Как ставят трюки в кино и почему не всё снимают на зелёном экране
Мало какой блокбастер обходится без экшен-сцен. Погони на автомобилях перемежаются с рукопашными драками и головокружительными полётами. И все знают, что это происходит не совсем по-настоящему. Каждый трюк долго готовят и ставят так, чтобы это выглядело зрелищно, но не травмировало участников процесса. А вместо известных актёров прыгают, падают и дерутся каскадёры.
Но в съёмках экшена есть много тонкостей, некоторые из них мы разберём в этой статье.
Что делают каскадёры и откуда они взялись
Профессия каскадёра на самом деле состоит из десятка разных умений. И зачастую одного актёра могут подменять даже три разных профессионала. Например, в каком-нибудь боевике один будет гонять на мотоцикле, другой — драться руками и ногами, а третий — прыгать с высоты.
Хотя, конечно, чем больше умеет каскадёр, тем шире его возможности. Некоторые из них постепенно перерастают свою профессию и сами становятся постановщиками трюков. Это уже ближе к режиссуре: иногда при создании фильма им полностью отдают работу над экшеном. В отдельных случаях это помогает построить и дальнейшую карьеру. Так, Чад Стахельски, когда-то дублировавший Киану Ривза, снял «Джона Уика». А бывший постановщик трюков Сэм Харгрейв выпустил фильм «Тайлер Рейк: Операция по спасению».
Появилась же профессия каскадёра очень прозаично. Ещё в ранние годы кинематографа авторы хотели показывать падения, драки и прочие опасные сцены. И тогда они совершенно бесплатно набирали добровольцев, которые радовались самой возможности поучаствовать в магическом процессе создания кино.
«Великое ограбление поезда» — один из первых фильмов, в котором играли каскадёры-дублёры
Чаще всего это были циркачи или профессиональные наездники, которые по роду своей деятельности привыкли к опасности и травмам. Потом среди них начали появляться профессионалы, и им стали платить деньги. Первый гонорар каскадёру, который попал в историю, составлял всего 5 долларов. Его получил в 1908 году неизвестный, который прыгнул на съёмках со скалы в воду.
Почему актёры сами не исполняют все трюки
Когда-то так и было: каскадёров брали в массовку, а главные роли артисты играли только сами. Достаточно вспомнить знаменитых режиссёров и актёров Бастера Китона и Гарольда Ллойда, творивших в 1910–1920-х годах. Многие их комедийные фильмы основаны на опасных трюках, которые выполнялись как бы невзначай. Чтобы повеселить публику, артисты прыгали с высоты или на них падали декорации. Всё это делали без дублёров и даже без страховки. Из-за этого тот же Ллойд лишился двух пальцев: во время съёмок «Испуганных призраков» у него в руках взорвался снаряд.
Но он ещё долго подвергал себя опасности. Впервые Ллойд решил привязать себя верёвкой, чтобы не упасть, во время работы над картиной «Наконец в безопасности!» 1929 года. Причём сделал он это, только чтобы получить разрешение на съёмки от властей. В фильме его герой лезет на стену, а потом повисает на стрелке огромных часов. Страховку аккуратно спрятали, а ниже кадра поместили платформу с матрасом.
Но уже в 1930-х продюсеры и режиссёры поняли, что популярные артисты привлекают внимание и обеспечивают фильмам хорошую кассу. И поэтому нельзя допускать, чтобы они получали травмы на съёмках. Тогда у крупных звёзд и начали появляться постоянные дублёры, рисковавшие вместо них. Потом это стало нормой.
Хотя и сегодня есть актёры, которые делают всё сами. Например, Джеки Чан даже попал в книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество трюков, выполненных актёром. Он же, кстати, основал «Ассоциацию каскадёров Джеки Чана», которая и тренирует новых мастеров, и заботится об их здоровье — обычные страховые компании часто отказываются работать с представителями этой профессии.
И, конечно, нельзя не вспомнить Тома Круза, который за свою карьеру прыгал с небоскрёба, задерживал дыхание до невозможных 6 минут и дрался в летящем вертолёте.
О разумности такого подхода часто спорят. И дело здесь не в какой-то честности. С одной стороны, если актёр лично выполняет трюки, то его удобнее снимать: можно показывать лицо героя и не частить с монтажом и компьютерной обработкой. С другой, если артист получит травму, прервётся вся работа. Так, сломанная нога Тома Круза на съёмках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» остановила процесс на несколько месяцев.
По этому поводу даже высказался Дэнни Трехо.
Лично я не хочу рисковать работой 80 человек, чтобы потом сказать на телешоу, какие у меня большие яйца. У нас для этого есть каскадёры. И если что-то случится с ними, уж простите, усы наклеят на другого мексиканца, и мы продолжим работу.
Звучит немного цинично, но справедливо.
