Спорт, искусство или технологии? На что сделать ставку при выборе дополнительных занятий для ребёнка
Спорт
Основа любого развития — физическое здоровье. Спорт помогает ребёнку укрепить нервную систему и иммунитет, улучшает координацию. Ещё занятия физкультурой способствуют социализации: учат работать в команде и находить общий язык с другими детьми. На личном же уровне это способ в игровой форме приучиться к здоровой дисциплине.
Сегодня занятия спортом доступны практически всем: спортивные клубы созданы в более чем 37 тысячах школ России, а к концу 2024 года они появятся во всех из них. Выбирать вид спорта стоит исходя из предпочтений ребёнка. В индивидуальных видах спорта вроде тенниса, тяжёлой и лёгкой атлетики, плавания или борьбы люди учатся полагаться на себя. Такие активности лучше подойдут интровертам. Командные же дисциплины, например футбол, хоккей или волейбол, учат работать с другими для достижения общей цели. Это очевидный выбор для экстравертов.
Иностранные языки
Исследования показывают, что оптимальный возраст для знакомства с новыми языками — до 10 лет. В этот период ребёнок быстрее выучит язык, лучше его запомнит и будет говорить с произношением, близким к оригинальному. Помимо хороших оценок в школе, это сулит кучу других плюсов. Например, знание иностранного существенно увеличивает возможности для поиска работы. А знакомство с новыми культурами расширяет мировоззрение и повышает коммуникативные способности.
Что касается профессиональных перспектив, часто знание языков требуется в высокооплачиваемых областях. Согласно исследованию HeadHunter, чаще всего иностранные языки нужны в сфере информационных технологий, меньше — в маркетинге, PR и рекламе, а также среди высшего менеджмента. В большинстве случаев работодатели ищут сотрудников со знанием английского (96,6%). В качестве дополнительных языков их интересуют немецкий (25%), французский (22%), китайский (19%) и итальянский (14%).
Кружок юных техников
Если ребёнку интересно устройство игрушек или бытовых приборов, можно отдать его в соответствующий кружок. На первый взгляд кажется парадоксальным, но именно в возрасте 3–5 лет у детей сохраняется врождённая склонность к инженерной деятельности, которая развивает итерационное мышление. Оно помогает преодолевать жизненные и профессиональные задачи: разрабатывать и тестировать решение проблемы, анализировать результаты, корректировать их и пробовать заново. Так формируются основы проектного мышления, которое пригодится как на уроках информатики и математики, так и в IT, дизайне или архитектуре.
Развивать техническое мышление теперь могут дети по всей стране, причём не только в больших городах. По национальному проекту «Образование» по всей стране открыто 17,7 тысячи центров дополнительного образования детей. А для ребят с интересом к технологиям открываются технопарки «Кванториум». Это новый формат дополнительного образования по 14 направлениям для детей от 10 до 18 лет. Лазерные и нейротехнологии, искусственный интеллект, беспилотная авиация, программирование, 3D-моделирование лишь часть того, что предлагают технопарки. Уже работает более 365 «Кванториумов», а к концу 2024 года их число достигнет 496.
Познакомиться с тем, как проходят занятия, и выбрать направление можно в выпусках образовательного шоу «Учат в блоге». А найти ближайший «Кванториум» легко на портале Национальныепроекты.рф в разделе «Карты».
Музыка
Игра на музыкальных инструментах сказывается на целом спектре способностей: развивается грубая и мелкая моторика, улучшается память и концентрация, формируется дисциплинированность. Ещё занятия музыкой учат многозадачности: во время игры приходится одновременно следить за руками, позой, ритмом и дыханием.
Выбирая подходящий инструмент, учитывайте предпочтения ребёнка, но не упускайте из виду и некоторые ограничения. Например, помните, что ему потребуется регулярная практика, а значит, для условной барабанной установки придётся найти место дома. Активным детям больше подойдут акцентные инструменты — то есть те, которые обычно затмевают остальные. Это, например, флейта или саксофон. Ребятам с аналитическим типом мышления будет легче освоить гобой или пианино. А с брекетами трудней осваивать духовые.
Рисование
Благодаря такому хобби у детей формируется образно-пространственное мышление, развиваются цветовосприятие и фантазия. Также исследования подтверждают связь между рисованием и улучшением навыков исполнительной функции — способностей, необходимых для контроля и саморегуляции поведения. Сюда входят навыки вроде памяти и когнитивной гибкости — умении мозга адаптировать наше поведение и мышление к новым ситуациям. К тому же со временем будет легче перейти от аналогового рисования на цифровое. Возможно, когда-нибудь будущий дизайнер или архитектор скажет вам за это спасибо.
Театральный кружок
Театр также позитивно сказывается на развитии ребёнка. Исследования показали, что ролевые игры и импровизация способствуют росту социальных навыков и эмоционального интеллекта. Во время такой деятельности увеличивается словарный запас, формируется воображение, эмпатия и понимание ложных убеждений, то есть возможность встать на точку зрения другого, чтобы установить различия в своих и чужих знаниях. Это ключевые навыки для критического мышления и успешной коммуникации. Кроме того, в театральном кружке дети учатся работе в команде, наращивают уверенность в себе и оттачивают навыки публичных выступлений. Подходящие дополнительные занятия долго искать не придётся: сегодня школьные театры есть в 34 тысячах школ России. Планируется, что к концу года они появятся во всех учебных заведениях.
К тому же такая внеклассная активность может стать основой культурного образования ребёнка. Ведь в театральной студии дети знакомятся с лучшими образцами классической и современной литературы.
Компьютерный кружок
В современном мире дети окружены экранами — телевизора, компьютера, смартфона. При гармоничном подходе технологии могут стать не только источником развлечений, но и фундаментом для развития. Если дозировать экранное время и предлагать полезные активности, то решение детских головоломок может в перспективе привести ребёнка к геймдизайну или написанию кода. Чем-то из этого можно заниматься и дома, однако современные компьютерные кружки предлагают занятия по робототехнике, программированию и 3D-моделированию для детей от пяти лет. Такое хобби может стать полезным вкладом в будущее ребёнка, ведь экспансия информационных технологий на рынок труда не планирует прекращаться.
По национальному проекту «Образование» по всей стране открываются центры цифрового образования «IT-куб». В них школьники могут бесплатно обучаться по перспективным и востребованным направлениям IT-отрасли, а также получать знания в области цифровой гигиены и информационной безопасности.
В центрах цифрового образования «IT-куб» ребята 7–18 лет знакомятся с программированием, разработкой приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальности, учатся программировать роботов. Центры оснащены современным оборудованием, а преподаватели используют актуальные методики обучения. По всей России уже работают более 260 «IT-кубов», а в 2024 году их число достигнет 340. Найти ближайший «IT-куб» в вашем городе можно на портале Национальныепроекты.рф в разделе «Карты».