«Каскадёры» с Райаном Гослингом — самая задорная экшен-комедия последних лет
25 апреля в прокат некоторых стран вышли «Каскадёры» Дэвида Литча (не путать с Дэвидом Линчем и Дэвидом Лином). В США и большинстве европейских стран фильм стартовал со 2 мая. Создатель второго «Дэдпула», «Хоббса и Шоу» и «Быстрее пули» не изменяет себе: он снова снял комедийный боевик, наполненный отличными трюками. Главные роли сыграли Райан Гослинг и Эмили Блант.
Казалось бы, интерес к новинке уже подогрет. Но на этот раз Литч не просто развлекает публику. Его новая работа — это ещё и признание в любви к профессии каскадёра и ироничный взгляд на закулисье киноиндустрии. Получилось очень драйвовое и весёлое, но при этом искреннее кино.
В весёлом экшене спрятано высказывание режиссёра
Когда-то Кольт Сиверс (Райан Гослинг) был одним из лучших каскадёров и основным дублёром кинозвезды Тома Райдера (Аарон Тейлор-Джонсон). Но во время выполнения очередного трюка он получил серьёзную травму, а после лишился работы и расстался со своей девушкой — оператором Джоди Морено.
Спустя полтора года продюсер Гейл Мейер (Ханна Уэддингем из «Теда Лассо») приглашает его поработать в первом режиссёрском проекте Джоди — фильме Metalstorm. Вскоре выясняется, что сама постановщица не в курсе этого. На самом же деле Кольта позвали, чтобы он отыскал бесследно пропавшего Тома Райдера. Герой нехотя берётся за дело и вскоре понимает, что ввязался в очень опасную игру.
Кино от бывших каскадёров и постановщиков трюков уже становится отдельным жанром боевиков. Это и «Джон Уик» Чада Стахелски — он когда-то был дублёром Киану Ривза, и «Тайлер Рейк» Сэма Харгрейва. Есть ещё «Дневная смена» Дж. Дж. Перри — фильм прошёл почти незаметно, но оцените момент, когда приколотый к столу вампир дерётся ножом, держа его пальцами ног.
Дэвид Литч тоже пришёл из каскадёров. Когда-то он дублировал Брэда Питта (а потом снял с ним «Быстрее пули»), дебютировал в режиссуре в том же «Джоне Уике», но без указания в титрах, его команда ставила трюки во франшизе про Джейсона Борна. В общем, если видите его имя — точно будет зрелищно.
«Каскадёры» — настоящая ода представителям этой профессии, причём сразу на нескольких уровнях.
С одной стороны, нам показывают преувеличенную и ироничную версию работы героя в кино: он падает с крыши, режиссёр раз за разом просит его впечататься в камень, погонять на машине, перевернув её в конце, и так далее. И всё это нужно делать так, чтобы в кадр не попадало лицо — ведь зрители должны думать, что играет актёр, а не дублёр. При этом сам Райдер дико комплексует из-за происходящего и любит утверждать, что все трюки делает сам.
С другой стороны, нетрудно догадаться, что во время расследования Кольт будет постоянно сталкиваться с какими-то людьми, которые попытаются ему помешать. Такие встречи превращаются то в бой с использованием самурайского меча, то в погоню, а потом в драку в контейнере для мусора. В общем, всё разнообразие трюков.
В какой-то момент приходит осознание всей ироничности происходящего. Бывший дублёр звезды снимает кино про дублёра звезды. При этом понятно, что у Гослинга тоже есть дублёры. Хотя, справедливости ради: в сцене после титров покажут, что актёр многое, даже очень опасное, делал сам.
К счастью, в отличие от «Тайлера Рейка», картина не превращается в бездумный экшен, перебивающийся формальными смысловыми вставками. В «Каскадёрах» на удивление толковый детективный сюжет, а ещё, при всей комедийности, это очень искреннее и трогательное кино. По сути, это история о том, каково быть незаметным элементом машины кинопроизводства и как легко потерять всё и, главное, свою мечту. Не просто так Кольту прямо скажут, что если он пропадёт с площадки, то никто даже не заметит.
Это явный намёк Литча на недооценённость профессии. Трудно осознать, что за работу каскадёра до сих пор не дают «Оскар», хотя есть премия даже за грим и причёски. Литч, Чад Стахелски, Киану Ривз и многие другие активно борются с этой несправедливостью. Но индустрия, кажется, всё ещё хочет сохранять иллюзию, что актёры рискуют только сами. Возможно, «Каскадёры» станут ещё одним шагом к общему признанию тяжёлой работы.
Фильм показывает закулисье съёмок и отсылает к классике
Голливуд очень любит превращать старые сериалы в полнометражное кино. «Миссия невыполнима», «Ангелы Чарли», «Агенты А.Н.К.Л.», «Одинокий рейнджер», «Мрачные тени», «Команда А», «Мачо и ботан», «Великий уравнитель» — всё это ремейки классики телевидения.
