Летающие такси и умные дороги: 9 концептов городского транспорта, которые изменят нашу жизнь
1. Беспилотники
Искусственный интеллект в транспорте и встроенные функции автопилота в ближайшем будущем станут обычным делом. Уже сейчас крупные автопроизводители, такие как BMW, General Motors, Audi и Volvo, занимаются разработкой машин, способных ездить без водителя. BMW, например, намеревается выпустить свой первый беспилотник в 2021 году. Собственные авто такого плана разрабатывает и Google.
А электромобили Tesla, начиная с Model S, уже вполне себе могут кататься на автопилоте — правда, убирать руки с руля водителям всё-таки ещё запрещено. Хотя некоторые из них не только делают это, но и позволяют себе заниматься во время движения другими вещами.
Помимо легковых авто, Tesla создаёт электрогрузовики, которые тоже поддерживают функции автопилота. Так что, вполне возможно, скоро появятся не только такси без водителей, но и беспилотные автобусы и автопоезда для дальних грузоперевозок.
2. Электромобили
Немалую угрозу экологии нашей планеты создают газы, выбрасываемые автомобилями с двигателями внутреннего сгорания. К счастью, всё больше стран уделяют внимание переходу на возобновляемые источники энергии — оптимисты утверждают, что полностью от добычи нефти и газа человечество откажется в ближайшие 30 лет. Стало быть, рано или поздно на смену бензиновым и дизельным движкам придут электродвигатели.
Уже сейчас электрокаром (либо гибридом, способным ездить и на топливе, и на электроэнергии) никого не удивить. Самая известная компания, с которой чаще всего слово «электромобиль» и ассоциируется, — это, конечно, Tesla Илона Маска. Но и у других крупных автоконцернов есть модели, за руль которых можно сесть уже сейчас. Это и General Motors, и Nissan, и Mitsubishi, и даже Porsche, который намеревается выпустить свой первый серийный электромобиль к 2020 году.
Согласно исследованию Bloomberg, к 2040 году 55% всех проданных автомобилей на планете будут ездить на электричестве. Сегодня же больше всего электрокаров продаётся в Китае — стране, которая очень озабочена проблемами экологии.
3. Роботизированное такси
Интернет делает всё, чтобы облегчить жизнь стеснительным людям. Теперь, чтобы вызвать такси, уже не надо куда-то звонить и договариваться с диспетчером. Достаточно нажать на кнопку в приложении для смартфона, и карету вам подадут без лишних слов. Правда, вполне возможно, потом придётся всю дорогу терпеть разговоры слишком общительного водителя.
Вероятно, когда-нибудь водители такси останутся без работы благодаря развитию автопилота в машинах. Например, компания General Motors создала полностью автономный робомобиль EN-V. В нём не предусмотрено даже место для водителя — EN-V управляется самостоятельно, используя датчики и лидары. Просто укажите, куда вам нужно ехать, и EN-V повезёт вас. Кстати, работает эта штука на электричестве, так что никаких вредных выбросов. Подобные автономные капсулы уже используются в Масдар-Сити в Абу-Даби и в лондонском аэропорту Хитроу, правда в ограниченном количестве.
Для тех, кому в такой крошке будет тесновато, итальянская компания Next создала более просторную штуку — что-то вроде городского мини-поезда. Каждый вагончик Next вмещает до шести пассажиров, и при необходимости такие модули объединяются по нескольку штук, если нужно перевезти большую группу людей в одну точку назначения. Тоже на автопилоте, тоже с электродвигателем. Next вполне успешно испытывается в Дубае.
Ну и наконец, концепт от Toyota — полностью автономный электромобиль e-Palette. Планируется, что его тоже можно будет заказать в качестве такси через приложение на смартфоне и он отвезёт вас куда надо без водителя. Но у e-Palette будут и другие применения. Например, он сможет без посторонней помощи развозить посылки, доставлять продукты и даже служить передвижным кафе или магазинчиком.
4. Hyperloop
Слово Hyperloop сейчас у всех на слуху благодаря популяризировавшему его Илону Маску. Это концепт скоростных поездов, которые движутся в вакуумных тоннелях посредством магнитной левитации. В таких тоннелях будет отсутствовать сопротивление воздуха, и поезда смогут носиться там, как самолёт «Конкорд», развивая скорость до 1 200 км/ч.
