Как всё бросить и отправиться в кругосветку под парусом на несколько лет
Идея
Примерно в одно время, 6 лет назад, мы начали увлекаться яхтингом, решили получить права и пошли учиться в «Силу Ветра» — это компания, которая организует яхтенные экспедиции и обучает управлению яхтой.
Мы стали капитанами и начали ходить по морям. Увидели очень много: практически всё Средиземное море, всю Скандинавию, были на Сейшелах, в Таиланде. Из Португалии через Ирландию Андрей перегонял яхту по Атлантическому океану, Алексей доставлял лодки из Норвегии в Германию, из Гибралтара на Мадейру.
Мысль отправиться в кругосветное плавание пришла после просмотра фильма Chasing Bubbles, в котором брокер всё бросает, берёт яхту и отправляется в путешествие вокруг Земли. Эта идея манила ощущением бесконечной свободы, а море хотелось окончательно сделать образом жизни.
Но думать всерьёз о путешествии поначалу было всё же страшновато. Окончательно мысль о том, что стоит ехать, укрепилась во время плавания вокруг Фарерских островов в 2019 году. Там было очень атмосферно, на протяжении большого отрезка пути вокруг не было ни одной яхты, и создалось впечатление, что это не просто недельное путешествие, а часть кругосветного плавания — захотелось сделать это ощущение реальностью. И всё было решено.
Подготовка
Планирование заняло у нас несколько лет. При этом мы не стали ничего придумывать. Просто взяли книгу маршрутов и выбрали тот, что считается простым, — «Бархатную кругосветку» вдоль экватора. Сейчас мы бы не сказали, что он такой уж лёгкий. Для кругосветки, пожалуй, да, но надо понимать, что путешествие вокруг Земли — это само по себе тяжело.
План был такой: Антильские острова — Пуэрто‑Рико — Доминикана — Колумбия — Панама — Галапагосы — Маркизские острова — Тамоту — Таити — Острова Кука — Тонга — Фиджи — Порт‑Вила — Вануату — Папуа Новая Гвинея — Индонезия — Бали — Ява — Суматра — Шри‑Ланка — Мальдивы — Сокотра — Египет — Средиземное море. Это больше 35 000 км, три океана и больше 30 стран, которые мы планировали обойти за 1,5 года.
Понятно было, что маршрут придётся адаптировать под обстоятельства. Например, куда‑то нас могли не пустить, какие‑то страны мы могли пропустить, а где‑то задержаться.
Перед отъездом мы читали про визы, про какие‑то нюансы в разных странах. Это всё есть в интернете, и именно эта подготовка не была глубокой — мы потратили не очень много времени, и сейчас каждый раз смотрим, какие нам понадобятся визы в следующих нескольких странах, которые нам предстоят.
С документами всё довольно просто. Почти во всех странах, куда мы планировали заходить, для российского паспорта визы не нужны. Исключением были заморские территории Франции. Например, на Мартинику нужна виза, но если заходить по морю, то можно без неё. Или впереди в Тихом океане нас ждёт Французская Полинезия — туда мы получали визы, находясь в Панаме, нам их сделали за месяц без проблем.
Бюджет
В целом перед отправлением никаких чётких бюджетных рамок и ожиданий у нас не было.
Несмотря на то, что мы неплохо зарабатывали, сколько‑нибудь внушительных накоплений у нас не имелось.
Бюджет мы изначально закладывали только на яхту. Как мы сейчас понимаем, смешной — тысяч 30 евро. Мы планировали отправиться в кругосветку втроём и думали, что сложимся по миллиону рублей каждый, купим на эти деньги яхту и подготовимся.
Но чем ближе было путешествие, тем понятнее было, что за эти деньги яхту не купить — бюджет раздувался. Кроме того, во время ковида наш напарник передумал плыть, мы остались вдвоём.
Мы небогатые ребята, а на момент кругосветки стали ещё беднее, потому что перед путешествием уволились, а старт пришлось отложить из‑за ковида.
Другая большая статья расходов — ремонт лодки. Мы, конечно, предполагали, что её придется чинить. Но сколько ты потратишь на эти ремонты, никогда нельзя предугадать.
Дальше мы очень примерно прикидывали, сколько мы будем тратить на еду в месяц. Рассчитывали, что это будет около 500 долларов.
В остальном никаких финансовых ожиданий у нас не было, мы решили, что будем на ходу импровизировать и понимать, что у нас с деньгами.
Поиск лодки
Он отнял больше всего времени. Для начала надо было решить: покупаешь ты лодку, строишь сам или берёшь в аренду. Мы выбрали первое, но найти подходящее судно сложно.
Есть разные способы поиска лодки, мы испробовали все. Начиная от того, что ты приходишь ногами в марину и спрашиваешь, что здесь продаётся, заканчивая старенькими неудобными сайтами с яхтами. Свою мы искали почти 1,5 года.
