От черновика к чистовику: 5 шагов, которые улучшат любой текст
Шаг 1. Выстройте чёткий план
У каждого текста есть цель: развлекать, вовлекать, продавать, информировать. Это, а также место публикации, определяет его формат. Запись в блоге, пост в соцсетях, новость в ленте, статья на сайте — у каждого варианта свои особенности структуры и стиля. Чёткая структура позволит читателю проще усвоить информацию. Придать её тексту поможет план.
В нём нужно отразить главные моменты, которые вы хотите осветить, и то, как они будут распределены по тексту. План может быть подробный или тезисный. Например, для объёмной статьи понадобятся тематические разделы: введение в тему, её раскрытие по пунктам и, возможно, главные выводы. Для поста — основная мысль, вовлекающее начало и, как вариант, призыв к действию в конце. А для блога о путешествии — список мест и впечатлений, о которых хотите рассказать. Облегчить этот этап способны нейросети и текстовые чат-боты. Практически всем известным версиям цифровых помощников под силу справиться с составлением структурированного плана.
Шаг 2. Сегментируйте информацию
Человек, как правило, не вчитывается в каждое слово нового текста, а бегло сканирует часть страницы. Мы воспринимаем информацию как картинку, находя в ней знакомые символы и конструкции. Не стоит мозгу в этом мешать, а лучше облегчить задачу, сделав текст визуально лёгким.
Для этого нужно разделить его на логические блоки. Здесь в ход пойдут заголовки и подзаголовки, маркированные и нумерованные списки, различные графические выделения и другие элементы вёрстки, а также короткие абзацы. Они послужат визуальными ориентирами и помогут читателю быстро найти нужную информацию.
Также важно правильно группировать смыслы. Не стоит размещать несколько не связанных идей в одном абзаце. Лучше придерживаться правила «один абзац — одна мысль». Если у вас есть несколько идей или фактов, о которых вы хотите поговорить, стоит выделить для каждой отдельный абзац. Также важно заявить заглавную тему как можно раньше. Возможно, её полноценное раскрытие будет дальше, но зато читатель точно поймёт, о чём текст, и, если тема ему близка, будет внимательнее.
Шаг 3. Говорите на языке своей аудитории
Используйте слова, тон и стиль, которые будут понятны вашим читателям. Для этого нужно знать и понимать свою целевую аудиторию, а также сегменты внутри неё. Важно также учитывать специфику платформы для публикации. Например, статья в корпоративном блоге может быть более формальной и структурированной, а пост в социальных сетях лучше сделать лаконичным и доступным.
При этом в разных соцсетях пост будет выглядеть по-разному: конечный результат зависит от её пользователей и технических возможностей. Нет смысла строчить объёмный текст там, где люди привыкли смотреть фото и видео — и наоборот. Это не значит, что нужно полностью менять манеру письма, но адаптация под конкретную платформу даст шанс увеличить вовлечённость и отклик аудитории.
Если пишете не от своего лица, а от лица бренда, сообщества или учреждения, важно соблюдать tone of voice — интонацию, которой придерживается компания. Она может быть дружелюбной, информативной, вдохновляющей или даже саркастической. Главное — сохранять её неизменной на всех платформах и во всех форматах. Так бренд будет узнаваемым, а контент создаст эмоциональную связь с аудиторией.
Шаг 4. Вычищайте лишнее
То есть всё, что затрудняет понимание и что можно убрать без потери смысла. В том числе «проблемные» слова и обороты, например канцеляризмы, штампы и сленг. Они затрудняют понимание и могут создать у читателей нежелательный образ. Например, обилие канцелярита и штампов сделает текст громоздким и безжизненным, а сленг может оттолкнуть тех, кто не знаком с этими выражениями. Главное правило здесь — стараться писать лаконично и ясно, не зарывая смысл в расплывчатых формулировках. Попробуйте применить принцип «меньше — значит больше»: вместо «в связи с тем, что» скажите «так как», а «в большинстве случаев» замените на «часто». Такие маленькие изменения могут сильно улучшить впечатление от текста. Если опыта в редактуре пока не очень много, то можно поручить первичную обработку текста нейросетям. Например, текстовый нейроредактор в «Яндекс Браузере» не только умеет исправлять грамматические ошибки, но и может сократить текст, адаптировать его для блога или делового письма, переписать простыми словами или даже разбавить юмором. Чтобы начать им пользоваться, не нужно скачивать дополнительные программы или регистрироваться в сервисах, — всё доступно прямо в браузере.
Шаг 5. Перепроверяйте ВСЁ
Орфография, пунктуация, стилистика, факты, цитаты, логика — всё это следует перепроверить. Для этого текст сначала нужно перечитать несколько раз, а затем обратиться к онлайн-сервисам вроде text.ru или «Главред» — они помогут найти ошибки, а последний ещё и проанализирует читаемость текста и найдёт проблемные слова и обороты. А чтобы придать единообразие кавычкам и тире, стоит использовать «Типограф».
Другой способ выявить неестественные, сложные или трудночитаемые фразы — прочитать текст вслух. Если спотыкаетесь посреди предложения или что-то звучит странно — скорее всего, этот фрагмент стоит переписать. Кроме того, не стесняйтесь просить о помощи коллег — свежий взгляд поможет выявить огрехи. И помните, что от ошибок никто не застрахован, а в каждом тексте всегда есть то, что можно улучшить.
Станьте первым, кто оставит комментарий