Сейчас созданием этого вида транспорта занимается сразу несколько компаний. Прежде всего, это Hyperloop Transportation Technologies (HTT), которая грозится запустить свою первую пассажирскую линию в 2022 году. Компания уже строит трассы в Калифорнии, в Тулузе во Франции, в Китае и в Объединённых Арабских Эмиратах.
Конкурировать с HTT собирается миллиардер Ричард Брэнсон и его компания Hyperloop One. Их капсула прошла успешные испытания ещё в 2017 году. В планах — построить свою первую трассу в Индии, в штате Махараштра.
Китайцы не отстают от США, и их аэрокосмическая корпорация CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) сейчас занята разработкой собственной трассы Hyperloop.
5. Поезда с магнитной левитацией
Концепция поезда, движущегося с помощью магнитной левитации, появилась довольно давно — куда уж там Илону Маску с его Hyperloop. Транспорт на магнитной подушке проектировали ещё в 80-х, но он так и не обрёл популярность.
У маглев-составов есть преимущества перед обычными поездами: они гораздо быстрее. Кроме того, они экологичные и очень тихие: колёс у вагонов нет, они буквально парят над железной дорогой. И, в отличие от Hyperloop, дороги для маглева легче строить.
Уже сейчас такие поезда эксплуатируются в Китае — в Шанхае и Чанша. В стране намереваются запустить ещё несколько маглев-составов к 2020 году.
Это очень перспективный вид транспорта и самый быстрый на сегодняшний день. Например, японский поезд Shinkansen LO в апреле 2015 года разогнался до 603 км/ч, что стало мировым рекордом среди общественного транспорта. В коммерческую эксплуатацию такие составы японцы введут к 2027 году. А ещё в течение следующих 20 лет своими маглев-линиями обзаведутся Великобритания, Германия, США, Индия и Малайзия.
6. Воздушный каршеринг
Летающие автомобили — мечта писателей-фантастов прошлого. И прототипы таких машин уже вполне успешно испытываются в металле. В будущем летающие автомобили разрешат проблему пробок и позволят быстро путешествовать на значительные расстояния по воздуху. И им не понадобится такая сложная инфраструктура, как современным самолётам.
Например, Uber в сотрудничестве с производителем вертолётов Bell представил прототип летающего гибридного электромобиля Nexus. Этакий квадрокоптер, на котором могут летать четыре пассажира с пилотом. К 2020 году штуковина начнёт лётные испытания, а коммерческое использование стартует в 2023-м.
Google не мелочится, разрабатывая параллельно аж три модели воздушных электромобилей. Это BlackFly, который хвалится простотой в управлении, Flyer, способный садиться на воду, и двухместная помесь планера с мультикоптером Cora.
А ещё в числе первопроходцев среди воздушных авто есть Lilium Jet, электросамолёт с вертикальным взлётом, и прототип от Airbus, коммерческие полёты которого начнутся уже в 2020 году.
7. Подвесные велосипедные дорожки
У вас в городе, наверное, есть специальные полосы на тротуарах, выделенные для велосипедистов? В теории это очень удобно и экологично, но на практике там зачастую больше пешеходов, чем ездоков. К счастью, человечество сейчас находится на пути к изобретению варианта получше.
Подвесные велосипедные дорожки-тоннели могут сделать велопутешествия гораздо более комфортными и быстрыми. Кроме того, они снизят вероятность заторов на дорогах и избавят велосипедистов от риска столкновения с пешеходами или машинами.
Прототип такой эстакады был построен в китайском городе Сямынь в 2017 году. Сейчас это самая длинная подвесная велодорога в мире. Она размещена на высоте 5 метров над землёй и имеет длину 7,6 км.
Но куда более масштабные проекты вынашивает компания BMW в сотрудничестве с Университетом Тунцзи в Шанхае. Автомобильный гигант намеревается построить собственную сеть изолированных подвесных велотрасс под названием BMW Vision E³ Way.
Эти футуристические конструкции значительно облегчат жизнь владельцам электровелосипедов и скутеров. Прозрачные тоннели, в которых будут ездить фанаты двухколёсного электротранспорта, оснастят механизмами климат-контроля, так что кататься там можно будет при любой погоде в любое время года. Китай особенно заинтересован в развитии велосипедной инфраструктуры, потому что испытывает серьёзные проблемы с экологией.
