Как зарабатывать на стриминге
Кто такие стримеры и где они обитают
В самом широком смысле стриминг — это ведение прямых трансляций в интернете. Причём транслироваться может что угодно, будь то бизнес‑конференция, процесс приготовления какого‑либо блюда, распаковка покупок, прохождение видеоигр. И зрители могут видеть стримера благодаря режиму «картинка в картинке». Таким образом, слово «стример» применимо к авторам любых таких трансляций. Но чаще всего под ним подразумевают геймеров, которые проходят онлайн‑игры в прямом эфире, дополняя процесс своими комментариями и шутками.
У каждого стримера есть свой канал, где он и проводит видеотрансляции. Во время этих эфиров зрители могут отправлять ему сообщения: они будут появляться в отдельном окне рядом с видео.
Площадок для подобного самовыражения у стримеров немало. Например, на видеохостинге YouTube есть отдельный канал для трансляций — YouTube Live. Стримить можно и в некоторых соцсетях, например на платформах Facebook* Live и VK Live, и на предназначенных именно для этого сервисах Twitch и Mixer. А чуть больше года назад появилась отечественная платформа WASD.TV. Пока что здесь не такая высокая конкуренция, как на других сервисах, поэтому у каждого стримера есть реальный шанс раскрутить свой аккаунт и начать зарабатывать.
На чём зарабатывают стримеры
В мире не было бы тысяч стримеров, если бы это занятие не приносило материальной выгоды. И доходы самых популярных стримеров впечатляют. Например, Тайлеру Ninja Блевинсу, которому нет ещё и 30 лет, в минувшем году стримы игры Fortnite принесли 17 миллионов долларов.
Естественно, на старте у стримера может вообще не быть никаких заработков, и даже спустя первую тысячу подписчиков доход будет чисто символическим. Но главное — начать. У любителей рассказать и показать, как они проходят World of Tanks, Fortnite, очередного «Ведьмака» или делают что угодно, есть минимум четыре способа монетизировать свою страсть.
Донаты
Это добровольные пожертвования, которые на указанный в профиле счёт присылают благодарные зрители. Часто стримеры собирают донаты на конкретную цель. Это могут быть, например, покупка более мощного оборудования или платные опции в играх. Размер таких «благодарностей» зависит исключительно от щедрости зрителей. А им, в свою очередь, важны качество стрима и личность самого стримера.
Платная подписка
Зрители стримера, покупающие платную подписку, получают в обмен дополнительные возможности. Например, просмотр трансляций без рекламы. Чтобы подключить эту опцию, нужно выполнить ряд требований платформы — и быть уверенным, что найдутся желающие платить. Допустим, на WASD.TV для подключения платной подписки нужно достичь 10 уровня и создать набор стикеров для подписчиков.
Партнёрская программа стриминговой платформы
Это показы сторонней рекламы во время трансляций. Такая опция доступна далеко не всем стримерам. Платформы могут предлагать её по достижении определённого числа подписчиков и других параметров. Так, чтобы присоединиться к партнёрской программе YouTube, надо иметь не менее 1 000 подписчиков и как минимум 4 000 часов просмотра за последние 12 месяцев. За каждую тысячу просмотров рекламы можно заработать в среднем около 3 долларов.
После стриминга непопулярной игры «ГВИНТ», когда я стримил «по фану», человек мне задонатил 10 000 рублей на кресло. Тогда меня смотрело 4 человека. Сейчас заработок очень размытый, но могу точно сказать, что у большинства стримеров мужского пола основной доход идёт с рекламы. С моими цифрами я зарабатываю примерно 1 000 долларов в месяц.
Спонсорская реклама
Это всевозможные интеграции заинтересованных брендов, начиная от указания спонсора в описании канала и маленького баннера в углу экрана и заканчивая рассказом о его продукте прямо во время трансляции. Проблема в том, что сделать такую рекламу не раздражающей — особое искусство, доступное не всем.
В зависимости от платформы могут быть и другие способы заработка. Например, у WASD.TV есть Лига стримеров — соревнование, в котором могут принять участие даже 14‑летние геймеры и побороться за призовой фонд, который в этом сезоне составил 6 000 000 рублей. Лига состоит из нескольких ивентов, и для победы в них нужно привлечь на свои трансляции как можно больше зрителей, которые будут смотреть стримы не меньше определённого времени. Такие соревнования проводятся несколько раз в год. Если присоединитесь к WASD.TV сейчас — сможете претендовать на победу в следующей Лиге.
Как начать стримить
Прохождение игр — пожалуй, самое прибыльное направление в стриминге. И если истории высокооплачиваемых стримеров вас вдохновляют, вы обожаете играть и готовы это показать — действуйте. Первое, что нужно сделать, — завести канал на одной из платформ и найти укромное место для стрима, где вас никто не будет отвлекать. Идеально — отдельная комната, а когда станете маститым стримером с многотысячной аудиторией, придётся обзавестись отдельной студией.
Для проведения трансляций нужно специальное программное обеспечение. В нём вы будете настраивать параметры звука и картинки и выбирать платформу для стриминга. Решений для записи видео и потокового вещания много, самые известные из них — Xsplit Broadcaster и Open Broadcaster Software. С первой разобраться сравнительно легко, но доступ ко всем её функциям платный. Вторая бесплатная, но более сложная. К счастью, есть подробные мануалы по её настройке.
