Как раскрыть потенциал ребёнка, не отбирая у него детство
Фокусируйтесь на успехах
Не стоит принимать успехи как должное. Бурно ругать за плохие оценки и сухо реагировать на хорошие не лучший способ воспитания. На этот случай есть техника «Зелёный карандаш». Она предполагает, что вы будете фокусироваться не на провалах, а на успехах. При этом важна бережная обратная связь. Одно неверное слово — и ребёнок не захочет проявлять инициативу. Если что‑то пошло не так, похвалите его за усердие и обязательно добавьте, что он добьётся своего в следующий раз. Рассказывайте ребёнку, как вы справлялись с неудачами. Это покажет ему, что ошибки — нормальная часть жизни, и ему будет не так страшно браться за сложные дела.
Поддерживайте его хобби
Они могут перерасти в дело жизни. И чем раньше ребёнок начнёт, тем быстрее может достичь успеха. Подобных примеров достаточно. Так, пианист Евгений Кисин увлёкся музыкой в 11 месяцев, а уже в 12 лет дал первый сольный концерт в Московской консерватории. А футболист Роман Павлюченко начал играть в школе. В 16 лет его заметили специалисты спортивного интерната, а уже в 21 год он заключил контракт с московским «Спартаком».
У каждого есть предрасположенность к тому или иному делу, и её можно заметить ещё в детстве. Понаблюдайте за ребёнком. Возможно, его так и тянет петь или он готов проводить часы за программами для создания игр. Если вам кажется, что ребёнка ничего не интересует, пообщайтесь с ним на эту тему. Возможно, вы вместе найдёте ему хобби.
При этом не давите на ребёнка. Если родителю в своё время не удалось стать футболистом, это не значит, что школьник должен реализовать его амбиции. Ему могут не понравиться занятия, преподаватель, коллектив, всё это вкупе с давлением близких может привести к нервному истощению.
Подавайте личный пример
Для этого нужно не только помогать делать уроки. Важно оставаться дисциплинированным по всем фронтам. Договоритесь с членами семьи, что будете проводить совместное время без смартфонов. Люди чувствуют себя неуютно, когда близкие отвлекаются на гаджеты. Если ребёнок видит, что взрослому неинтересно общаться с ним, то со временем он отдалится.
Попробуйте вместе участвовать в соревнованиях: вы можете играть в квизы, пробегать мини‑марафоны или показывать свои таланты на конкурсах. Готовьтесь к ним тщательно, не пропуская тренировки и репетиции. Наблюдая, как вы хотите победить, ребёнок последует вашему примеру и научится достигать целей.
А ещё можно читать книги. Чтобы привить ребёнку любопытство и стремление изучать новое, обсуждайте с ним произведения, которые вам понравились. Попробуйте читать всей семьёй вслух — скажем, в конце каждой недели. Так вы сможете выработать полезную привычку и найдёте повод для общения с детьми. Кроме того, семейное чтение научит всех участников анализировать произведения и грамотно отстаивать свою точку зрения. Этим вы подадите ребёнку хороший пример.
Опрос «Практики чтения» от АНО «Национальные инициативы» показал, что часто читают лишь 40% родителей. А если и читают, то редко обсуждают сюжет и смысл с другими: только каждый четвёртый анализирует книги с близкими. В домах у трети подростков и вовсе нет книг. Так, есть опасность, что к выпускному классу ребёнок так и не сможет понять, что ему интересно на самом деле, и упустит свой потенциал.
Если ваш школьник зачитывается научной фантастикой и статьями по физике, то предложите ему посетить один из технопарков «Кванториум». Они создаются по всей стране благодаря национальному проекту «Образование».
В «Кванториуме» дети и подростки могут бесплатно освоить 14 самых перспективных научно‑технических направлений — от работы с нейротехнологиями и искусственным интеллектом до 3D‑моделирования. Задача этих центров — помочь ученикам проявить свой потенциал и отыскать занятие по душе.
Сейчас по всей стране открыто уже 184 парка «Кванториум». Найти ближайший можно на странице национального проекта «Образование».
Не забывайте об отдыхе
В борьбе за знания важно не переусердствовать. Создательница книги «Отпустите их. Как подготовить детей ко взрослой жизни» Джули Ликотт‑Хеймс отмечает, что родители нередко формируют расписание, в котором у ребёнка нет времени на игры и отдых. Взрослые тоже устают от подобного распорядка.
Ребёнку, который разрывается между школой и кружками, трудно мечтать об успехах. Даже если он покажет отличные результаты, то скорее сделает это исключительно для того, чтобы угодить родителям. Велик риск, что потом ребёнок выгорит и потеряет интерес к учёбе.
Проконтролируйте, успевает ли он отдыхать. Внесите с ребёнком все его дела в календарь и обсудите получившееся расписание. Если видите, что большая часть времени посвящена учёбе, предложите школьнику отказаться от некоторых дополнительных занятий. Если ребёнок слишком сильно устал и от уроков, пойдите ему навстречу. А ещё оставьте ему право на лень. Договоритесь, что у ребёнка будет, скажем, один день в месяце, когда он может прогулять школу и посвятить время своим увлечениям.
Помогайте детям расслабиться после учебной недели. Выделяйте в своём расписании время на совместный отдых. Постарайтесь в эти часы не заниматься домашними делами: лучше прогуляйтесь в парке или сходите в кино.
Слушайте своего ребёнка
Дети в возрасте до шести лет любят делиться с близкими тем, что недавно узнали, будь то названия созвездий, новое слово или сюжет нового мультфильма. Вырастая, они реже рассказывают родителям о своей жизни. Отчасти так происходит потому, что дети заранее понимают, о чём именно их спросят, и отвечают заготовленными шаблонами. На фразу «Как дела в школе?» они скажут: «Нормально». А услышав «Никто не обижает?» — тут же бросят: «Да нет, всё хорошо».
Родителей в этой ситуации тоже можно понять. Зачастую после работы и домашних дел у них не хватает времени на осознанное общение с детьми. В то же время у ребёнка могут быть свои поводы для гордости и тревоги, которые стоит обсудить. Позвольте школьнику рассказывать о том, что его восхитило. Так он поймёт, что его мысли интересны старшим.
В любом городе страны дети смогут получить новые знания на занятиях в технопарках «Кванториум», центрах цифрового развития «IT‑куб», «Дом научной коллаборации» и «Мини‑Сириус». Они открываются благодаря национальному проекту «Образование».
В «Кванториумах» дети познакомятся с перспективными инженерными специальностями, на площадках «IT‑куб» изучат основы программирования. Центры «Мини‑Сириус» помогут ребятам раскрыть таланты в сферах искусства, спорта и естественных наук, а «Дом научной коллаборации» сблизит юных учёных с практикующими исследователями.