Как стать хорошим слушателем и наладить отношения с окружающими
Почему важно быть хорошим слушателем
Чётко налаженная коммуникация — ключ к успеху, когда дело касается отношений с другими людьми, а умение слушать создаёт прочную основу для доверия. Когда вы используете правильную форму слушания с учётом обстоятельств, вы даёте понять коллегам, друзьям и членам семьи, что их замечают и ценят.
Кроме того, развитие навыков хорошего слушателя позволяет быстрее воспринимать новую информацию и чувствовать себя комфортно, выражая эмпатию. При этом для каждой жизненной ситуации нужно выбирать свой тип слушания. Всего их шесть.
Какими бывают типы слушания
1. Критический
Этот тип слушания подразумевает, что вы анализируете получаемую информацию и на её основе составляете собственное мнение. Он пригодится на лекции, во время рабочего совещания и в любой другой ситуации, когда нужно разобраться в потоке фактов и мнений и сформулировать свою точку зрения.
Критическое слушание помогает не только в работе или учёбе, но и в обычной жизни. Например, когда вас активно пытаются в чём‑то убедить или вам хотят что‑то продать. Подключая этот тип, вы можете игнорировать информационный шум, читать между строк и составлять собственное мнение об всём, что слышите.
Чтобы улучшить навык критического слушания, научитесь видеть разницу между фактом и мнением, распознавать предвзятость в словах окружающих и мыслить нестандартно. Чаще опирайтесь на логику, здравый смысл и причинно‑следственные связи, а ещё — записывайте то, что слышите. Это поможет вдумчиво анализировать информацию и мыслить рационально.
2. Пассивный
Это способность молча и внимательно слушать собеседника, позволяя ему говорить свободно и не реагируя на его слова.
Такой тип слушания подходит для ситуаций, когда другому человеку нужно решить личную проблему или просто выговориться. Вы в этом случае полностью фокусируетесь на том, что слышите, отбросив собственные убеждения, мысли и реакции.
Пассивное слушание важно для построения прочных отношений с друзьями, партнёром и членами семьи. Оно позволяет вашим близким почувствовать, что их слышат и понимают.
Этот тип слушания напоминает ещё один — поддерживающий, когда вы используете в разговоре воодушевляющие реплики, которые помогают другому человеку открыться ещё больше. При этом важно не перетягивать одеяло на себя, а лишь изредка вставлять свои пять копеек.
3. Эмпатический
Как и пассивное, эмпатическое слушание позволяет укрепить связи с окружающими и дать им почувствовать, что их слышат. Отличие в том, что при этой форме слушания вы задаёте вопросы, которые позволят вам проявить сочувствие к собеседнику и понять, чего он хочет от разговора.
Чтобы стать чутким слушателем, нужно отказаться от предрассудков и сосредоточить всё своё безраздельное внимание на другом человеке и его словах. Ещё одна важная деталь — учиться чувствовать себя комфортно, сохраняя молчание, и создавать поддерживающую атмосферу.
При этом вы должны быть открытым для альтернативного мнения и фактов и постараться понять чужие эмоции и личный опыт. То есть, даже если вы не согласны с тем, что говорит ваш собеседник, вы подходите к разговору непредвзято и всё равно принимаете его чувства и точку зрения. Это позволяет значительно сократить количество недопониманий в будущем.
4. Информационный
Во время этого типа слушания вы концентрируетесь на том, чтобы понять и запомнить незнакомую информацию, например в первый день на новой работе.
Информационное слушание позволяет усваивать знания, сортировать их, выделяя важное и отбрасывая ненужное, и превращать в настоящий каталог в голове. Такой навык пригодится, когда вы учитесь, слушаете научно‑популярные подкасты и книги, посещаете конференции или проходите стажировку.
Чтобы развивать информационное слушание, сохраняйте сосредоточенность, делайте заметки и задавайте уточняющие вопросы, которые помогут лучше усвоить информацию.
5. Активный
Это, пожалуй, один из самых распространённых типов слушания. Когда вы используете его, то показываете собеседнику, что полностью вовлечены в разговор. Этот тип держится на безраздельном внимании слушателя и его сознательном усилии слышать и понимать того, кто говорит, а также сохранять полученную информацию.
Развить активное слушание довольно просто. Используйте язык тела, например слегка наклоняйтесь вперёд, чтобы дать другому человеку понять, что вы заинтересованы в разговоре. Не перебивайте, оставайтесь сосредоточенным в любую минуту и задавайте уместные вопросы, которые позволят развить тему.
Активное слушание важно применять в любой сфере жизни. Но больше всего оно подходит для решения проблем и предотвращения конфликтов, а также для развития навыков общения.
6. Рефлексивный
Этот тип похож на эмпатический и так же, как и активный, часто используется для выхода из спорных ситуаций. Суть рефлексивного слушания — повторять то, что говорит другой человек. Этот приём позволяет собеседнику почувствовать, что его действительно слышат.
Например, если вы замечаете, что назревает конфликт, вы можете отказаться от агрессии и подключить рефлексивное слушание, чтобы снизить напряжение. Очень часто конфликты превращаются в соревнование за право высказать своё мнение или переубедить остальных участников. Рефлексивное слушание позволяет всем успокоиться и наладить диалог.
При этом вы должны регулярно делать паузы и уточнять, правильно ли вы понимаете то, что говорит ваш оппонент. Он почувствует себя в безопасности, ведь ему больше не нужно бороться за то, чтобы его точку зрения услышали. Это поможет установить взаимопонимание.
Конечно, применять рефлексивный тип слушания бывает сложно, особенно если вы вспыльчивый человек. С другой стороны, отказ от идеи «победить» в споре и переключение внимания на точку зрения другого человека заметно облегчает общение. Возможно, это поможет вам принять его идеи или ему самому понять, что его аргументы ошибочны.
Если вы по натуре не самый лучший слушатель или склонны говорить больше, чем другие люди, — задавайте больше вопросов, реже вклинивайтесь в разговор и старайтесь вникать в то, что вам говорят. Это поможет наладить отношения и вызовет у окружающих желание слушать вас так же внимательно, когда придёт ваша очередь говорить.
Станьте первым, кто оставит комментарий