Как стать настоящим лидером и изменить свою компанию
Когда мир меняется всё быстрее и быстрее, кажется вполне разумным относиться к коллегам как к соперникам, не делиться информацией и пытаться выиграть любой ценой. На деле же шансы на успех выше у тех, кто придерживается другого стиля руководства — лидерства как служения. Так, исследователи из Иллинойского университета обнаружили, что в компаниях с таким подходом повышаются важные показатели: производительность (рост на 6%), качество сервиса (8%) и сохранение персонала (до 50%).
Согласно этой концепции, задача лидера — помогать сотрудникам развиваться и достигать целей.
Тогда как в традиционных подходах его главная цель — добиться процветания компании. И для этого обычно применяют доминирующий стиль руководства, который демонстрирует власть и решительность.
Лидерство как служение переворачивает такие представления о руководителях. В его основе девять правил, и мы рассмотрим каждое из них подробнее.
1. В первую очередь служите другим
Для этого настройтесь на сотрудничество. Не думайте: «Как мне победить?» — старайтесь сделать ситуацию выигрышной для всех участников.
Откажитесь от модели «дать человеку описание его обязанностей и отправить его их выполнять». Заботьтесь о целостном развитии сотрудников — и личном, и профессиональном.
2. Давайте окружающим что‑то ценное
Подумайте, что вы как лидер можете дать другим, чтобы помочь им расти. Какие у вас сильные стороны? Какие уникальные навыки, с помощью которых можно улучшить чей‑то проект, идею, карьеру?
«Представьте теплицу со множеством растений, — говорит Тони Шей, глава компании Zappos и автор книги „Доставляя счастье“, — каждое растение — это сотрудник. В типичной компании руководитель — это самое высокое растение, с которым мечтают сравняться остальные. Но я воспринимаю себя по‑другому. Я представляю себя архитектором теплицы, моя задача — создать правильные условия внутри, чтобы все растения росли и пышно цвели».
3. Выстраивайте доверительные отношения
Для этого не занимайтесь микроменеджментом — делегируйте задачи. Отвечайте за свои решения и их последствия. А когда критикуете, давайте практичные советы.
«Времена, когда начальник был самым умным в комнате, давно прошли, о чём мне постоянно напоминает моя команда, — рассказывает Скотт Фаркуар, сооснователь компании Atlassian. — Лидер должен верить, что его коллеги примут умные решения. Поощрять открытые обсуждения и создавать безопасные условия, где каждый голос будет услышан».
4. Слушайте для того, чтобы понять
А не для того, чтобы вставить в разговор своё мнение. Тренируйте активное слушание и не перебивайте людей во время встреч и совещаний. Старайтесь по‑настоящему понять собеседника.
Используйте фразы «Расскажи об этом побольше» и «Помоги мне понять». Услышав их, собеседник захочет поделиться своей точкой зрения. При этом он не будет чувствовать себя так, будто в нём сомневаются.
5. Поймите своё мышление
Как вы воспринимаете ситуации, в которых оказываетесь, или поступки, с которыми сталкиваетесь? Как расцениваете фидбэк: как нечто негативное или как возможность стать лучше?
Учитесь различать полезные и бесполезные мысли, а также перефразировать негативные убеждения. Например, не используйте слова «всегда» и «никогда», описывая ситуации и поступки.
6. Делитесь своими знаниями
Дайте другим шанс научиться у вас. Типичные руководители, наоборот, пытаются удержать информацию при себе и захватить больше власти. Но когда только вы один владеете какими‑то знаниями, то сдерживаете прогресс. Поделившись ими, вы дадите вашим сотрудникам возможность принимать решения и предлагать инновации.
7. Демонстрируйте смелость
Люди ошибочно думают, что лидер‑служитель должен быть милым и добрым. Но иногда лучшее проявление доброты — это начать неприятный разговор, принять сложное решение, призвать кого‑то к ответу. Для этого нужна смелость.
«Но смелость не только в том, чтобы принимать тяжёлые решения, — говорит Майк Кэннон‑Брукс, сооснователь компании Atlassian. — А ещё в спокойном отношении к провалам. Нам часто кажется, что быть успешным — значит всегда всё делать правильно. На самом деле победы приходят, когда совершаешь ошибки и учишься на них. Невозможно добиться успеха, не пробуя что‑то новое, а для этого нужно быть готовым пойти на риск».
8. Будьте живым воплощением своих ценностей
Задачи автоматизируются, конкуренция растёт, и для людей особенно важно, чтобы их личные ценности совпадали с ценностями компании. Старайтесь воплощать их в себе и жить ими. Так вы создадите более благоприятную и продуктивную атмосферу для своей команды.
9. Постоянно живите в соответствии с этими принципами
Стать лидером‑служителем не получится, посетив один семинар. Это задача на всю жизнь. Сделайте эти принципы частью вас, живите ими, применяйте их в бизнесе и общественной жизни.
«Я твёрдо верю, что успех зависит от двух вещей: лидерства‑служения и золотого правила менеджмента, — делится Айрин Розенфелд, экс‑глава Kraft Foods. — Золотое правило — одна из самых простых концепций управления: проявляйте по отношению к другим те же уважение и откровенность, которые хотели бы получить в ответ. Сегодня сотрудники не хотят, чтобы руководитель командовал и контролировал. Они хотят такого лидера, у которого можно учиться. Я верю, что я на своей должности, чтобы помочь организации добиться её целей, а не наоборот».
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?