14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее
Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, влияющие на суждения и решения. Примеров подобных ловушек существует множество, и некоторые из них связаны с ошибками нашей памяти.
Мысль о том, что будущее непредсказуемо, каждый день опровергается той лёгкостью, с которой, как нам кажется, можно объяснить прошлое.
Мы верим, что наша память нас не подведёт, ориентируемся на неё. Но она полна ловушек, которые могут повлиять на дальнейшие действия. Одни ловушки нацелены на повышение самооценки, защищают нас и помогают сохранить позитивное мышление. Другие могут показаться вполне безобидными на первый взгляд, но на самом деле являются преградой на пути принятия верных решений.
1. Ложная память или парамнезия
Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Заполнение пробелов в памяти компенсируется ложными воспоминаниями: произошедшие в реальности события существенно смещаются во времени, вымышленное кажется реальным. Парамнезия может быть вызвана психическими расстройствам. Также она может проявиться в процессе лечения амнезии.
Однако существуют примеры, когда ложные воспоминания были внушены во время сеанса психотерапии. Медсестра Надин Кул обратилась к психиатру, чтобы тот помог ей справиться с переживаниями о душевных травмах её дочери. Врач применял гипноз и другие суггестивные методы, обратившись даже к экзорцизму. В результате он внушил Надин, что она принадлежала к сатанинскому культу, была изнасилована и вообще у неё было 120 разных личностей.
Когда Надин поняла, что психиатр внушил ей ложные воспоминания о событиях, которых на самом деле не было, она подала на него в суд за преступную халатность и получила компенсацию 2,4 миллиона долларов.
2. Криптомнезия
Иногда мы помним информацию, но забываем её источник. И, как следствие, выдаём воспоминание за продукт нашего воображения и занимаемся неосознанным плагиатом. Например, напеваем мелодию, которую когда-то услышали, принимая её за сочинённую нами.
Это может быть очень старое воспоминание, неожиданно появившееся в голове и воспринятое как нечто новое, только что придуманное нами лично.
3. Путаница с источником информации
Мы думаем, что помним о ситуации, так как были её свидетелями, хотя на самом деле нам рассказал о ней другой человек, мы прочитали об этом в газете или услышали по телевизору.
Полученная из внешних источников информация может засесть у нас в голове и выдавать себя за воспоминание, основанное на личном опыте.
4. Эффект дезинформации
Информация, полученная позднее, искажает предшествующие воспоминания о событии. Это когнитивное искажение относится к ретроактивной интерференции.
Если нам дадут новую ложную информацию о событии, которое мы помним по-своему и, возможно, при котором даже лично присутствовали, она будет принята как истинная. А оригинальное воспоминание изменится.
5. Ретроспективное искажение или ошибка хайндсайта
Эту ловушку также называют «Я так и знал!». Мы характеризуем случившиеся события как очевидные и предсказуемые, опираясь при этом на сегодняшние знания.
Мы помним ситуацию так, будто её исход был очевиден заранее, хотя решающие факторы стали известны только тогда, когда событие уже произошло.
Казалось бы, ничего страшного в ошибке хайндсайта нет. Но это не совсем так: люди, склонные повторять её вновь и вновь, становятся излишне самоуверенными, не анализируют «предугаданные» ситуации, исход которых они якобы знали наперёд. Это может подтолкнуть к необдуманным поступкам, результат которых будет предугадан по аналогии с прошлыми. В действительности, конечно, это не так.
6. Ретроспектива сквозь розовые очки
Феномен, при котором мы вспоминаем события из прошлого в более позитивном ключе, чем всё было на самом деле.
Мы смотрим на полученный опыт через призму розовых очков, даже если в тот момент происходящее казалось нам не самым приятным. Это связано с тем, что со временем мы перестаём акцентировать внимание на мелочах, а вспоминаем о событии в целом.
Подтверждением этому служит эксперимент, в рамках которого испытуемые описывали свой отпуск сразу после него и спустя некоторое время. Первые отзывы включали в себя конкретные фрагменты, которые участники эксперимента воспринимали как негативные. Однако по истечении времени их воспоминания стали более позитивными, а моменты, обозначенные ранее как негативные, даже не упоминались.
