«Космонавт» — фильм от режиссёра «Чернобыля», в котором Адам Сэндлер разговаривает с пауком
1 марта на Netflix вышел фильм «Космонавт» (на самой платформе он называется «В космосе»). Эту фантастическую драму поставил режиссёр Йохан Ренк, снявший все шесть эпизодов знаменитого «Чернобыля» от HBO. Кстати, это его первая полнометражная работа за 15 лет — со времён дебюта «Скачивая Нэнси».
Но гораздо интереснее, что главную роль в картине сыграл Адам Сэндлер — актёр, которого многие знают по низкопробным комедиям в стиле «Таких разных близнецов» (в 2012 году картина поставила рекорд, собрав абсолютно все награды на антипремии «Золотая малина»).
Строго говоря, фильм не поднял особой шумихи: картина не светится в топах, критики её ругают или сдержанно хвалят. Недостатки у новинки и правда есть. Однако она всё же заслуживает просмотра.
Ренк и Сэндлер создали медленную камерную драму, посвящённую исследованию человеческих эмоций и отношений. Космос здесь — лишь интересный антураж, позволяющий взглянуть на нашу жизнь со стороны.
О чём фильм
Чешский космонавт Якуб Прохазка (Адам Сэндлер) находится в одиночном полёте 189 дней. Всё дело в том, что с Земли уже четыре года наблюдают загадочное космическое явление, которое назвали облако Чопра. Чтобы изучить его происхождение и состав, Прохазку отправили к Юпитеру. Герой почти достиг цели, и его открытие может в корне изменить все представления о мире.
Но на самом деле космонавт тревожится о другом: его беременная жена Ленка (Кэри Маллиган) перестала отвечать на звонки. Командование знает, что она решила бросить мужа, но скрывает её последнее сообщение и размышляет, как успокоить Якуба.
Тем временем происходит нечто совсем уж удивительное: на борту корабля появляется разумный паук (слушайте в оригинале голос Пола Дано) размером с собаку. Поначалу он пугает Якуба, но оказывается совсем не агрессивным и очень общительным. Гость, которому герой даёт имя Хануш, расспрашивает о жизни космонавта, и тот сам начинает переосмыслять свои отношения.
Адам Сэндлер играет одну из лучших своих ролей
Этот актёр — настоящий символ посредственных комедий нулевых. В последние шесть лет Сэндлер плотно прописался на Netflix, где в год выходят два-три фильма с его участием. В большинстве случаев это неуклюжие картины в стиле «Убийства на яхте» или «Хэллоуина Хьюби» с рейтингами на IMDb не выше шестёрки, но стабильно дающие неплохие просмотры платформе.
Однако раз в несколько лет среди них появляются драмы в стиле «Неогранённых алмазов» или «Прорваться в НБА», которые напоминают, что Сэндлер может не только смешно корчить рожи и кричать, а ещё и играть действительно тонко и аккуратно. Не зря же его когда-то позвал в «Любовь, сбивающую с ног» один из лучших режиссёров современности Пол Томас Андерсон. Да, это тоже была комедия, но очень изящная.
«Космонавт» тоже относится к удивительно проработанным драматическим ролям Сэндлера. Но вот что интересно: даже среди них картина стоит особняком. В тех же «Неогранённых алмазах» актёр играл типичного для себя болтливого и суетливого героя, просто без буффонады. А вот его Якуб Прохазка — максимально сдержанный и замкнутый персонаж, который привык держать всё в себе. Именно такой человек и способен провести в одиночестве более полугода.
По сути, большая часть фильма — буквально бенефис Сэндлера (ну и паука с голосом Пола Дано, конечно). Герой постоянно в кадре: говорит, молчит, боится, копается в себе. Причём актёр словно играет по заветам классиков: он не показывает эмоции, а будто старается их прятать, из-за чего происходящее выглядит ещё натуральнее.
Ренк иногда словно подшучивает над зрителем: раз за разом кажется, что действие всё-таки сорвётся на комедию. То Якуб заявляет, что у него на станции сломался туалет — такой простор для юмора из нулевых. То в кадре мелькают нелепые рекламные товары с лицом космонавта. А то и вовсе инопланетный паук моментально влюбляется во вкус ореховой пасты. Но ни одна из этих маленьких комедийных отбивок не разовьётся в пошлость, а лишь оттенит драматизм происходящего.
