредиторов. Причём не доверяйте только бумагам, постарайтесь связаться с поставщиками и контрагентами, чтобы получить данные и от них. И проверьте ИП или юрлицо по базе службы судебных приставов.
Просмотрите все чеки, накладные, договоры, декларации. Цифры в них должны сходиться.
В договоре обязательно нужно предусмотреть штраф или возможность расторжения соглашения на тот случай, если продавец утаил важные детали, которые влияют на устойчивость и стоимость продаваемого бизнеса.
Узнать текущие финансовые показатели — полдела, важно ещё выяснить, удастся ли их сохранить. Проверьте следующие моменты.
1. Насколько стабилен доход
Посмотрите договоры, по которым бизнесу платят деньги. Сколько у него источников дохода — один большой или много некрупных.
Если клиент один, есть большой риск, что он откажется от вас, и тогда бизнес ничего не будет стоить. Поэтому нужно смотреть условия договора: может ли этот крупный заказчик прекратить сотрудничество и как быстро. И дальше уже садиться и считать, рассматривая негативные сценарии.
Дмитрий Гриц
Если это модель B2C, узнайте, насколько товары или услуги возвращаемы и можно ли вернуть деньги потребителям в тот момент, когда вы приобретёте готовый бизнес. Считайте риски с мыслью, что после покупки значимая часть клиентов почему‑то откажется от ваших услуг или товаров, и смотрите, что при этом происходит с вашей бизнес‑моделью.
2. Насколько бизнес «завязан» на владельце
По словам Вадима Баранчи, если бизнес‑процессы основаны на личных отношениях потребителей с владельцем, перемены могут привести к оттоку клиентской базы.
3. Что с защитой товарного знака и интеллектуального права
Если не хотите купить пустой фантик по цене конфеты, необходимо выяснить, кому принадлежат наработки фирмы и товарный знак.
Может возникнуть ситуация, когда компания продаёт свой флагманский продукт, а он ей юридически не принадлежит. И в определённый момент приходят бывшие или действующие сотрудники и говорят: платите компенсацию, или мы заберём все наработки, они наши. И чаще всего это правда.
Дмитрий Гриц
4. Как обстоят дела с расходной частью
Сейчас все цифры могут выглядеть неплохо. Но что в перспективе? Проверяйте все договорные отношения бизнеса.
Например, вы покупаете кафе, а там нет договора аренды. И арендодатель говорит: «Платите в три раза больше». Ну и зачем такой бизнес? Или наоборот, вы покупаете долю в ООО, а оно заключило договор аренды на 10 лет в валюте без вашего права на расторжение.
Дмитрий Гриц
5. Какие настроения у сотрудников
Не исключено, что после продажи компанию собираются покинуть ключевые сотрудники, которые выполняют значительную часть всех задач. Это будет серьёзный удар по работе и, соответственно, по прибыли.
6. В каком состоянии оборудование
Возможно, оно и есть, но изношено и придётся его обновить в ближайшее время. Это серьёзная причина поговорить о снижении цены.
Юридические риски и чистота бизнеса
Александр Неделюк советует обязательно взять выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и поискать собственника и юридическое лицо через сервисы проверки контрагентов.
Выясните, как оформлены отношения с сотрудниками, партнёрами, поставщиками, клиентами. Работоспособна ли бизнес‑модель в законном режиме. Есть ли все лицензии и сертификаты. Критичны ли нарушения закона, которые допускает фирма (а они, по мнению Дмитрия Грица, всегда есть). Проверьте бизнес по картотеке судебных дел. Если у компании проблемы, её могут попросту отобрать за долги.
Чем белее бизнес, тем безопаснее его покупать. Понятно, что в России сейчас редко встречается чистейший легальный вариант, но нужно оценивать риск каждый раз в конкретном случае.
Дмитрий Гриц
Репутация бизнеса и состояние рынка
Если компания давно на рынке и, судя по бумагам, успешно работает, у неё сложилась определённая репутация, которая должна быть хорошей. Если клиенты, контрагенты и даже конкуренты закатывают глаза, слыша интересующее вас название, нужно очень потрудиться, чтобы это исправить. Или выбрать другой готовый бизнес.
Немаловажно оценивать и тенденции в отрасли в целом.
Очень давно слежу за темой продажи готового бизнеса. Если в сфере активно продают бизнес — там и будет кризис. Например, в Москве перед сносом «незаконно построенного» был бум продажи такого типа недвижимости.
Поэтому проанализируйте предложения в целом, чтобы не оступиться.
Как перевести готовый бизнес на себя
Многое зависит от того, как он оформлен на предыдущего владельца.
1. ИП
В этом случае вы покупаете не бизнес как компанию, а активы, и для этого необходимо зарегистрироваться как предприниматель. По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Павла Корнеева, вам по договору купли‑продажи передадут остатки товара, торговое оборудование, офисную мебель, оргтехнику. Вам придётся перезаключить на своё имя договоры аренды, подряда и так далее.
2. ООО (реже АО)
Здесь возможны два пути.
Продажа 100% уставного капитала или доли в нём
Есть разница, покупаете вы компанию целиком или долю в ней. Во втором случае необходимо учесть множество нюансов, например выяснить, какой порядок выхода владельца из ООО предусмотрен документами, уведомить других участников общества о сделке. Но и в первом случае есть тонкости, которые лучше обсудить с юристом.
Регистрация нового ООО с передачей активов
Здесь тот же принцип, что и при покупке бизнеса у ИП. Он гораздо безопаснее с точки зрения возможных рисков, так как долги и проблемы старой компании к вам не перейдут.
Как быть, если покупать готовый бизнес страшно
Присмотритесь к франшизам. Вы действуете под именем известного бренда, что решает много репутационных вопросов. Вам дадут инструкции, что делать, помогут наладить поставки. Но придётся за это периодически платить правообладателю процент от выручки или фиксированную сумму.