Поэтому зачастую выбирают компромиссный вариант. Готовясь к очередному экшен-фильму, актёры тренируются и часть трюков выполняют сами. Например, Мэтт Дэймон в «Идентификации Борна» или Киану Ривз в «Джоне Уике» в большинстве сцен с драками участвуют лично. Но когда доходит до реальной опасности, их подменяют каскадёры.
Как снимают драки
Для тех, кто хоть раз видел реальную потасовку на улице, очевидно, что на экране любое рукопашное столкновение выглядит совсем иначе. Всё дело в том, что драки в кино отчасти ближе к хореографии, нежели к реальным попыткам побить человека.
Каждое движение тщательно прорабатывают и репетируют. При этом значительная часть работы ложится на оператора. Ведь актёры или каскадёры не должны бить друг друга по-настоящему. Поэтому при съёмке нужно выбрать такой ракурс, при котором удара не видно. Например, его закрывает лицо или тело «жертвы».
Из-за этого, кстати, в подобных сценах зачастую плохо играют реальные боксёры и прочие бойцы. Они умеют драться только по-настоящему. А когда требуется остановить кулак в определённом месте, получается не слишком правдоподобно.
Кроме того, в ход идёт монтаж: нередко сам момент контакта прячут за склейкой, переключая ракурсы камеры. Хотя в этих случаях есть опасность превратить экшен в бесконечное мелькание. И высшим мастерством многие считают съёмку подобных сцен с минимальным монтажом. Как, например, в сериале «Сорвиголова»:
В отдельных случаях всё же нужно показать сам удар или же один из участников после этого должен отлететь и жёстко упасть. Тогда на него надевают специальную защиту, примерно такую же, как у мотоциклистов.
Операторская работа особенно важна при постановке сцен с восточными единоборствами. Ведь в реальности далеко не все артисты могут высоко поднимать ноги и уж тем более прыгать. Тогда камера берёт ракурс пониже, и зрителю кажется, что растяжка у бойца гораздо лучше, чем на самом деле.
Харрисон Форд рассказывает, как ударил Райана Гослинга на съёмках «Бегущего по лезвию 2049»
Разумеется, без ошибок иногда не обходится. Например, во время съёмок фильма «Бегущий по лезвию 2049» Харрисон Форд реально ударил Райана Гослинга по лицу. Позже этот кадр облетел весь интернет.
Как снимают полёты и акробатику
Понятно, что часть высоких и красивых прыжков с переворотами просто выполняют каскадёры, специально обученные этому. Подготовленный человек может и оттолкнуться получше, и не растеряться в полёте. Но во многих фильмах показывают и вовсе невообразимые пируэты.
В первую очередь в ход идут тросы. Такой подход зародился ещё в китайском кино, особенно в фэнтезийном жанре уся, где часто показывали летающих воинов. Но если когда-то актёров просто привязывали канатами, то сейчас используют сложные технологичные приспособления, позволяющие управлять движениями артиста или каскадёра. Кроме того, современные тросы намного тоньше и их легче спрятать при последующей обработке.
Тросы использовали и в «Матрице», чтобы герои могли летать и бегать по стенам
Если же требуется показать какой-то внушительный прыжок, могут использовать батуты или даже катапульты, с помощью которых актёров запускают в воздух. Разумеется, со страховкой. К примеру, именно так снимали сражения джедаев в приквелах «Звёздных войн». Это выглядит не слишком реалистично, но захватывает:
Если же речь идёт не о прыжках, а именно о полётах на большой высоте, то здесь создатели совмещают каскадёрскую работу и магию кино. Части с основными актёрами снимают в студии. Чтобы создать ощущение сильного ветра, включают огромные мощные вентиляторы. А общие планы создают в реальной обстановке. Так, в «Железном Человеке — 3» есть сцена, где главный герой спасает людей, падающих из самолёта. Для её создания студия наняла профессиональных парашютистов, которые летели с огромной высоты.
Как снимают погони и аварии
Автомобильные гонки — одна из важнейших составляющих экшен-фильмов. На них построена немалая часть популярности франшизы «Форсаж», да и многих других боевиков и приключенческих картин.
Разумеется, если в кадре происходит столкновение или машина выполняет какой-то сложный элемент, её особым образом переделывают. Дорабатывают двигатель и даже подвеску: далеко не каждый автомобиль выдержит приземление на колёса после прыжка. В корпус ставят прочный металлический каркас, чтобы обезопасить водителя. В салоне меняют сиденья. А если съёмку будут вести прямо изнутри, могут убрать все пассажирские кресла. Кстати, обо всём этом неплохо рассказывают в фильме Квентина Тарантино «Доказательство смерти». Там главный злодей — как раз каскадёр:
Чтобы показать какой-нибудь эффектный полёт, а иногда и переворот, в авто ставят пушку с жидким азотом. Она позволяет резко ускориться и буквально подкинуть машину. Плюс к этому инженерам нужно разработать специальный трамплин и просчитать, чтобы она приземлилась так, как задумано.
