Первоначально Macintosh задумывался как компьютер с низким ценником. Члены команды хотели установить такую цену, чтобы обычные люди с небольшим доходом могли позволить себе покупку этого устройства. Предполагалось, что первый Mac будет оценён в 500$, что на тот момент составляло половину стоимости Apple II. Однако, Macintosh быстро достиг отметки в 1000$ из-за стоимости различных новых компонентов. Что же повлияло на дальнейшее изменение цены на первый Mac и как к этому отнеслась команда инженеров?
В начале 1981 года, после перехода с микропроцессора 6809 на более дорогой 68000 и удвоения количества оперативной памяти до 128 КБ, мы поняли, что необходимо было поднять розничную стоимость Mac до 1500$. Это было необходимо для того, чтобы компания смогла получить свой стандартный размер прибыли от продажи. Такой ценник был примерно равен Apple II во время начала продаж, а люди с хорошим доходом всё еще могли позволить себе такие траты. Мы упорно трудились, чтобы удержать цену от дальнейшего роста, поэтому большую часть времени на стадии разработки сумма в 1500$ не изменялась.
Цены на новые компьютеры формировались очень интересным способом, потому что сильно зависели от объёма заказанных деталей. Иными словами, чем больше компонентов в заказе, тем меньше цена за каждый компонент. Но как можно было предсказать уровень успеха нового компьютера? Это был лишь вопрос уверенности, которой Стиву Джобсу было не занимать. Он твердил, что мы будем продавать Macintosh миллионами, и смог убедить наших поставщиков снизить цены на многие компоненты, несмотря на все риски. Например, компания Motorola поставляла нам процессор 68000 по 9$ за штуку, что составляло менее четверти его стоимости.
К лету 1983 года нам стало ясно, что Twiggy, занимавшаяся на тот момент выпуском флоппи-дисководов, не собирается сильно уступать в цене за свои компоненты. Мы остановили свой выбор на дисководах Sony, которые были лучшими по всем характеристикам, кроме цены. В результате мы вынуждены были поднять розничную цену за Mac до 1995$.
Примерно в это же время в Apple позицию генерального директора занял Джон Скалли. Он пришёл из Pepsi и считался одним из лучших специалистов по маркетингу. Именно Джон был автором идеи Pepsi Generation и других успешных акций. В Apple он должен был применить свои навыки маркетинга на рынке персональных компьютеров. Но хорошая реклама стоит больших денег.
В октябре 1983 года уже были утверждены все планы по запуску Macintosh, а мы отчаянно пытались доработать программное обеспечение. В самом разгаре очередного рабочего дня Стив Джобс сообщил, что Скалли настаивает на цене в 2495$ вместо планируемых 1995$ из-за затрат на рекламу. Он полагает, что Mac в любом случае окупится благодаря грамотному и агрессивному маркетингу. В конце своей речи Джобс попросил нас не волноваться, потому что он не собирается позволять Скалли повысить цену.
Наша команда была в ужасе. Инженеры старались сделать так, чтобы Mac могли использовать не только они сами, но и их друзья и соседи. Желание сделать компьютер доступным для всех было просто огромным. Но цена в 2500$ противоречила всем нашим ожиданиям и целям. Мы действительно очень много работали, но теперь сумма была завышена по причинам, которые нас никак не касались. Но всё-таки надежда на то, что Джобс убедит Скалли не покидала нас.
Но в конце концов, к нашему большому разочарованию Стив был первым, кто объявил розничную цену на первый Macintosh, которая составила 2495$. Несмотря на то, что продажи быстро пошли вверх на старте, вскоре они сильно упали. Даже после выпуска Mac Plus с дополнительным программным обеспечением в 1986 году высокая цена по-прежнему мешала компьютеру хорошо продаваться, что в конечном итоге привело к большим проблемам.
via Folklore.org
Станьте первым, кто оставит комментарий