Кактус или снежинка: кто есть кто на работе и как общаться с разными типами коллег
Когда мы находим общий язык с коллегами, работа продвигается легко и просто. Сложности в отношениях, наоборот, превращают даже самые элементарные задачи в трудновыполнимые. Лучше понять себя и окружающих помогают различные личностные тесты. Автор «Нетворкинга для интровертов» Девора Зак в своей книге The Cactus and Snowflake at Work предлагает ещё один подход. Согласно ему, на работе есть только два типа личности — «кактус» и «снежинка».
Чем различаются кактусы и снежинки
Люди-«кактусы» чаще всего прислушиваются к разуму, а «снежинки» — к тому, что подсказывает им сердце. Это делает «кактусов» логичными аналитиками, которые чётко и прямолинейно выражают свои мысли. «Снежинки», наоборот, чувствительны, эмпатичны и дипломатичны.
Все эти особенности характера определяют и то, как разные типы принимают решения. Для «кактусов» обычно важен здравый смысл, в то время как «снежинки» опираются на свои эмоции и ощущения.
Однако ключевое слово здесь — «обычно». Необязательно быть строго «кактусом» или «снежинкой», хотя большинство людей инстинктивно ассоциируют себя с определённым типом. Человек может находиться где‑то посередине или переключаться в зависимости от ситуации. Это похоже на различия в темпераменте и поведении в обществе. Возможно, кто‑то по своей природе «снежинка», но на работе по тем или иным причинам предпочитает вести себя как «кактус». Такая редкая способность меняться помогает находить общий язык со всеми.
Девора Зак подчеркивает, что нет хорошего или плохого типа — каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками. Чтобы добиться успеха на работе и найти подход к коллегам — и «кактусам», и «снежинкам», необходимо использовать свои уникальные качества.
Главные черты кактусов
Они ценят стабильность и аккуратность. Но в этих прекрасных качествах кроется и один из главных недостатков данного типа. Самые яркие его представители считают бесполезной ерундой всё то, что не соответствует их критериям успеха.
«Кактусы» также чётко разделяют свою частную жизнь и карьеру. Обычно, приходя на работу, они предпочитают оставлять личные проблемы дома.
Такой тип личности легко распознать по лексике. «Кактус» часто говорит «Я думаю» вместо «Я чувствую» и строит свои цели и мотивацию вокруг решения проблем.
В лучшем своём проявлении «кактусы» амбициозные и продуктивные лидеры. В худшем — они слишком зацикливаются на эффективности, игнорируя чувства окружающих.
Главные черты снежинок
Несмотря на то, что они могут быть не меньшими трудоголиками, чем «кактусы», «снежинки» обращают гораздо больше внимания на гармонию и эмпатию в коллективе. Люди такого типа стремятся к позитивной атмосфере и готовы сделать всё возможное, чтобы помочь коллегам прийти к взаимопониманию.
«Снежинки» любят знакомиться и сотрудничать с новыми людьми гораздо больше, чем «кактусы». Они очень «подключены» к своей эмоциональной стороне и скажут скорее «Я чувствую», чем «Я думаю».
Самые яркие представители этого типа способны играючи справиться с любым конфликтом, сохранив хорошие отношения со всеми. Однако зачастую «снежинки» принимают всё слишком близко к сердцу, особенно если их чувства не сильно заботят окружающих.
Как найти подход к коллегам с противоположным типом личности
Использовать различия для общего дела
Логичные «кактусы» и чувствительные «снежинки» не смогут, да и не должны во всём соглашаться друг с другом. Эти два типа личности используют разные подходы, даже когда стремятся к одной цели. Более того, пытаться смотреть на вещи одинаково — контрпродуктивно. Девора Зак сравнивает это с тем эффектом, который мы получаем, когда говорим кому‑то не делать что‑либо. Наш мозг часто пропускает частицу «не», что только создаёт новые проблемы.
Стоит постараться найти общий язык. Например, определить путь к цели, который устроит всех, а затем придумать, как использовать различия для достижения успеха. Скажем, «кактус» гораздо лучше справится с рутинными задачами, которые требуют сосредоточенности и внимания. А «снежинка» прекрасно разберётся во всём, что касается работы с людьми и презентации продукта.
Говорить на их языке
Для продуктивной совместной работы необходима мотивация. Оба типа личности могут получить одинаковый результат, однако мотивация, которая заставит их добиться успеха, будет разной.
Объяснять «кактусу» и «снежнике», почему проект важен и что принесёт его успешный запуск, лучше с разных позиций. Для «снежинки» можно сделать акцент на том, как проект поможет людям и улучшит их жизни. «Кактусам», наоборот, нужно рассказывать о таких аспектах, как взрывной интерес со стороны медиа или скачок прибыли.
Избегать несуществующих конфликтов
Иногда напряжение в рабочем коллективе одностороннее. Это связано с несуществующими конфликтами. Например, когда кто‑то чувствует, что коллега несправедливо с ним обошёлся, тогда как сам этот коллега не хотел никого обидеть и даже не подозревает, что сделал что‑то не так.
Представьте ситуацию. Два сотрудника едут в лифте. Один просматривает заметки к презентации, которую планирует провести позднее, а затем молча выходит из лифта на своём этаже. Другой — в шоке, ведь на него не обратили никакого внимания, и может подумать так: «Да он даже не помнит моего имени». Или: «Скорее всего, он думает, что лучше меня». В результате один из коллег расстроился, а для второго не произошло ровным счётом ничего.
Чтобы избежать таких ситуаций и избавиться от ненужного стресса, стоит взглянуть на рабочие конфликты под другим углом. Часто в их основе лежит простое несовпадение характеров, а не злостный антагонизм.
Применять «платиновое правило» в общении
Вспомните «золотое правило» общения — относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к нам. Его стоит немного переделать и относиться к другим так, как они хотят, чтобы к ним относились. В случае со «снежинкой» это значит не забывать о её чувствах, в случае с «кактусом» — сосредоточить всё внимание на работе и достижимых целях.
Девора Зак приводит в пример ситуацию, когда коллега возвращается на работу после отпуска. «Снежинке» захочется услышать что‑то в стиле: «Мы так по тебе скучали! Добро пожаловать на работу. Как дела?» «Кактус», наоборот, сочтёт подобное поведение некорректным и предпочтёт, чтобы к нему относились как обычно в любой другой день.
Ставить себя на их место
«Кактусы» и «снежинки» по‑разному дают обратную связь, и об этом тоже не стоит забывать. «Снежинки» стараются сгладить углы и критичные моменты, что раздражает «кактусов», которые хотят, чтобы им чётко указали на все ошибки. И наоборот: прямолинейность и критичность «кактусов» часто ранит «снежинок».
Поэтому будет полезно менять стиль общения в зависимости от того, с каким типом личности вы имеете дело. «Снежинкам» — мягко объяснять их ошибки, а «кактусам» — давать понятные инструкции без ненужных вступлений. Это поможет лучшему взаимопониманию.
Станьте первым, кто оставит комментарий