Как аниме «Красавица и дракон» смешивает классическую сказку и актуальные темы
14 апреля на российские экраны выходит полнометражное аниме «Красавица и дракон» от знаменитого режиссёра Мамору Хосоды. Летом 2021 года картину показали на Каннском кинофестивале, где её высоко оценили критики. Причём режиссёр уже не впервые попадает на конкурс: в 2018‑м в тех же Каннах показывали одну из самых известных его работ — «Мирай из будущего».
Аниме Хосоды хороши тем, что они понятны любому зрителю. Их могут смотреть и поклонники японских мультфильмов, и те, кто совершенно не знаком с этим видом искусства. «Красавица и дракон» не исключение: картина поднимает серьёзные вопросы, но при этом остаётся лёгкой и сказочной, так что понравится и взрослым, и детям.
Сочетание нескольких интересных тем
Застенчивая школьница Судзу с детства любила музыку. Но после гибели матери, отважно бросившейся спасать незнакомого ребёнка, девочка перестала петь.
Неожиданно Судзу помогает новая сеть U, предлагающая людям погрузиться в анонимную виртуальную реальность. Там девочка берёт имя Белль и становится популярной певицей.
Но однажды она сталкивается с Драконом — агрессивным пользователем, который сражается на ринге. Судзу понимает, что этому человеку нужна помощь, но никак не может вычислить его настоящую личность.
Мамору Хосода уже много лет создаёт аниме примерно на одни и те же темы. Он часто говорит о важности семьи (как в «Ученике чудовища» или «Мирае из будущего»), поисках себя и рефлексии по прошлому («Девочка, покорившая время»). Даже виртуальный мир у него уже фигурировал в «Летних войнах».
Поэтому «Красавицу и дракона» можно назвать компиляцией всего творчества автора. Он пытается охватить сразу несколько важных тем. С одной стороны, Хосода рассказывает о стеснительных и травмированных людях, которые боятся раскрывать себя перед другими. И в этом плане он очень интересно использует виртуальный мир.
Слишком уж часто представители старшего поколения (а Хосоде всё же за 50) любят критиковать социальные сети и уход из реальности в интернет. «Красавица и дракон» же, наоборот, показывает, что анонимность и фантастические аватары могут стать своеобразной терапией и помочь справиться с травмами реальной жизни.
Но только лишь на этом сюжет не останавливается. Мамору Хосода параллельно рассказывает и о привычной для себя теме семьи и поисков близких. Страдая от потери матери, Судзу не замечает понимающего отца. Мало того, она даже не видит, что рядом с ней есть ещё один заботливый человек.
Заодно захватят и другую интересную тему: даже самые популярные люди, которых все окружающие считают красивыми и уверенными в себе, могут быть внутри такими же робкими и закомплексованными.
И уже к финалу «Красавица и дракон» неожиданно выйдет на самую жёсткую и мрачную часть: историю о домашнем насилии. Эта проблема актуальна в патриархальной Японии. Да и, увы, во многих других странах.
К сожалению, приходится признать, что не всё перечисленное автору удалось в полной мере уместить в рамки двухчасовой работы. Возможно, «Красавица и дракон» лучше бы выглядел в виде аниме‑сериала эпизодов на 10. Увы, некоторые персонажи остаются лишь функциями, и даже про самого дракона говорят слишком мало.
Да и концовка выглядит несколько сумбурной. Хотя Хосоду уже не первый год обвиняют в том, что он не умеет придумывать финалы.
Множество интересных отсылок
В оригинале аниме называется «Дракон и принцесса с веснушками». Но в данном случае российские локализаторы оказались правы, сделав заголовок похожим на «Красавицу и чудовище». Работа Хосоды нередко ссылается на это произведение (особенно на экранизацию от Disney), причём как сюжетно, так и визуально: дракон здесь даже выращивает розы в своём скрытом замке.
Но только лишь отсылкой к классике дело не ограничивается. На самом деле мир U очень уж напоминает OASIS из фильма «Первому игроку приготовиться». Так что в бесконечном количестве аватаров внимательные зрители наверняка заметят намёки на знакомых персонажей из других мультфильмов.
Сама завязка заставляет вспомнить многих современных артистов: от появления группы Gorillaz, состоящей из вымышленных аватаров, до виртуальной певицы Мику Хацунэ. Да и в целом некоторые музыканты уже не первый год раскручиваются через интернет, а знаменитые исполнители регулярно проводят выступления в игре Fortnite.
И в «Красавице и драконе» немалую часть хронометража составляют именно песни. Можно даже сказать, что режиссёр поставил настоящий мюзикл.
Нужно отдать ему должное: в отличие от фильма «Первому игроку приготовиться», работа Хосоды не превращается в бесконечный набор референсов к поп‑культуре. Здесь на первом месте сюжет и персонажи.
Необычный подход к анимации
Существование персонажей в двух мирах открывает автору простор для фантазии. Режиссёр создаёт контраст между обычной жизнью и виртуальной реальностью. Однако здесь возникает проблема.
Мир внутри сети выглядит красиво и логично: он показан в 3D, ярким и насыщенным. А вот в обычном мире Хосода рисует персонажей в классическом минималистичном стиле. При этом фоны проработаны более тонко. И получается, что среди реалистичных домов и деревьев стоят и разговаривают плоские герои, которых набросали буквально несколькими штрихами.
Но на самом деле придираться хочется уже после просмотра. Динамичное действие заставляет забыть обо всех проблемах визуального ряда. Тем более что Хосода даже статичные сцены умудряется делать захватывающими.
Примерно в середине сюжета будет гомерически смешной момент, когда две минуты показывается одна и та же картинка и даже персонажи почти не разговаривают. Но всё подано с такой тонкой иронией, что не возникает ощущение провисания действия.
Отдельный плюс «Красавицы и дракона» в том, что его могут смотреть буквально все. Для понимания не требуется погружения в японскую культуру или досконального знания мира аниме. К тому же мультфильм говорит на важные темы, каждая из которых наверняка найдёт свою аудиторию. И за это ему можно простить и сумбурный сюжет, и проблемы с визуалом.
Станьте первым, кто оставит комментарий