Один из самых сложных трюков с полётом авто сняли ещё в 1974-м в «Человеке с золотым пистолетом» про Джеймса Бонда. Гонщик Джей Миллиган перепрыгнул с одной части моста на другую, в процессе ещё и перевернув машину в воздухе:
Иногда каскадёра могут пересадить на крышу авто. Это делают, когда в фильме происходит какой-то экшен внутри салона. В таких случаях управление выносят в специальную металлическую будку, куда ставят руль и педали.
Чтобы снимать гонку снаружи, на автомобиль ставят специальный движущийся кран, который называют «Русская рука» (Russian Arm). Такой термин появился потому, что приспособление создают в России, а именно в Туле.
Съёмки при помощи «Русской руки»
А для эффектных кадров, в которых автомобиль летит с обрыва, используют воздушную пушку. Она как бы «выстреливает» машиной в воздух. Дополнительно внутри пустого салона могут поставить пневматические аппараты или пиропатроны, чтобы детали эффектно разлетались.
Так ли опасны съёмки на самом деле
Ответ, пожалуй, очевиден. Каскадёры действительно могут травмироваться и даже погибнуть.
Если возвращаться к истокам кино, то тогда и вовсе не было никакого регламента постановки опасных сцен. Но в 1928 году режиссёр Майкл Кёртис решил снять эпическую картину «Ноев ковчег». Для сцены всемирного потопа в павильон пригласили около 300 статистов и вылили на них 2,5 тысячи тонн воды. В итоге три человека погибло, а десятки других получили тяжёлые травмы, одному даже оторвало ногу. С этого момента в Голливуде ввели более жёсткие требования к подобной работе.
Сейчас студии стараются обеспечить безопасность на высшем уровне. Все трюки заранее просчитывают на компьютере, делают надёжную страховку. А на крайний случай на площадке всегда дежурит скорая помощь. Дело не только в заботе о людях, но и в крупных выплатах и остановке съёмок в случае какой-либо трагедии. Однако отдельные происшествия всё же случаются.
Так, в 2002-м на съёмках фильма «Три икса» погиб Гарри Л. О'Коннор, дублёр Вина Дизеля. Он прыгал с парашютом на мост, ударился головой и скончался на месте. В 2014-м Оливия Джексон, дублёр Миллы Йовович, во время работы над картиной «Обитель зла: Последняя глава» врезалась на мотоцикле в камеру и лишилась руки. В 2017-м умер каскадёр Джон Бернекер, снимавшийся в сериале «Ходячие мертвецы». А буквально через пару недель мотоциклистка Джой Харрис разбилась на съёмках «Дэдпула-2».
Та самая сцена с Гарри Л. О'Коннором в «Трёх иксах»
Статистику более мелких травм привести практически невозможно. Всё дело в том, что многие каскадёры сами скрывают повреждения и переломы, чтобы было легче искать работу.
Почему нельзя всё нарисовать на компьютере
К сожалению или к счастью, представления о возможностях графики сильно преувеличены. Во-первых, это очень дорогая работа. В бонусных материалах к фильму «Титаник» Джеймс Кэмерон рассказывал, что нос корабля создали при помощи CGI. Но когда режиссёр узнал о стоимости спецэффекта, то понял, что дешевле было бы построить настоящую декорацию.
Чтобы создать так называемого цифрового двойника актёра, нужно сделать и обработать множество его фотографий, а потом ещё и прописать анимационному персонажу буквально все детали. Например, как будут шевелиться его волосы. На эту работу уходит несколько месяцев.
Создание цифрового двойника Хью Джекмана в фильме «Логан»
Вторая причина заключается в том, что любая компьютерная графика со временем устаревает. То, что на момент выхода кажется реалистичным и прорывным, спустя 10 лет создаёт впечатление мультика. А модель, персонаж или трюк, снятый в реальности, останется таким же и годы спустя.
Достаточно сравнить ксеноморфов в классической трилогии «Чужой». В первых двух частях использовали только костюмы и механические куклы, а в третьей Дэвид Финчер в отдельных сценах рисовал монстра на компьютере. И именно анимированный персонаж сейчас выглядит хуже всего. И даже, например, во второй «Матрице» драки Нео с десятками копий агента Смита теперь не слишком впечатляют — слишком заметна графика:
Поэтому многие режиссёры всеми силами стараются показать максимальное количество реалистичных взрывов, падений и гонок.
А кроме того, настоящие съёмки трюков давно уже стали частью рекламной кампании фильма. Так, многие наблюдают за новыми кадрами франшизы «Миссия невыполнима», где Том Круз то прыгает на мотоцикле, то едет на крыше поезда. Студийная работа и компьютерная графика точно не привлекут столько внимания.
Принято говорить, что в кино всё не по-настоящему. Однако если чуть лучше разобраться в процессе съёмок, становится понятно, что даже на современном уровне развития трудностей и опасных моментов в работе очень много. Поэтому профессия каскадёра до сих пор востребована, а студии и режиссёры придумывают всё новые способы поставить очередной трюк. И всё только для того, чтобы порадовать зрителя.
Станьте первым, кто оставит комментарий