7 советов, которые могут спасти вашу карьеру
Что такое карьерный потолок и когда он возникает
Даже самые талантливые и работоспособные сотрудники однажды перестают двигаться по карьерной лестнице. И на это никак не влияет ни их трудоголизм, ни личные качества и желание расти: просто они действительно достигли максимума — в своей компании или даже в целой сфере. Это нормально, а первое время можно даже считать поводом для гордости. Но со временем отсутствие движения даже на самой привлекательной должности и осознание того, что дальше развиваться просто некуда, начнут мучить. И следствием этого наверняка станет выгорание: интерес к работе упадёт, как и её качество, да и на результатах подчинённых это тоже отразится. Для многих это становится причиной увольнения «в никуда»: не всегда есть силы начинать всё заново и возможности найти более перспективную работу и не «просесть» по зарплате.
Хорошая новость: карьерный потолок — это не то же самое, что конец карьеры, и ситуацию можно изменить — даже без поиска более перспективного рабочего места.
7 способов помочь себе и продолжить развитие
Если не готовы бросить всё и начать работать на себя (а этот путь поистине бесконечен), попробуйте действовать по-новому и извлечь максимум пользы в сложившихся обстоятельствах.
Посещайте тренинги и бизнес-семинары
Учиться новому можно бесконечно, и это даёт ощущение постоянного развития. Такие мероприятия хороши и в качестве инструмента для личной перезагрузки. Если тренинг качественный, а эксперт харизматичный, это как минимум заряжает, когда силы уже на исходе. Кроме того, именно в подобной обстановке можно легко и непринуждённо обрасти новыми полезными знакомствами.
Выбирайте не только те мероприятия, что непосредственно связаны с вашей сферой. Чем бы вы ни занимались, для вас может оказаться полезным, например, тренинг по ведению переговоров или мастер-класс от эксперта по публичным выступлениям.
Изучайте смежные направления
В вашей сфере наверняка десятки профессий, где бы пригодился ваш накопленный опыт, а вы смогли бы открыть в себе новые таланты. И особенно важно, что не придётся тратить годы на учёбу. Например, Python-программист может довольно быстро переквалифицироваться в аналитика данных, SMM-менеджер — освоить азы профессии таргетолога, а копирайтер — не только писать тексты для продающих лендингов, но и самостоятельно создавать такие сайты.
Вполне возможно, что применить новые знания на практике получится в вашей же компании: проявите инициативу и предложите свою кандидатуру на новую роль.
Прокачайтесь в своей профессии
Для многих руководителей в бизнесе, а также в государственных и муниципальных структурах закономерным этапом профессионального развития становится получение бизнес-образования. Подходящий вариант — практико-ориентированные программы обучения, разработанные специалистами рынка, тренерами и преподавателями. Это, например, MBA — деловое администрирование.
Такая программа даёт комплекс теоретических и практических знаний по менеджменту, а степень мастера делового администрирования существенно повышает рейтинг специалиста на рынке труда. Наиболее востребованно обучение MBA в сферах производства (31%), услуг (29%), торговли (24%) и строительства (16%). Чтобы поступить на эту программу, нужно иметь оконченное высшее образование и стаж минимум 2 или 3 года — в зависимости от требований бизнес-школы. Да, MBA — это для взрослых людей, поэтому не стоит смущаться, что вы уже давно выросли из студенческого возраста. Важнее ваше желание менять свою жизнь, бизнес, компетенции, иметь открытое сознание. Кстати, из 100 бизнесменов списка миллиардеров Forbes 11 имеют степень магистра МВА.
Собственникам такое обучение даёт в первую очередь панорамный взгляд на бизнес, понимание, как интегрировать новые тенденции и полнее делегировать, заниматься стратегией больше, а операционкой меньше. И, конечно, полезный нетворкинг, в том числе ценные кадры для компании, партнёры для совместных проектов. Для топ-менеджеров МВА может стать трамплином в дальнейший карьерный рост и повышение заработной платы, возможностью уйти в смежную отрасль.
