Носки для пениса и дублёры: как снимают секс в кино
Зачем вообще в кино нужен секс?
Секс между героями — неотъемлемая и любимая многими часть мейнстримного кинематографа. С давних времён режиссёры добавляют в свои картины интимные моменты, чтобы взбудоражить воображение зрителя.
С художественной точки зрения такие сцены могут нести разную нагрузку: показывать героев максимально близкими или же, наоборот, сделать акцент на их беззащитности и страдании, если, например, речь идёт о насилии. А иногда авторы просто хотят привлечь внимание и добавить в сюжет провокацию.
А вот с технической стороны это всегда очень сложный процесс, очень далёкий от реального секса.
А когда впервые в фильме показали оргазм?
Ещё на заре кинематографа режиссёры нередко эпатировали публику, одевая героинь своих работ в откровенные наряды, а то и вовсе показывая обнажёнными. Так, например, было в грандиозном фильме «Клеопатра» 1917 года, где главную роль сыграла Теда Бара — секс-символ той эпохи. Увы, единственная копия картины сгорела во время пожара на киностудии Fox в 1937-м.
Удивительно, но в СССР в 1930 году вышел фильм «Земля», где героиня Елены Максимовой представала в кадре абсолютно нагой. И Иосиф Сталин якобы очень хвалил режиссёра Довженко за эту работу и рекомендовал снимать актрису почаще. Хотя спустя пару дней фильм запретили за «неправильную трактовку коллективизации».
Революция произошла в 1933 году с выходом чехословацкой картины «Экстаз» Густава Махаты. В этом фильме начинающая актриса Хеди Ламарр не только 10 минут купалась обнажённой в озере, но и впервые сымитировала на экране оргазм. По слухам, чтобы добиться иллюзии настоящих эмоций, её в это время кололи булавкой.
Картина вызвала настоящий скандал. Её показывали только в сокращённом виде без самых откровенных сцен, а во многих странах и вовсе запретили к прокату. Интересно, что Ламарр позже сбежала в США от мужа, служившего нацистам. А сейчас её больше знают даже не благодаря кино: именно Хеди Ламарр стала одним из разработчиков Wi-Fi.
Хоть «Экстаз» и с трудом пробивался на экраны, после его выхода европейские режиссёры осмелели и стали всё чаще показывать имитацию секса. В США цензура сохранялась дольше, а в СССР до начала 90-х интимные моменты в кино были большой редкостью.
С актёрами договариваются о сексе заранее?
Сейчас съёмки интимных сцен — полностью организованный процесс, который начинается ещё на стадии найма артиста в фильм. Актёру предоставляют договор, в котором должно быть прописано буквально всё: степень обнажения, какие именно интимные части тела попадут в кадр, насколько крупно и как долго их планируют показывать.
Кроме того, актёр и продюсер могут поставить дополнительные условия. Например, запрет на использование подобного материала в рекламе фильма. И даже если артист подписал этот документ, он имеет полное право отозвать его до начала работы над сценой.
Конечно же, во многом согласие зависит от общения с режиссёром. Тот должен заранее объяснить, как всё будет выглядеть.
Каждое движение уже известно до начала работы, и я откровенно говорю со своими актёрами и актрисами о том, что будет видно, где будет камера, какие будут действия. Я постоянно использую такие слова, как «сосок» и «вагина», чтобы абсолютно точно дать понять артистам, как мы будем снимать. И когда мы работаем, мы действительно придерживаемся сценария. Я не прихожу к актёрам с дополнительными деталями, которые, возможно, неприемлемы.
Пол Верховен
режиссёр фильмов «Шоугёлз» и «Основной инстинкт», для журнала The Irish Times
Но есть и другой подход. Сет Роген считает, что для съёмок откровенных сцен проще всего пригласить порнозвезду: «Для неё это будет самая лёгкая работа за неделю».
Секс-сцены репетируют, как и все остальные?