«Каскадёры» тоже сериал из 1980-х. В оригинале история рассказывала о дублёре, который в свободное время работает сыщиком, роль Кольта Сиверса там исполнил Ли Мэйджорс. Так что даже сама основа нового фильма Литча — это уже отсылка. На самом же деле весь фильм буквально состоит из ироничных референсов в сторону кино, современного и старого.
Metalstorm, который снимает Джоди, — забавный и нелепый микс из «Звёздных войн», «Безумного Макса» и, кажется, даже «Дюны» — не это ли пытался показать Зак Снайдер в «Мятежной Луне»? В определённый момент можно увидеть множество афиш фильмов с участием Тома Райдера (обратите внимание на имя): буквально каждая из них напоминает о реально существующем кино — от «Рокки» до «Людей Икс».
У Кольта и его лучшего друга, который ставит трюки (Уинстон Дьюк из «Мы»), есть своя фишка: они мотивируют друг друга цитатами из кино. А ещё у героя куртка с логотипом «Полиции Майами». В общем, просмотр «Каскадёров» легко превратить в своеобразную игру по узнаванию отсылок.
К тому же это рассказ о том, как снимают кино. И снова на нескольких уровнях. Например, взгляд на закулисье — иногда даже скорее грустный, чем весёлый. Здесь есть и продюсер, который растратил деньги, и борьба режиссёра за то, чтобы сохранить картину такой, какая она должна быть. А ещё ожидаемая мысль в финале, что всё это можно заменить компьютерной графикой и дипфейками.
Но, кроме того, «Каскадёры» сняты максимально наглядно, хоть объясняй на их примере разные визуальные приёмы. Когда один из героев говорит, что больше любит мультики, в действие тут же добавляют анимации (обосновав сюжетно, кстати). Потом персонажи будут обсуждать, добавлять ли в кино сплит скрин (когда экран делится на две части, в которых показывают разные детали или даже истории). И угадайте, что произойдёт. Возможно, именно это и станет самой красивой сценой за фильм.
Гослинг смеётся над собой, а кино отлично развлекает
«Да не умер он в конце „Драйва“!» — вероятно, самая популярная фраза в комментариях после появления первых трейлеров «Каскадёров». Если кто-то не знает: в фильме Николаса Виндинга Рефна Гослинг тоже играл каскадёра. А детективом он был в «Славных парнях» Шейна Блэка.
Да и в целом новая роль Гослинга — своеобразная ирония над многими предыдущими. Во время просмотра невольно вспоминается грустное лицо его героя в «Бегущем по лезвию 2049», печальное расставание с подругой в «Ла-Ла Ленде». А в некоторых сценах кажется, что он ещё не отошёл от образа Кена из «Барби».
Именно в «Каскадёрах» Гослинг показывает, что отлично осознаёт свой типичный образ в кино и не прочь над ним пошутить, при этом не уходит в самопародию.
Его совместные сцены с героиней Эмили Блант всё равно выглядят искреннее, чем половина популярных мелодрам.
Зато остальные актёры не стесняются откровенно дурачиться. Ханна Уэддингем, которую сейчас обожают буквально все, играет своеобразную противоположность Ребекки из «Теда Лассо» — якобы такую же эмоциональную, но насквозь фальшивую бизнес-леди.
Аарон Тейлор-Джонсон, возможный будущий Джеймс Бонд, явно отрывается в образе капризной звезды. Это особенно иронично, если учитывать, что в «Быстрее пули» он выполнял многие трюки сам и даже попал из-за этого в больницу.
Да и в целом нужно понимать, что «Каскадёры» — просто весёлый фильм. Даже не выискивая отсылки и не задумываясь о серьёзности работы настоящих представителей этой профессии, можно получить огромное удовольствие от просмотра.
Буквально ни одна сцена не проходит без шуток. Это могут быть текстовые отбивки или контраст между серьёзностью ситуации и смешной подачей: герои Гослинга и Блант будут обсуждать отношения через мегафон. Будут даже сцены с единорогом. Ну, впрочем, почему бы и нет?
В первую очередь «Каскадёры» — весёлая экшен-комедия, которая пролетает на одном дыхании. Этот фильм легче и добрее, чем «Быстрее пули» того же Дэвида Литча, тут даже никого не убивают и возрастной ценз ниже. Но ещё это признание в любви профессии, из которой вышел сам режиссёр, а также рассказ о съёмках кино.
Недаром даже премьеру фильма превратили в набор трюков: каскадёры носились на мотоциклах прямо по красной дорожке, бросали друг друга через стёкла и падали с высоты. Это драйв и веселье на всех уровнях и пока что самый энергичный фильм сезона.
Станьте первым, кто оставит комментарий