В итоге мы нашли в Испании жёлтую яхту — как и хотели. Это классическая яхта с одной мачтой производства Jeanneau, сделанная во Франции в 1986 году. По меркам автолюбителей она старенькая, а вот по меркам тех, кто разбирается в яхтах, она самое то, потому что тогда делали очень хорошие корпуса. Она как раз предназначена для длинных путешествий. В ней три каюты, и разместить здесь можно девять человек, если постараться.
Мы купили лодку за 62 500 евро. Для нас это критически дорого. На покупку лодки мы максимально накопили собственными силами, в помощь взяли кредит и заняли у знакомых. Отбить эти деньги планировали за счёт рекламы на YouTube в нашем сериале про путешествия, а также за счёт партнёрских проектов.
На яхте было что чинить. Пришлось перебрать практически каждую систему купленной лодки: мы заменяли множество деталей, обновляли энергоснабжение, ремонтировали водяную систему, бегучий и стоячий такелаж, старались добиться максимальной автономности яхты.
Финальным штрихом нужно было обеспечить какой‑то бытовой комфорт: купить посуду, постельное бельё, спальники, подушки, инструменты, доставить грузом наши личные вещи.
Выход в море
Мы вышли в море 23 декабря 2021 года. Из города неподалёку от испанской Валенсии мы отправились на Запад. И сразу же столкнулись с непростыми погодными условиями: наша кругосветка началась с небольшого шторма. Частая волна не давала яхте разогнаться, порывистый ветер постоянно удерживал крен, тщательно уложенные вещи послетали со своих мест.
За неделю мы прошли первую проверку на прочность.
Уже на вторую ночь вышел из строя двигатель. Нам пришлось идти только под парусом и обращаться во все ближайшие марины в поисках укрытия и людей, которые согласятся забуксировать нашу яхту на стоянку. Помощь мы получили только на следующий день. При этом заходить в марину пришлось под парусами (что обычно строго запрещено), и мы чуть не напоролись на камни, когда ветер внезапно кончился и лодку начало сносить на волнорез.
Даже несмотря на трудности, восторг был неописуемый. Мы отправились на Запад, вышли из Средиземного моря, прошли через Гибралтарский пролив, пересекли небольшой кусочек Атлантики, дошли до Мадейры и Канарских островов, потом снова шли по Атлантике.
Океан мы пересекали 21 день. Несмотря на то, что об этом мечтают многие яхтсмены, оказалось, что это достаточно монотонный, почти медитативный процесс. Вокруг мало что происходит, пейзаж практически не меняется. Лодку перманентно раскачивает, любые бытовые процессы многократно усложняются. Что‑либо читать или смотреть тяжело, интернет отсутствует, рутина преображается. Остаётся созерцать и много думать.
Внезапно образуется огромное количество времени на рефлексию и мысли, которым в повседневной жизни не находилось места, — получается такое путешествие внутрь себя. Ты много молчишь, потому что члены экипажа распределены по вахтам и вы встречаетесь в коротких пересменках. Ты просто сидишь, размышляешь, делаешь какие‑то заметки и смотришь на горизонт. Пейзаж слегка меняется в зависимости от того, какие волны, какое небо, какой закат, какие звёзды.
1 марта 2022 года мы дошли до Барбадоса, а потом через гряду Карибских островов — до Панамы.
Какие‑то места мы посещали мимоходом, а где‑то неожиданно останавливались надолго. Так, больше полугода мы провели на Мартинике и около восьми месяцев — в Панаме.
Впечатления
Мы находимся в постоянно меняющихся условиях, и вещи, которые два года назад казались экзотикой и фрагментами книг о приключениях, стали повседневностью и нашим бытом. Прямо сейчас мы стоим в Коста‑Рике, и вокруг плавают крокодилы. В первый день эта информация пугала, через неделю забавляла, сейчас это просто данность.
Романтика путешествий немного притупилась. Во‑первых, мы уже очень многое повидали. Мы высаживались на необитаемые острова, слышали переговоры китов, встречались с дикими обезьянами, тонули, горели, находили затонувшие яхты, вылавливали из моря брошенные лодки, отмечали Новый год в море, а дни рождения — в джунглях. Всё это немного притупляет восприятие и раздвигает границы того, чему ты по‑настоящему можешь удивиться.
Во‑вторых, когда ты читаешь какие‑то книги про мореплавателей, ты представляешь себе путешествие на собственной яхте как‑то более романтично. А получается, что это не только приключения и восхитительные острова с белым песком, но и постоянная работа, накопленная усталость, возня с документами, починки, желание сдвинуться с места, когда ты не можешь этого сделать из‑за поломки или погоды. И романтика несколько разбавляется правдой жизни.