Потребуется определённая техническая база, и здесь всё ограничено лишь финансовыми возможностями. Самый экономный вариант — компьютер, способный «тянуть» и игру, и трансляцию, веб‑камера и микрофон или наушники с гарнитурой.
Когда втянетесь и поймёте, что хотите развиваться в этом направлении и повышать качество эфиров, можно докупить технику:
- Второй компьютер — собственно для выхода в эфир (а первый — для прохождения игры).
- Карту захвата — устройство для соединения двух компьютеров.
- Профессиональный микрофон со стойкой — для более чёткого звука.
- Осветительные приборы — просто чтобы ваша кожа не приобретала землистый оттенок на видео. Это часто случается из‑за света обычных люстр. Подойдёт и недорогая светодиодная лампа, направление и интенсивность света которой можно регулировать.
Что нужно, чтобы зарабатывать на стриме
В первое время оборудование, безусловно, не будет иметь решающего значения для успеха вашего канала. Главное, что привлекает подписчиков, а вслед за ними и спонсоров, — уникальность стрима и ваша способность превратить прохождение игры в процесс, за которым интересно наблюдать.
Не обязательно иметь топовое железо, главное — желание и время. Работайте над собой, учитесь общаться и делайте шоу. Я вообще считаю, что залог успеха — это человеческий фактор, об этом нужно помнить всегда.
Хотя человеческий фактор кажется довольно абстрактным понятием, можно дать несколько конкретных рекомендаций.
Взаимодействуйте со зрителем
Стримы не были бы так популярны, если бы аудиторию интересовал только процесс прохождения игры. Мастерски играть вообще не обязательно, если вы не претендуете на победу в кибертурнире.
Зрителю важен сам контент трансляции, то, как ведёт себя стример в кадре. И на канал люди приходят ещё и за остроумными комментариями и ответами на вопросы. Хороший стример не только играет, но и параллельно успевает зачитывать сообщения из чата и отвечать на них.
Тщательно выбирайте свою нишу
В условную Dota 2 сегодня играют сотни тысяч людей. Заводить просто очередной канал об этой игре нет смысла: вы потеряетесь на фоне конкурентов. Или нет — если уверены, что сможете превратить каждый свой стрим в увлекательное шоу благодаря эмоциям и уместным шуткам. И всё же, возможно, есть смысл начать с менее популярных игр, например Sims 4 или Overwatch.
Можно сделать свои стримы познавательными. Например, если вы проходите какую‑то сравнительно старую игру, рассказывайте параллельно какие‑то интересные факты о ней, которых публика может и не помнить.
Работайте над речью
Если вы картавите или слегка заикаетесь — не беда, это даже можно сделать своей изюминкой. Куда хуже, если вы делаете слишком длинные паузы, обрываете речь на полуслове или злоупотребляете словами‑паразитами. Спасением может стать план стрима — чтобы не растеряться в процессе и не забыть что‑то важное.
Запишите свой пробный стрим, это можно сделать, например, в программе Open Broadcaster Software. Кроме вас его никто не увидит, а вы сможете взглянуть со стороны, как выглядите и звучите.
Проводите стримы регулярно
Если вы выходите в эфир раз в месяц, быстро потеряетесь на фоне других новичков. При наличии основной работы стримить ежедневно не получится, а вот хотя бы пару раз в неделю стоит попробовать. По возможности стримьте по расписанию, а анонсы новых эфиров делайте у себя в соцсетях.
Настройте приём донатов
Последнее, но не по значимости. У некоторых платформ есть встроенные системы пожертвований, когда зритель покупает внутреннюю валюту сайта и дарит стримеру. Такие подарки сразу выводятся в окно чата.
Есть и сторонние сервисы для донатов, например Donation Alerts и Streamlabs, которые работают за небольшую комиссию.
Наберитесь терпения: донаты зависят от настроения аудитории, и в первые месяцы их может не быть совсем.
Первые деньги, которые можно было потратить на что‑то нормальное материальное, я получил после 6–8 месяцев.
Попробуйте мотивировать зрителей на пожертвования. Нередко стримеры предлагают сделать что‑то прямо в эфире в обмен на донат, например назвать имя жертвователя или зачитать его сообщение.
Если вы стримите на WASD.TV, сама платформа помогает вам привлекать новую аудиторию. За выполнение несложных заданий (например, заполнение профиля, подписку на других стримеров, похвалу остальным стримерам) начисляется внутренняя валюта — XP. Её можно потратить на собственное продвижение на сервисе. Так, за 1 000 XP можно попасть на главную страницу сайта в блок «Обрати внимание» и получить 100 переходов на собственный стрим.
А когда будете стримить регулярно и станете популярным, можно рассчитывать не только на донаты подписчиков, но и на реальные денежные призы в Лиге стримеров. И если вы не просто хороший стример, а ещё и отличный знаток игры, однажды сможете войти в Лигу Gambit или даже заключить контракт с Gambit Esports — киберспортивным клубом МТС.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.