Личный опыт: нужен ли компаниям корпоративный психолог
С весны 2021 года в IT‑компании Extyl работает корпоративный психолог, который помогает сотрудникам развиваться и справляться с проблемами.
Зачем в компании нужен психолог
Кадровый голод в IT‑индустрии увеличивается с каждым годом. При этом сама разработка сложных цифровых продуктов — это напряжённый процесс, во время которого легко выгореть. А нынешняя эпоха с её ковид‑ограничениями и перманентными кризисами — плодородная почва для тревоги.
Теперь работодателям важно не только обеспечить сотрудников удобными креслами, интересными задачами и вкусным бесплатным кофе, но и помочь им с поддержанием ментального здоровья. Как раз для этого нужен корпоративный психолог. Он постоянно общается с сотрудниками компании, проводит тренинги и курсы, разрешает конфликты. В результате кадровая текучка снижается: люди не выгорают и реже хотят уходить из‑за личных разногласий.
Не менее важно, что корпоративный психолог работает в организации постоянно. Он становится настоящим членом команды и проникается ценностями компании. В отличие от стороннего специалиста, такой человек способен объяснять идеи руководства и доносить до менеджеров обратную связь.
Как работает корпоративный психолог
У него есть несколько основных задач.
Организует коллективные тренинги
Человек запоминает до 90% того, что делает и говорит одновременно. Поэтому тренинг — отличный способ чему‑то быстро научить сотрудников через тренировку.
Наш психолог регулярно проводит тренинги. Один из самых эффективных — ролевая игра «Заказчик — исполнитель». Во время неё сотрудники разыгрывают реальные рабочие ситуации, а затем вместе с психологом анализируют произошедшее. Специалист подсказывает, как правильно реагировать на манипуляцию, выстраивать коммуникацию, управлять диалогом и понимать чувства клиента.
В спорных ситуациях клиент может перейти на завуалированные оскорбления, использовать психологический прессинг или давить на жалость. Мы автоматически принимаем это на свой счёт и начинаем защищаться, только усугубляя ситуацию. Упражнения психолога помогли не только понять это, но и научиться правильно действовать.
Консультирует руководителей
Теперь им легче следить за мотивацией сотрудников и замечать возникающие проблемы. Психолог постоянно наблюдает за отношениями в коллективе и порой понимает историю конфликта или трудности даже лучше руководителя.
Однажды сразу два управленца пришли к психологу с жалобами на одного сотрудника. Специалист объяснил, что проблема не в человеке, а в процессах обучения и адаптации внутри компании. После этого случая мы стали по‑новому учить сотрудников личному тайм‑менеджменту и правильной коммуникации с клиентами. И это сработало: проблема была исчерпана.
В целом такая практика помогает руководителям развивать эмоциональный интеллект. Психолог объясняет, как замечать детали, как следить за потребностями и состоянием сотрудников, какие вопросы задавать и что делать в конфликтных ситуациях.
Выступает медиатором
Конфликты в рабочей среде не редкость. Могут гореть сроки, не сходиться взгляды на процесс, возникать обиды или соперничество. Задача психолога — разобраться в причинах и перевести разногласия в конструктивное русло.
Допустим, разработчик предлагает применить новую технологию, а руководитель команды понимает, что такой вариант экономически невыгоден и вряд ли порадует заказчика. Именно психолог побеседует с обоими, выяснит их мотивацию и подскажет, как договориться. Он постарается сделать конфликт конструктивным, перевести спор из плоскости личных обвинений в обсуждение деловых вопросов.
Нейтральный взгляд помогает спорщикам лучше понять друг друга и работать эффективнее.
Создаёт индивидуальные планы развития сотрудников
Когда сотрудник проходит испытательный срок, корпоративный психолог вместе с эйчарами определяет сильные стороны новичка и его зоны роста. На основе анализа разрабатывается план развития работника. В документе объясняется, какие навыки нужно прокачать, чтобы перейти на следующий профессиональный грейд, и даются советы, как это сделать.
Сотрудничество психолога и эйчаров помогает лучше понять, какие цели стоит ставить перед сотрудником и на что рассчитывать в будущем. Например, один работник станет отличным руководителем, а другой — бесценным исполнителем.
Помогает организовать удалённую работу
Находясь в офисе, гораздо легче соблюдать границы между домом и работой, совместно решать срочные вопросы и просто общаться с коллегами, поэтому привыкнуть к удалёнке может быть нелегко.
С этим тоже способен помочь психолог. Он объяснит, как разделить отдых и работу, как общаться с командой и привыкнуть к бесконечным онлайн‑встречам. Так, некоторые наши сотрудники начали применять метод Pomodoro, а другие договорились с коллегами о «золотых часах», то есть о периодах напряжённой работы, которую лучше не прерывать.
Как оценить результаты работы психолога
Есть как более объективные показатели, так и менее.
С помощью анонимных опросов сотрудников
Для начала имеет смысл проанализировать настроение людей. В нашей компании мы применяем оценку 360°: сотрудники анонимно оценивают работу и качества своих коллег. Последний опрос продемонстрировал, что работники стали доброжелательнее относиться друг к другу.
С помощью статистики
Ключевой показатель — снижение текучки. Психолог помогает бороться с выгоранием, подсказывает, как заинтересовать работников, и выступает посредником во время конфликтов в коллективе. Это положительно влияет на лояльность сотрудников, которые не только получают достойную зарплату, но и лучше себя чувствуют. За последние полгода мы уже увидели положительную динамику.
С помощью опросов клиентов
Это поможет оценить эффективность тренингов. Мы проводим скоринг по уровню удовлетворённости клиентов раз в квартал и видим, что показатели понемногу растут.
Как подобрать корпоративного психолога
Мы искали специалиста всеми доступными способами: на сайтах с вакансиями, по рекомендациям и просто в социальных сетях. В итоге доверились совету коллег. За сами поиски отвечал ассистент отдела производства, а в отборе кандидатов участвовали топ‑менеджеры компании.
В процессе поиска мы перебрали самые разные критерии оценки. От наличия высшего образования по направлению «психология» до мотивации и харизмы. Для нас самыми важными моментами стали совпадение по ценностям и опыт работы с сотрудниками внутри компаний.
Перед принятием финального решения лучше составить личное впечатление о компетентности психолога. Например, посетить его семинар или тренинг, чтобы оценить умение специалиста работать с группой людей. Если такой возможности нет, стоит хотя бы посмотреть записи публичных выступлений. Так можно понять, как специалист рассуждает, насколько открыт, эмоционален или сдержан, склонен к практическому подходу или теоретическому.
Общего рецепта для поиска корпоративного психолога нет. Специалист может быть хорошим, но не совпасть с руководителем лично или не подходить для задач компании. Базово нужно смотреть на документы об образовании, опыт работы и впечатления от личного контакта. Думаю, корпоративный психолог должен обладать всеми качествами хорошего эйчарa и медиатора.
Станьте первым, кто оставит комментарий