При этом ты всё равно стараешься впитывать окружение: бесконечные закаты и рассветы, мерцающие медузы, дельфины, которые резвятся вокруг, рыбаки в пёстрых одеждах. Даже названия островов, где мы плаваем, уже больше напоминают слова из книг про путешественников.
К китам мы настолько привыкли, что уже даже не всегда поворачиваем голову на них посмотреть. Было однажды, что кит рядом с лодкой так громко дышал, что мы даже проснулись. Выглянули и увидели, что кит и китёнок крутятся возле места нашей стоянки.
Ещё очень упоительно ходить по джунглям. На материке в Панаме они очень масштабные, массивные, богатые. Недавно были в национальном парке и ночью смотрели, как нерестятся черепахи, потому что сейчас сезон. И когда они идут на нерест, на них охотятся ягуары, с которыми можно встретиться нос к носу. Мы не встретились, но волновались, что можем. Это было сильное впечатление.
Из страшного — это грозы в Панаме и в Коста‑Рике. Очень красиво, когда вокруг тебя ходят 5–6 громадных гроз с молниями, которые бьют каждую секунду. Мы стояли на Жемчужных островах и выходили на это посмотреть, как в телевизор. Это впечатляющее и жуткое зрелище.
Настроение
Когда мы в море, каждые 4 часа каждый из нас должен стоять на вахте и смотреть по сторонам, чтобы случайно не наткнуться на что‑то вроде плавающего контейнера или другой лодки. Из‑за этого смещённого графика ты не понимаешь, где день, а где ночь. Ты не знаешь, сколько времени прошло.
Это всё не страшно. Нам было не страшно, даже когда лодка ломалась — это рабочие моменты. Обычно это какие‑то рядовые поломки, которые возникают, потому что лодка всё-таки немолодая, хоть предыдущие владельцы за ней и хорошо ухаживали. Андрей прекрасно умеет справляться с такими техническими задачками.
Нам не страшно и в шторм — в шторм мы просто чуть больше устаём.
А вот чувство одиночества и потерянности нас переполняет уже несколько месяцев, потому что мы скучаем по дому. Но всё же, несмотря на это ощущение тоски, мы наслаждаемся путешествием. Это тяжёлое, но интересное приключение, в котором ты устаёшь и физически, и морально.
Помимо того, что нам надо идти вперёд и управлять лодкой, мы пытаемся делать классный YouTube‑сериал про кругосветку, который отнимает очень много времени. Примерно 40 часов в неделю уходит на монтаж новой серии — мы их выпускаем каждую неделю. При качке это делать достаточно неприятно.
Самый большой вопрос в таком путешествии — это не возникающие трудности, а работа с самим собой, когда тебе уже ничего не хочется делать. Тогда ты ищешь маленькие радости, которые возвращают тебе настрой.
Радуют самые незначительные, казалось бы, вещи. Покататься на велосипеде по дорогам той местности, где мы стоим. Порефлексировать через творчество: музыку, рисование, рассказы.
Ещё мы любим готовить: иногда это что‑то очень простое, а иногда что‑то необычное. Например, месяц назад делали хинкали — не самое типичное блюдо для яхты. Этим и отвлекаемся.
Конечно, каждый из нас бывает в разном настроении. Но мы не ссоримся, нет такого, что ограниченное пространство плохо влияет на наши отношения. Последние три года перед кругосветкой мы много ходили вместе. Буксировали друг друга, шили паруса, проходили ветра и волны. И сейчас в путешествии мы друг другу не надоедаем.
Быт
На лодке быт устроен, конечно, не так, как на суше. На судне несколько обязательных дел: вахта, готовка, уборка и поддержание всех систем в рабочем состоянии. Всегда есть что отремонтировать, перебрать какой‑нибудь двигатель или электронику. Ремонтировать мы учимся по ходу дела, у нас были какие‑то базовые знания, но всё постигается в процессе — помогает YouTube и книжки.
В остальное время можно ловить рыбу, спать, читать, что‑то смотреть — в целом жить в удовольствие.
Когда ходишь на яхте, обычно приходит вдохновение писать, рисовать, творить. И кажется, что вот уж в кругосветке точно будет масса свободного времени всё это воплощать. Но нет.
Всегда есть чем позаниматься: носить воду, тягать верёвки, что‑то чинить. И иногда даже не остаётся времени на отдых и едва находятся силы на какие‑то увлечения — это всё приходится планировать. А ещё день может пойти совсем не по плану: ты плохо спишь из‑за волн, утром начинается ветер, сыро, надо срочно отплывать, и день сразу получается скомканным.