Программа «Стратегический маркетинг и менеджмент» подойдёт вам, если вы — директор по маркетингу, коммерческий директор, бренд-менеджер, руководитель коммуникационной службы или предпринимателей, нацеленный на стратегическое развитие своего бизнеса. Она разработана двумя топовыми учебными заведениями — МГИМО и Британской высшей школой дизайна. Классический подход к MBA-образованию соединился с креативными методами: современными технологиями, деловыми играми, решением бизнес-кейсов и выездными занятиями на предприятиях в России.
Обучение длится два года четыре полных дня в неделю каждый месяц. За это время вы прокачаетесь в нескольких управленческих дисциплинах — талант- и риск-менеджменте, управлении персоналом, а также освоите новые маркетинговые технологии.
Ищите возможности даже в препятствиях
Нынешняя пандемия коронавирусной инфекции для многих стала вторым дыханием. Пока одни бизнесмены считали убытки, другие старались приспособиться к обстоятельствам и зарабатывать даже в непростое время.
К примеру, практика показала, что успешными в период весеннего локдауна оказались те, кто сумел перевести оказание услуг в онлайн. Так, event-агентства удалённо проводили праздники и квесты для заказчиков, детские развивающие центры перенесли занятия для юных посетителей в Сеть, а кофейни быстро переориентировались на доставку.
Вдохновляйтесь чужим успешным опытом
Чужие истории успеха способны не только воодушевлять. Они могут также предостеречь от ошибок, сэкономив вам время, деньги и нервы. Впитывайте опыт, изучайте автобиографии, личные блоги и интервью бизнесменов, политиков, дизайнеров, писателей, деятелей искусства. Наверняка многие из них сталкивались в работе с теми же проблемами, что и вы, и находили очень удачные решения, которые могут быть полезны и вам.
Верьте в себя
Помните о своих личных достоинствах и профессиональных успехах и не преуменьшайте их. Гоните прочь синдром самозванца, если он у вас есть: именно он мешает связать достижения с собственным трудом и талантами. Это нужно не только для того, чтобы быть в тонусе. Если вы запутались и не знаете, как дальше строить карьеру, составьте список своих профессиональных побед и подумайте, благодаря чему вы их достигли. Это поможет понять, в чём ваши сильные стороны, какие навыки у вас особенно прокачаны и что вам особенно нравится делать. С этим знанием вам будет проще понять, какой работой вы хотели бы заниматься, что для вас на самом деле важно и где ваши таланты были бы особенно полезны. Возможно, вы поймёте, что с вашим нынешним опытом вы могли бы усовершенствовать ряд процессов на нынешнем месте работы — и высвободить достаточно времени для семьи и личного развития. И в этом случае карьерный потолок удручает уже меньше.
Решайтесь на перемены
Независимо от того, насколько тщательно вы ранее выбирали работу, однажды можете захотеть что-то изменить. А если новое пугает, найдите в себе смелость и решитесь привнести в жизнь что-то новое. В качестве стимула вспомните одну из золотых цитат известного мотивационного оратора Джима Рона: «Если вам не нравится, как обстоят дела, измените это! Вы не дерево».
Менять сферу деятельности и профессию в целом — это нормально, тем более что по мере развития технологий возникают всё новые специальности, а имеющиеся отмирают за ненадобностью.
Если вы уверены, что ваша нынешняя профессия себя исчерпала, значит, время применить полученные навыки и в другой сфере. Например, среди студентов программы MBA Британской высшей школы дизайна и МГИМО «Менеджмент в индустрии моды» были даже сотрудники подразделений МЧС и таможенной службы.
Знания, полученные в рамках этой программы, пригодятся всем, кто уже работает в сфере моды или хотел бы построить там карьеру. Это собственники бизнеса — швейных предприятий или дистрибуторов ткани и магазинов, а также стилисты, имиджмейкеры, персональные шоперы и даже журналисты. Здесь учат придумывать и реализовывать стратегии, управлять операционной деятельностью и строить fashion-бизнес. Лекции и практические занятия на тему моды как бизнеса проводят практики и преподаватели со всего мира.