8. Умные дороги для умных авто
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет более миллиона людей и десятки миллионов получают ранения. Появление умных дорог, подключённых к интернету вещей (IoT), позволит снизить аварийность автомагистралей в разы. Специальные датчики, вмонтированные в дорожное полотно и подключённые к IoT, будут мгновенно сообщать умным автомобилям о препятствиях на пути, и те смогут избегать столкновений.
Такие трассы уже строятся в Италии в рамках проекта Smart Highway. На умных дорогах беспилотные дроны будут следить за движением и доставлять водителям аптечки первой помощи в случае аварии. Датчики умной трассы смогут не только подсказывать автомобилям, куда рулить, но и фиксировать загрязнение воздуха, скорость ветра и изменение погоды, а затем передавать эту информацию на бортовые компьютеры машин.
Похожая трасса была построена и в Швеции. При всём прочем двухкилометровую умную дорогу там научили ещё и подзаряжать электромобили и грузовики прямо во время движения. Если в будущем зарядные станции будут монтировать в дорожное полотно, это поможет в разы увеличить автономность электромобилей.
И наконец, самый необычный концепт магистралей будущего — так называемые дороги-гибриды, они же динамические улицы. Такой прототип разрабатывает сейчас архитектор-урбанист Карло Ратти вместе с Google Alphabet. Гибридные дороги будут автоматически подстраиваться под своих пользователей в режиме реального времени благодаря системе IoT.
Представьте улицу, на которой автоматические машины ездят по утрам, дети играют днём, а в выходные она становится площадкой для бейсбола.
Световые сигналы на умной улице будут перестраивать её прямо на ходу. Например, в час пик на дороге будет появляться дополнительная полоса движения, а вечером большая часть полотна превратится в тротуар. А ещё дорога сможет самостоятельно растапливать снег и лёд и автоматически переключать яркость дорожной разметки, чтобы экономить электричество, когда трасса не используется.
9. Сумасшедшие ездящие, летающие и парящие штуки
Вы заметили, насколько в последнее время стали популярны разнообразные виды личного транспорта? Всякие сегвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколёса заполонили улицы, значительно потеснив обычные велосипеды, и нет сомнений, что в будущем они станут ещё популярнее. Особенно если зарядную станцию для них можно будет найти на каждом углу.
Но существуют и более безумные концепты, которые тоже имеют право на жизнь в мегаполисе. Например, как вам летающий двухместный мотоцикл Aero-X? Он может парить на высоте 3 метра над землёй и развивать скорость до 70 км/ч.
Любите велосипеды, но сиденье вашего двухколёсного друга слишком неудобное, чтобы ездить на дальние расстояния? Зацените Outrider USA 422 Alpha. Конструкция, может быть, и выглядит несуразно, но на ней удобно сидеть — как в кресле. Ездить можно как с помощью педалей, так и на электродвигателе, который питается от батареи. Эта штука может разогнаться до 140 км/ч.
Ещё есть Lexus Hoverboard от знаменитого автопроизводителя. Это тот же скейтборд, но он летает. Точнее, перемещается на высоте нескольких сантиметров над землёй при помощи всё той же магнитной левитации.
Те, кто сильно печётся об экологии, могут взглянуть на персональный гибрид электроавтомобиля и велосипеда ELF. Когда хотите подкачать ноги — крутите педали. Когда вам нужно отдохнуть — ELF будет ехать за счёт солнечных батарей. Забудьте о заправках. Правда, в ненастную погоду далеко не уедешь.
И напоследок — так называемый тоннельный автобус, или Transit Elevated Bus (TEB). Он сконструирован таким образом, что легковые авто могут запросто проезжать под ним. К сожалению, его испытания в Китае приостановили, но если идея приживётся в будущем — можно будет забыть о пробках (пока под автобус не попытается просочиться какая-нибудь «Газель»).
Эту рубрику мы делаем вместе с сервисом заказа такси «Ситимобил». Для читателей Лайфхакера действует скидка на первые пять поездок — 10% по промокоду СИТИХАКЕР*.
*Акция действует по Москве, МО, Ярославлю только при заказе через мобильное приложение.Организатор: ООО «Сити-Мобил». Местонахождение: 117997, г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 55. ОГРН 1097746203785. Срок проведения акции с 7.03.2019 по 31.12.2019. Подробности об организаторе акции, о правилах ее проведения можно узнать на сайте организатора по адресу: www.city-mobil.ru.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.