Ощущение дома здесь немного смазывается. Тебе кажется, что, раз ты будешь жить на лодке, она станет твоим домом, но по факту здесь не всегда есть твой личный угол, который ты можешь прибрать и украсить так, как тебе хочется. Происходит это часто потому, что с нами плавают попутчики — любой желающий может подать заявку и за деньги проплыть с нами часть маршрута. И вот попутчикам периодически приходится уступать свою каюту.
Иногда попутчики привносят собственную атмосферу на яхту и улучшают быт. Кто‑то приносит по утрам цветы на стол, кто‑то докупает красивую посуду или мелкие предметы интерьера, кто‑то вешает диско‑шар под потолок, стелет скатерть на стол.
Сейчас, даже два года спустя, не сказать, что быт полностью налажен. Постоянно чего‑то не хватает, и необходимые вещи не всегда находятся в местных магазинах. Мы как‑то долго искали банальную скалку или не могли на нескольких островах найти меламиновую губку, которая отлично приводит палубу в идеальное состояние.
Вообще, ты не ожидаешь, что на такой маленькой площади сложно поддерживать базовый порядок. На штурманском столе постоянно копятся вещи, по лодке разбросаны инструменты. Ты это прибираешь, но всё равно вещи стихийно появляются не на своих местах.
Интернет есть не всегда по понятным причинам. Если что‑то случится, есть специальные приборы со встроенной спутниковой связью, чтобы подать сигнал SOS. Друг дал нам спутниковое устройство, и во время длинных переходов мы стараемся держать связь, получать прогнозы погоды от друзей с суши и писать, что с нами всё хорошо.
Доходы и расходы
Путешествовать можно дороже, можно дешевле, чем мы. Лодка стоит 62 500, на текущий момент на её ремонт мы потратили где‑то 35 000 евро. На еду мы тратим порядка 500 долларов в неделю. И это, пожалуй, основные наши траты.
Мы выходили в путешествие почти без денег и с несколькими миллионами долгов, которые у нас и остались. Но мы пытаемся с ними расплатиться.
Попутчики, как мы говорили, — это одна из наших статей дохода. Сейчас стать попутчиком стоит 600 евро за место в каюте или 1000 евро за каюту целиком. Помимо этого, мы делим расходы на еду, на топливо, на стоянки в маринах, а если есть какая‑то государственная пошлина, то и её делим.
Брать на борт незнакомцев страшно, конечно, но это часть нашей экономики. Мы проводим предварительные созвоны и небольшие собеседования, и пока особо не прогадывали.
Кроме попутчиков, мы рассчитываем на наш контент, на рекламу и всякие партнёрские интеграции. Именно поэтому мы стараемся делать сериал качественным, интересным и регулярным. Нам казалось, что наша финансовая модель будет развиваться быстрее и YouTube выстрелит и попрёт, но этому сначала помешал ковид, а затем геополитическая обстановка. Деньги с рекламы на YouTube‑канале только‑только начали поступать. Зато канал обрастает аудиторией, которая нам помогает.
Например, нас на удивление сильно поддерживают донаты, хотя мы никогда открыто о них не просили. Лишь однажды целенаправленно собрали около 2000 долларов за несколько часов, чтобы оплатить прохождение Панамского канала.
Ещё до кругосветки мы создали небольшой бренд одежды «Парус» (сейчас мы переименовали его в «Кругосветчики»), потому что очень хотелось попробовать себя в чём‑то новом. Мы делали свитшоты и футболки, а сейчас добавили к ним дождевики и хотим выпускать ещё и комбинезоны.
Ещё на ходу придумали сделать самодельные открытки, которые пришлись по вкусу тем, кто за нами следит.
Мы невероятно благодарны людям, которые, даже не зная нас лично, так сильно нас поддерживают.
Сухой остаток
В декабре будет два года, как мы путешествуем, хотя собирались закончить кругосветку за 18 месяцев. О том, когда мы теперь её завершим, мы не думаем. Но, наверное, пару лет это ещё займёт. Цели упереться и приплыть в какое‑то назначенное время у нас нет. Поэтому больше дедлайнов мы себе не ставим.
Одна из причин, почему тайминг наш растёкся, — это наша любознательность и жажда открытий. Мы останавливаемся в каких‑то местах, которые нам безумно интересны, и тратим время на их исследование. Для этого очень мало находиться в стране недельку.
Сейчас мы прошли где‑то четверть запланированного пути.
Каждый раз, когда мы перемещаемся из страны в страну, мы чувствуем радость, что сделали ещё один шажок в этом приключении. Перед нами Тихий океан, который гораздо больше, опаснее и менее нам знаком, чем Атлантический, и мы входим в него с хорошим настроем.
Мысли всё бросить, взять билет на самолёт и улететь домой ни разу не было, несмотря на испытания. Слишком многое на чаше весов, чтобы продолжать.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
РекламаОбзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»