Не только Пол Верховен, но и многие другие режиссёры заранее продумывают буквально каждое движение в интимных сценах. Например, Дэвид Финчер. Этот автор вообще славится тонкой проработкой деталей в своих картинах. И экранный секс не исключение.
Так, Нил Патрик Харрис рассказал, насколько чётко тот режиссировал интимные моменты в «Исчезнувшей».
Мы должны были отрепетировать каждый дюйм. «Ты берёшь в рот его пенис, совершаешь следующее количество движений, а затем ты эякулируешь». Это было странно, мы технически разрушали сексуальную сцену. Он хотел, чтобы это было почти роботизировано.
Нил Патрик Харрис
актёр, в интервью журналу Out
Недостаток такого подхода — большое количество дублей. Если режиссёр пытается подстроить всё под заранее подготовленную схему, актёрам раз за разом приходится повторять одни и те же движения. Всё тот же Дэвид Финчер заставляет делать до 50 дублей, что, конечно, утомляет артистов. Другие авторы стараются уложиться в несколько попыток.
Неужели спонтанности нет совсем?
Некоторые режиссёры больше заботятся о том, чтобы сцена выглядела живой и эмоциональной. Поэтому они оставляют место спонтанности или же доверяют руководство самим актёрам. Например, Кейт Уинслет рассказала, что сексуальные сцены с Сиршей Ронан для фильма «Аммонит» она продумывала сама, режиссёр Фрэнсис Ли поддержал инициативу. Так актрисы чувствовали себя комфортнее.
Оскароносный Жан-Марк Валле тоже считает, что излишняя проработка хореографии только повредит естественности процесса. Например, в его знаменитом фильме «Дикая» некоторые позы, которые принимали актёры, зародились прямо в процессе съёмки.
Специально не планировалось, что этот парень возьмёт Риз Уизерспун, перевернёт её и войдёт сзади. Но это просто произошло, когда мы снимали.
Жан-Марк Валле
режиссёр фильма «Дикая», для журнала The New York Times
Однако он подчёркивает, что тон и основные действия в сцене должны быть заранее продуманы и согласованы. Иначе может получиться как в скандальной картине Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Во время работы режиссёр и исполнитель главной роли Марлон Брандо спонтанно придумали сцену, в которой персонаж использует сливочное масло в качестве смазки и анально насилует героиню Марии Шнайдер. Вот только саму актрису никто об этом не предупредил.
Конечно, это добавило натуралистичности: у Шнайдер на лице неподдельный испуг. Но после этого фильма она полностью прекратила общение с режиссёром и неоднократно обвиняла его в неподобающем поведении.
Чтобы всё получилось, актёры должны успеть сблизиться?
В какой момент работы над фильмом нужно снимать откровенные сцены — спорный вопрос. Большинство актёров и режиссёров считают, что лучше отложить их на поздний период. К этому времени экранные партнёры узнают друг друга получше, и им будет легче расслабиться.
Хотя есть и исключения. Так, актриса Дженна Фишер рассказывала, что секс-сцену в картине «Взлёты и падения: История Дьюи Кокса» снимали на третий день.
А Роберт Паттинсон и вовсе считает, что чем лучше актёры относятся друг к другу, тем сложнее работать над сценой. Ведь вместо того, чтобы играть роль, они слишком беспокоятся, насколько партнёру удобно.
Но всё же это скорее исключения. Большинство авторов стараются познакомить артистов заранее и помочь им подружиться. Тогда работа идёт легче. Напарники поддерживают друг друга, а иногда и развлекают.
Например, Джейми Дорнан — звезда главного эротического хита 2010-х «50 оттенков серого» — рассказывает на шоу Грэма Нортона, что веселил партнёршу, издавая смешные звуки во время имитации оргазма.
А вот Патрик Суэйзи и Дженнифер Грей, сыгравшие пару в «Грязных танцах», вне кадра сильно недолюбливали друг друга. И это очень осложняло работу над интимными сценами. Добиться иллюзии настоящих чувств удалось далеко не с первой попытки.
