Кавычки в русском языке используются при прямой речи, в цитатах, с названиями и для передачи необычного или иронического значения слова или фразы. Кажется, всё просто. Однако есть нюансы, в которых легко запутаться.
1. Условные и реальные названия
Условные названия — это такие, в которых буквальные значения слов не совпадают с тем, что они называют: «Современник» — это театр, а не живущий в одно время с кем‑то человек; «Яблоко» — партия, а не фрукт; «Локомотив» — футбольный клуб, а не часть поезда. Такие названия всегда пишутся в кавычках.
В реальных названиях слова употребляются в прямом значении: Книга рекордов Гиннесса — это реально книга, Большой театр — это театр, Московская типография № 2 — это типография. В таких названиях кавычки не нужны.
Однако реальное название выделяется кавычками, если оно употребляется с родовым наименованием (чаще всего это организационно‑правовая форма): ОАО «Московская типография № 2», ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина».
2. Названия, ставшие нарицательными в бытовом общении
Многие наименования со временем становятся нарицательными и теряют кавычки. Так уже произошло, например, с ксероксом и памперсом — словами, которые изначально были названиями фирм.
А сейчас интересная история происходит с названиями соцсетей и мессенджеров. Их можно писать латиницей, и тогда кавычки не ставятся: страница в Facebook*, пост в Instagram*. Но если использовать кириллицу, то нужно обращать внимание на значение.
Когда мы имеем в виду именно название, пишем в кавычках и с заглавной буквы: акции «Фейсбука*», техподдержка «Телеграма», нововведения в «Инстаграме*».
Однако в обычном, повседневном общении у этих слов появилось значения «блог», «личная страница», «мессенджер»: разместил у себя в инстаграме* (разместил на странице, в блоге), написал в телеграме (написал в мессенджере). В подобных случаях допустимо писать со строчной буквы и без кавычек.
Названия продуктов и напитков, которые стали нарицательными, в личной или неформальной переписке также можно употреблять без кавычек и со строчной буквы: выпил кока‑колу, съел любительскую колбасу, купил ессентуки‑17.
3. Названия станций и остановок
Названия станций метро и остановок наземного транспорта заключаются в кавычки: станция «Охотный Ряд», остановка «Детская поликлиника».
А вот названия железнодорожных станций, вокзалов и аэропортов пишутся без кавычек: станция Лаврики, Ладожский вокзал, аэропорт Шереметьево.
4. Прозвища
Прозвища исторических фигур и легендарных персонажей передаются в текстах без кавычек, каждое слово — с заглавной буквы: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце. То же самое касается кличек животных и подобных по структуре имён литературных персонажей: Белый Бим Чёрное Ухо, Федька Умойся Грязью.
Следуя этой же логике, такие прозвища, как, например, Гарик Бульдог Харламов или Дуйэн Скала Джонсон, также стоит писать без кавычек.
5. Устойчивые выражения
Слова, которые используются в переносном или непривычном значении, могут заключаться в кавычки. Это делается для того, чтобы читатель знал, что смысл не нужно понимать буквально.
Но со временем такое необычное употребление становится обычным, так что уже нет никакой необходимости подчёркивать небуквальное понимание. Тогда и писать следует без кавычек: изюминка (в значении «особенность»), звезда (знаменитость), золото (награда), телефон доверия, белая зарплата, круглый стол, мешки под глазами, под ключ, час пик.
6. Оценки
Названия оценок пишутся без кавычек: пятёрка, четвёрка, тройка. То же самое касается и отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Значения всех этих слов не только не воспринимаются как необычные, но и закреплены в словарях, поэтому кавычки не нужны.
7. Слова и выражения после «так называемый»
После словосочетания «так называемый» кавычки не ставятся: так называемый местный падеж, так называемый резервный фонд. Однако если слово или фраза используются в необычном или ироничном значении, то кавычки нужно поставить: Я получил 10 рублей, а ему отдал свой телефон — так называемый «честный обмен» состоялся.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий