Как креативность поможет развивать ваш бизнес
Почему в бизнесе важна креативность
1. Новые идеи способствуют инновациям
Даже если ваша компания предлагает популярный продукт, она не может просто повторять то, что делают успешные конкуренты. Например, копирование маркетинговых кампаний приведёт к тому, что клиенты будут путать бренды. А чтобы товары покупали именно у вас, важно выделяться на фоне других. Например, делать яркую рекламу, улучшать обслуживание или внедрять современные технологии. Такие нововведения невозможны без свежих идей.
А ещё креативные компании превосходят конкурентов не только в инновациях, но и в финансовых показателях. Творческий подход помогает им привлекать клиентов и наращивать выручку.
2. Креативным компания легче адаптироваться к трудностям
В начале пандемии многие бизнесы столкнулись с трудностями. Чтобы выжить, компаниям пришлось искать новые способы взаимодействия с клиентами, менять цепочки поставок, предлагать нетипичные продукты. Например, с 2019 до 2021 года мировой рынок электронной торговли вырос на четверть. Начали развиваться дарксторы — магазины-склады, которые доставляют заказы на дом. В онлайн перешла сфера услуг — сегодня в интернете можно учиться, заниматься спортом и даже проконсультироваться с врачом. Компании, которые не готовы искать новые идеи и быть гибкими, рискуют просто потерять клиентов. Ведь их конкуренты уже предлагают интересные услуги.
3. Сотрудники не устают от рутины
В людях с рождения заложены любопытство и жажда новизны. Если человек всё время выполняет рутинные задачи, такая работа легко ему наскучит. Конечно, порой без стандартных процедур не обойтись — допустим, годовой отчёт придётся готовить в любом случае. Но рутину нельзя поддерживать за счёт отказа от роста и развития. Если сотрудник предлагает улучшить процессы, не отмахивайтесь тем, что «в компании так не принято». Поддержите его инициативу: когда человеку дана некоторая свобода действий, он работает более продуктивно.
4. Творческий взгляд помогает принимать решения
Когда компания долго на рынке, у неё возникает соблазн повторять одни и те же действия. Но подходы, которые работали 10 лет назад, сегодня могут привести к неудаче. Например, реклама на ТВ и в соцсетях очень различается — нельзя просто снять один ролик и ждать, что от клиентов не будет отбоя.
Креативные руководители менее предвзяты. Они ищут не только ту информацию, которая подтверждает их убеждения (например, что реклама на ТВ — лучший вариант), но и доказательства, что не правы. Это помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон и действовать в соответствии с выводами.
Как развивать креативность в компании
1. Поощряйте инициативу сотрудников
Устраивайте мозговые штурмы, во время которых сотрудники будут высказывать свои идеи. Этот метод хорошо использовать, когда возникла задача, которая не предполагает однозначного решения. Например, вы планируете редизайн сайта и хотите узнать у работников, какие полезные функции добавить. Во время мозгового штурма приветствуются все идеи — даже безумные. Их нельзя критиковать: когда люди не боятся неодобрения, то охотнее высказываются.
Важно не только собирать идеи, которые высказывают сотрудники, но и внедрять лучшие из них. Авторов можно поощрять премией или подарком от компании — это вдохновит других работников делиться своими мыслями.
2. Пытайтесь понять ваших потребителей
Иногда клиенты могут подсказать идею продукта, который в будущем станет визитной карточкой компании. Например, Грейс Келли вдохновила Gucci на создание знаменитого платка с цветочным узором. Однажды княгиня Монако просто не нашла такую вещь в магазине бренда, и компания разработала флористический принт.
Конечно, не нужно исполнять пожелания каждого клиента. Но изучать тенденции стоит. Креативные компании прибегают не только к стандартным опросам и фокус-группам. Например, они используют этнографические исследования — проводят много времени с покупателями и наблюдают, как те используют продукт в привычной среде. Допустим, компания, которая делает игрушки, наблюдает за группой малышей на детской площадке, чтобы понять их привычки и предпочтения.
Искать новые идеи помогает анализ поведения клиентов. Подключите инструменты веб-аналитики и проверяйте, по каким кнопкам кликают посетители сайта и на каких страницах проводят больше времени. Информация о клиентах поможет улучшить продукт, предлагать новые услуги и проводить уникальные маркетинговые кампании.
3. Не бойтесь рисковать
Сооснователь LinkedIn Рид Хоффман считает, что если стартапу не стыдно за первую версию продукта, то он запустился слишком поздно. Эту мысль можно адаптировать и для традиционного бизнеса. Если компания всеми способами избегает рисков, то может остаться далеко позади конкурентов. Ведь решения о новых продуктах и услугах будут принимать они, а не вы. Некоторые риски и правда могут не окупиться. Но неудача научит вас мыслить стратегически. Вы можете проанализировать полученный опыт и в будущем принять решение, которое приведёт компанию к успеху.
4. Не останавливайтесь на достигнутом
Даже если сегодня вы не знаете отбоя от клиентов, это не значит, что так будет всегда. Изучайте, как потребители реагируют на ваш продукт, и внедряйте изменения. Пробовать что-то новое приходится даже крупным компаниям. Например, Coca-Cola не всегда продавали в знаменитых фигурных бутылках. Поначалу напиток выходил в таре, которая напоминала флакончики для аптечных микстур. А некоторым фирмам пришлось менять не просто дизайн, но и сам продукт. Допустим, Netflix начинал как сервис по прокату дисков.
Креативность в бизнесе — это не только про творчество. Но ещё про внимательность к изменениям на рынке и умение предложить продукт, которого остро не хватает потребителям. Например, в мае VK в партнёрстве с другими IT-гигантами выпустил бета-версию российского магазина приложений — RuStore. В нём собраны приложения банков, мобильных операторов, маркетплейсов, а также другие полезные утилиты и игры. Делиться результатами своих трудов разработчики могут через личный кабинет. Приложение доступно для пользователей Android.
Станьте первым, кто оставит комментарий