7. Искажение уже определённого места
В ситуациях, когда мы заведомо оцениваем свои способности выше среднего, мы запоминаем свои результаты как лучшие по сравнению с результатами остальных. И наоборот: когда мы даём себе оценку ниже среднего, то запоминаем себя как показавших худшие результаты, чем продемонстрировали другие.
8. Эффект телескопа
События, произошедшие давно, кажутся нам недавними (прямой телескоп), в то время как недавние — более отдалёнными (обратный телескоп).
Отправная точка для эффекта телескопа — три года. События, случившиеся более трёх лет назад, попадают в категорию прямого телескопа, а менее трёх — обратного. Восприятие того, что случилось на стыке трёх лет, может сместиться как вперёд, так и назад.
9. Эгоцентрическое искажение
В воспоминаниях наши заслуги преувеличены, особенно если речь идёт о сравнении с достижениями других людей. И помним мы собственные успехи иначе, чем их помнят остальные.
Мы гораздо проще запоминаем информацию, если она имеет отношение к нам — это называется эффектом самореференции.
Чтобы побаловать собственное эго, мы зачастую приписываем себе несколько дополнительных очков: сдали тест лучше, чем на самом деле, вложились в совместный проект больше, чем наш напарник.
Чрезмерный эгоцентризм может быть признаком тревожности и нервного расстройства человека, а сведённое к минимуму чувство собственной важности — сигналом депрессивного состояния.
10. Эффект генерации или самогенерации
Нам проще вспомнить информацию, которую сгенерировали мы сами. Мы охотнее запоминаем то, что было сказано нами, чем то, что мы услышали или прочитали.
Дело в том, что процесс создания информации сложнее, чем её аудио- или визуальное восприятие. Нам требуется приложить больше усилий, чтобы сгенерировать информацию, нежели считать её, а это способствует лучшей запоминаемости.
11. Целесообразность выбора
Мы запоминаем и преувеличиваем положительные характеристики выбранного товара, игнорируя отрицательные аргументы. По сути, мы просто оправдываем свой выбор, даже если он был не самым удачным.
Можно привести пример из жизни: выбирая между несколькими товарами и купив только один, мы будем помнить его характеристики лучшими, чем они есть на самом деле, забывая о недостатках. В то время как о товаре, который мы не купили, мы будем помнить скорее в негативном ключе, делая акцент именно на недостатках.
12. Эффект контекста
Мы вспоминаем отдельные элементы в контексте обобщающего события или ситуации. В нашей памяти сохраняется совокупность внешних факторов и наших собственных ощущений и восприятий. Так, например, студенту проще будет сдавать экзамен и воспроизводить выученную информацию, если подготовка к нему проходила в помещении, близком по интерьеру к экзаменационной аудитории.
Этот эффект работает, когда мы вспоминаем конкретное место, время года или даже определённый запах. Вместе с ними в памяти может возникнуть любая деталь, ассоциирующаяся с тем или иным эпизодом жизни.
Эта ловушка памяти — благодатная почва для маркетологов. Потребители охотнее покупают те товары, знакомство с которыми произошло в приятной обстановке. Ведь они запоминают не только продукт, но и всё, что его окружало, а также собственное эмоциональное состояние.
13. Эффект сглаживания и заострения
При сглаживании информация хранится в памяти в упрощённом виде, без конкретики и деталей. Мы запоминаем контекст и общие данные.
При заострении дела обстоят ровно наоборот: мы запоминаем отдельные фрагменты и выделяем существенные детали имеющейся в памяти информации.
14. Эффект затухания негативных воспоминаний
Мы быстрее и охотнее забываем плохое, чем хорошее. Исследователи полагают, что это необходимо для нашей самооценки и стимуляции позитивных эмоций.
Эта ловушка памяти — своеобразная защита от отрицательных воспоминаний. Она помогает сформировать позитивное мышление и усилить мотивацию. Однако эффекту затухания не подвержены люди, склонные к депрессии.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
4 актуальные проблемы в организации командировок и как их избежать. Разбираемся с экспертом
Реклама4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»