9 уроков после 9 лет фриланса
Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
В последнее время всё больше людей подыскивают, чем бы заняться кроме основной работы, чтобы получать дополнительный доход. Современные технологии, социальные сети и распространение удалёнки во многом упрощают этот процесс.
Я подрабатывала копирайтером с 2004 года, но только в 2013‑м это стало моей основной деятельностью. Я многому научилась за эти девять лет и решила поделиться советами с теми, кто тоже подумывает о подработке или хочет превратить её в полноценную карьеру.
1. Рассказывайте о себе
Как только я решила быть копирайтером‑фрилансером, я начала об этом говорить. Примерно через неделю, во время бейсбольного матча моего сына, я упомянула это в разговоре с мамой одного из ребят. Она расспросила меня о подробностях и сказала, что занимается маркетингом в большой компании и им как раз нужна помощь с новой брошюрой и сайтом. Я согласилась. В итоге эта компания стала моим первым клиентом и оставалась одним из крупнейших заказчиков в течение многих лет.
2. Постоянно занимайтесь нетворкингом
Завязывайте контакты на различных мероприятиях и онлайн как можно чаще. Всем людям нравится говорить о себе, так что давайте им такую возможность!
Спрашивайте, как они пришли в свою сферу, как строят рабочий процесс, какие ошибки совершали и как находили необычные решения. Просите совета, предлагайте показать результаты своего труда и будьте готовы услышать критику или извлечь урок.
3. Не прекращайте искать новых клиентов
Неважно, как сильно вы заняты, раз в неделю выделяйте время, чтобы привлечь заказчиков. Я занимаюсь этим в понедельник утром: рассылаю письма, делюсь постами из блога, стараюсь установить контакт с теми, кто потенциально может быть заинтересован в моих услугах.
Помните и о уже существующих клиентах, поддерживайте и укрепляйте связи с ними.
4. Сделайте что‑то бесплатно
Хотя бы раз или два. В начале пути это поможет заявить о себе. Мне представилась такая возможность, когда мой дальний родственник открыл пиццерию. Я предложила бесплатно подготовить для него пресс‑релиз.
В итоге о заведении написали в газетах, а его владельца даже пригласили дать интервью на радио. С тех пор я создала бессчётное количество пресс‑релизов — и это во многом благодаря тому, что тот первый привлёк ко мне внимание.
5. Учитесь новому и обучайте других
Мне очень нравится фраза, которую произнёс глава Microsoft Сатья Наделла: «„Всеобучайки“ добиваются большего, чем всезнайки». Возможность найти что угодно в интернете сформировала культуру всезнаек. Не становитесь одним из них, не считайте, что вам уже известно всё. Будьте любопытны и постоянно стремитесь учиться новому.
А когда освоите что‑то полезное, делитесь этим! Напишите пост, проведите вебинар, выступите на конференции. Вы поможете не только другим людям, но и своему бизнесу, так как заведёте полезные связи.
Если вы не учитесь и не учите кого‑то, вы стоите на одном месте, а от этого страдает ваше дело.
6. Найдите свою уникальную нишу
В 1990‑е я крутилась в мире рекламных агентств. В то время они брали любые заказы, не учитывая свои компетенции и не имея узкой специализации. Многие из них развалились, так что не совершайте такую же ошибку — не стремитесь заниматься всем и сразу.
Я тоже пыталась взаимодействовать с клиентами из разных сфер, но постепенно сосредоточилась на B2B‑секторе. Сегодня я работаю почти исключительно с компаниями, которые предоставляют услуги. Найдите нишу для себя и развивайтесь в ней.
7. Не спешите говорить нет
Когда я хотела уже полностью работать на себя, мне предложили возглавить отдел в агентстве. И я не смогла отказаться. Эта должность давала опыт работы с крупнейшими брендами и навыки, которые иначе не приобретёшь.
Но я не стала отказываться и от своей подработки. Да, несколько лет мне приходилось помногу трудиться и засиживаться допоздна, но это окупилось. Я завязала сотни новых знакомств, занималась крупными проектами и нашла новых клиентов. Так что не торопитесь с отказом, когда вам подворачивается какая‑то возможность. Хорошо обдумайте последствия своего решения.
8. Учитесь преодолевать дискомфорт
Выход из зоны комфорта — единственный способ расти и развиваться. Старайтесь делать это чаще. Например, я не люблю выступать на публике и начинаю нервничать уже тогда, когда нужно смотреть в глаза нескольким людям во время разговора. Поэтому я стараюсь выступать при каждой возможности. Мне всё ещё бывает страшно, но с каждым разом у меня получается чуточку лучше, плюс я завожу новые знакомства.
9. Не сжигайте мосты
Компании развиваются, сотрудники уходят, бренды меняют стратегии продвижения. Неминуемо будут возникать конфликты и сложности в общении. Но я руководствуюсь следующим правилом: бывших клиентов не бывает.
Даже если вы вынуждены прекратить сотрудничество, не разрывайте связи полностью. В моей практике случалось, что клиенты, внезапно расторгнувшие контракт, возвращались спустя несколько месяцев или даже лет.
Так что не сжигайте мосты — будьте мостом. Это может принести вам новые возможности.
Станьте первым, кто оставит комментарий