Сюжет смешивает философию Тарковского и семейные проблемы
Стоит признать, что идея фильма не нова. Картина основана на книге Ярослава Калфара «Космонавт Богемии». Но на самом деле режиссёр обращается к теме, которую захватывал Джеймс Грэй в фильме «К звёздам», да и многие другие авторы — в первую очередь Андрей Тарковский в «Солярисе». В последнем случае речь именно об экранизации — ведь автор оригинальной книги Станислав Лем подчёркивал, что он-то писал о попытках взаимодействия людей с совсем иными формами жизни.
Кубрик в «Космической одиссее 2001 года» и Нолан в «Интерстелларе» рассказывали о встрече человека с чем-то большим, неосознаваемым. А Тарковский, следом за ним Грэй, а теперь и Ренк (и многие другие, конечно) показывают, что путешествие героя — это, в первую очередь, изучение самого себя. Одинокие и травмированные люди видят другие миры, сталкиваются с неизвестностью. А ведь им для начала неплохо бы научиться общаться не с инопланетными пауками, а со своей семьёй. Или хотя бы в себе разобраться.
Космос и пришелец здесь — лишь возможность посмотреть на происходящее в нашей жизни со стороны. Хануш слишком прямо и без стеснения спрашивает «тощего человека» о темах, на которые не слишком принято говорить с посторонними. Почему его жена боится рождения ребёнка? Что изменилось в отношениях Якуба с Ленкой со времён их знакомства? И главное, почему муж отсутствовал и занимал себя чем угодно, лишь бы не быть рядом с той, с кем сам добровольно связал жизнь и хотел завести детей?
И ведь пауку не соврёшь: Хануш каким-то волшебным образом получает доступ к воспоминаниям Якуба. Или даже к тем моментам жизни его жены, когда сам герой был далеко.
Фантастика в «Космонавте» быстро отходит на второй план: зритель моментально привыкает и к сдержанному антуражу космического корабля, и даже к пауку (страшно сказать, с какого-то момента он даже кажется милым). И оказывается, что на самом деле весь фильм — своеобразная психотерапия для мужчин за 40 с избегающим типом привязанности.
Ведь недаром загадочного гостя, который заставляет его переосмыслить жизнь, никто странным образом не видит. Не общается ли он просто со своим подсознанием? А если да, то почему оно так жутко выглядит?
Второстепенные герои не прописаны, а финал слишком банален
Увы, даже при любопытной теме и изящной постановке «Космонавта» не получится назвать идеальным фильмом. В первую очередь расстраивает тот факт, что второстепенные линии просто забыли доработать. У персонажей Изабеллы Росселини и Кунала Найяра отличный потенциал: они играют руководителя полёта и техника, обеспечивающего его связь.
Но герои появляются только чтобы сообщить необходимую информацию и исчезнуть в никуда, хотя могли бы стать неплохим отражением функционеров, которые используют чужие эмоции на пользу дела.
Однако это можно было бы простить. А вот бессмысленность сцен с Ленкой, которую сыграла Кэри Маллиган, — нет. Актриса отлично попадает в образ любящей, но уставшей от постоянного отчуждения женщины. Вот только играть ей почти нечего. Большую часть времени актриса просто грустно смотрит в небо и трогает свой живот.
Конечно, фильм посвящён Якубу, и авторы, видимо, стараются не перетягивать внимание на другого персонажа. Но остаётся ощущение упущенного потенциала: это могла бы быть история двух людей, каждый из которых меняется и учится понимать близкого. Ведь заранее ясно, что человек, готовый провести год в одиночестве в космосе, вряд ли будет идеальным в семейной жизни. Но нет, Ленка — всего лишь функция, её предназначение — создавать сложную ситуацию.
Это подводит к слишком банальному для такой трогательной истории финалу. Авторы будто пытаются угодить всем: показать нечто подобное всё тому же «Солярису», сохранить видимость открытой концовки в последнем диалоге, но дать надежду романтично настроенным зрителям. Линию Хануша же закрывают настолько нелепо, что кажется, будто иного способа вывести героя из сюжета просто не придумали.
Мелкие недоработки не делают «Космонавта» плохим или неинтересным фильмом — просто иногда обидно, ведь кажется, что история могла бы быть целостнее. Но даже при таких форме и содержании фильм выглядит трогательным и живым.
Адам Сэндлер выкладывается на полную и напоминает о своём драматическом потенциале. А необычный антураж — не просто развлекательная фантастическая концепция, а некий призыв отстраниться от привычного поведения, вспомнить важные моменты своей жизни. И, возможно, как-то повлиять на своё настоящее и будущее. Жаль, нельзя записаться на терапевтический приём к этому пауку с приятным голосом — многим явно было бы о чём с ним поговорить.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»