А за сексом наблюдает вся съёмочная группа?
Большая сложность для актёров во время съёмок откровенных сцен — это огромное количество работников. На площадке вечно суетятся техники, осветители и десятки других помощников. Разумеется, многим трудно передать хоть какие-то эмоции, когда вокруг бегают посторонние, а сверху нависает оператор с камерой.
Чтобы уменьшить стресс, для съёмок секса с площадки убирают всех лишних. В идеале должны присутствовать только оператор и режиссёр. А Стэнли Кубрик во время работы над фильмом «С широко закрытыми глазами» сам вставал за камеру, оставаясь наедине с артистами.
Остальное зависит от технических возможностей и требований самих актёров. Например, некоторые просят создать более комфортную температуру. Кроме того, на площадке могут находиться помощники с халатами, готовые прикрыть тело сразу после очередного дубля.
По возможности и съёмку стараются вести на расстоянии. Для этого используют объективы с увеличением: примерно как фотографы, когда снимают диких животных. Либо же управляют камерой дистанционно.
В последние годы также на площадке обычно находится координатор интимных сцен. Он следит, чтобы актёры чувствовали себя комфортно и на них не оказывали давление.
Артисты совсем-совсем голые?
Над тем, чтобы герои выглядели максимально обнажёнными, работает целая команда, и у неё огромный запас реквизита. Чаще всего артисты просто носят бельё телесного цвета: его стараются не включать в кадр или замазать во время постпродакшена.
Если нужно показать тело ближе, прибегают к дополнительным хитростям. Так, для женщин есть специальные наклейки.
Это как большой пластырь, который идёт спереди, прикрывая промежность, а затем заправляется сзади. Выглядит не очень удобно.
Мишель Эшфорд
создатель сериала «Мастера секса», для журнала Glamour
Мужчинам же приходится носить некое подобие носка или мешочка, в который убирают всё, что не должно попадать в кадр.
Помимо этого используют реалистичные накладки на все необходимые части. Так актёр может чувствовать себя одетым, особенно если он сомневается в идеальности своего тела. А вот у зрителя будет ощущение полного обнажения.
Поработать приходится и над кожей актёров. Нередко в кадре мелькают влажные и блестящие от страсти тела. Но реально потеть противопоказано: это будет неэстетично. Поэтому гримёры используют детское масло или глицерин, а то и вовсе просто вазелин.
Контакт между экранными партнёрами тоже может быть далеко не таким близким, как кажется в итоговой версии картины. Иногда используют незаметную подушку. А бывает, актёр вообще снимается один. Если у второго персонажа видны только отдельные части тела, их просто заменяют искусственными конечностями.
А что делают, если актёр не хочет раздеваться?
Актёры по-разному относятся к обнажению и откровенным сценам в кино. Например, Ева Грин регулярно раздевается в кадре, если в этом есть художественная составляющая и раскрытие персонажа. На шоу Джимми Киммела актриса вместе с ведущим даже шутила о постере «Города грехов — 2», который сочли слишком откровенным и затенили грудь актрисы. Пистолет в кадре никого не смутил.
Но далеко не все коллеги разделяют её взгляды. Причины могут быть разные: от принципиальной позиции до недовольства своим телом. Например, звезда «Секса в большом городе» Сара Джессика Паркер наотрез отказалась раздеваться в кадре.
В таких случаях на помощь приходят дублёры. Они могут полностью играть сцену за актёра. Тогда в кадре отдельно показывают лицо исполнителя главной роли, а в других ракурсах за него отрабатывают статисты.
Это очень наглядно и с юмором показали в картине «Реальная любовь». Там Мартин Фримен и Джоанна Пейдж играли как раз таких дублёров. Их герои полностью обнажались в кадре вместо актёров и имитировали секс. При этом друг с другом персонажи вели себя очень застенчиво.
В других случаях дублёров может быть несколько. Каждый из них отвечает за отдельную часть тела, которую покажут крупно, и она должна выглядеть идеально. Так, в картине «Незваные гости» у Айлы Фишер на отдельных планах грудь от одной дублёрши, а попа — от другой.
Но технологии идут вперёд, и теперь есть возможность даже показать лицо звезды в очень откровенной сцене. Его просто добавляют при помощи CGI (компьютерной графики) после съёмок дублёра. Известный пример — публичный проход обнажённой Серсеи Ланнистер в «Игре престолов». Вместо Лены Хиди в реальности разделась статистка Ребекка ван Клив. Сама актриса повторила сцену в костюме телесного цвета, а потом кадры совместили.
Другой яркий пример — «Нимфоманка» от режиссёра-провокатора Ларса фон Триера. В этой картине неоднократно показывают несимулированные сцены секса (даже группового) с участием основных героев. Шайа ЛаБаф с удовольствием подтверждал, что сыграл всё лично. На самом же деле он лукавил: в ход опять пустили CGI. Реальным сексом занимались приглашённые порноактёры, а к ним потом добавили лица звёзд.
То есть реального секса в кино нет?
Не совсем. Есть фильмы, где режиссёры решили не ставить сложные трюки и хореографию эротических сцен, а просто сняли реальные половые акты. Конечно, всё это — единичные примеры экспериментального кино, которое обычно крутят лишь на фестивалях.
Иногда авторы подобных картин пытаются сохранить максимальный реализм происходящего, в других случаях просто хотят эпатировать зрителя.
Так, в 1971 году режиссёр Мелвин Ван Пиблз снял фильм «Свит Свитбэк: Песня мерзавца» в жанре блэксплотейшн. Помимо прочих сюжетных линий (тоже довольно провокационных), главный герой этой картины должен был реально заниматься сексом с малознакомыми людьми. Неудивительно, что среди актёров желающих не нашлось, и режиссёру пришлось самому сыграть в своей работе. Потом он лечился от гонореи.
В 1976 году фильм «Империя чувств» японского автора Нагисы Осимы произвёл фурор на Каннском кинофестивале. Картина основана на реальной истории содержанки Сады Абэ, которая во время секса задушила своего партнёра. Реалистичные интимные сцены вызвали немало скандалов. В большинстве стран лента, если и попала в прокат, демонстрировалась в урезанной цензурной версии. Зато в Каннах работу назвали «первой великой эротикой».
Кроме того, нельзя снова не вспомнить Ларса фон Триера. Продвигая придуманную им идею «Догмы 95», согласно которой режиссёр должен придерживаться реалистичных съёмок, он показал в фильме «Идиоты» групповой секс. Причём одна из пар совокуплялась на самом деле. Для этого пригласили двух порноактёров.
Ну и, конечно, отметим одного из главных провокаторов современного кинематографа Гаспара Ноэ. Во многих его фильмах актёры занимаются реальным сексом. А картина «Любовь» чуть ли не на треть состоит из подобных сцен, да ещё и снята в 3D. Логично, что в России фильм в прокат так и не попал.
Показать в мейнстримном кино настоящий секс пытаются не только мужчины-режиссёры. Например, в 1999 году Катрин Брейя выпустила провокационный фильм «Романс X». Он рассказывает о девушке, которой отказывает в близости её бойфренд, а потому героиня начинает искать сексуальные приключения на стороне. Для поддержки Брейя даже позвала в свою работу знаменитого порноактёра Рокко Сиффреди.
При этом всё-таки чаще всего для авторов важнее не показать настоящий интим, а создать правильную атмосферу. Именно поэтому они идут на всевозможные ухищрения и сложности. И всё ради того, чтобы зрителю было приятно.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
7 гастрономических трендов, на которые стоит обратить внимание в 2025 году
Как не заскучать на новогодних каникулах: 8 идей для детей и взрослых
РекламаОбзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Phantom V Fold 2 — самого доступного «фолда»