Как распознать стоматологических аферистов
Есть множество способов выманивания у пациентов денежных средств, или, как говорят сами пострадавшие, «развода на деньги»: крайне завышенная цена лечения с использованием обычных (иногда откровенно дешёвых и низкокачественных) материалов, навязывание лишних услуг, которые никак не влияют на эффективность работ, и самых дорогих методов лечения. Здесь же — «акции», когда обещают низкую стоимость, но к ценнику приписывают мелким шрифтом: «Цена от…». На практике получить услугу по такой низкой стоимости оказывается нереально. В самых тяжёлых случаях клиент может обнаружить в счёте услуги, которые ему вообще не оказывали.
Разберём подробнее все эти способы и то, как от них защититься.
Как стоматологические аферисты обманывают пациентов
1. Проводят некачественную диагностику
Проблема, которая иногда волнует пациентов даже сильнее, чем лишние траты, — некачественная диагностика. Нередко она тесно связана с попытками вытащить из вашего кошелька побольше денег. Тут и заявления врача, что вам срочно требуются либо сложные и дорогие процедуры, либо лечение всех ещё сохранившихся зубов, и их необоснованное удаление с целью установки имплантов, и лечение здоровых зубов. В самом худшем случае недобросовестный врач может даже удалить здоровый зуб.
Здесь нужно сразу быть настороже. Во-первых, хороший специалист всегда чётко аргументирует диагноз и назначение тех или иных процедур. Для этого он использует внутриротовую камеру, которая наглядно демонстрирует проблемы в полости рта, рентгеновские снимки, данные компьютерной томографии.
Во-вторых, такой врач чаще всего предлагает несколько альтернативных планов лечения с разной стоимостью, особенно если вы сразу указываете, что дорогие услуги вам недоступны.
Если доктор после этих слов потерял к вам интерес или начал шантажировать вашим здоровьем, то не стоит у него лечиться.
И наконец, в-третьих: понятно, что в ходе лечения могут выявиться более сложные проблемы, например в зубе с кариесом врач обнаружит воспаление корней. Но и в таком случае хороший стоматолог всегда даст чёткое обоснование, почему необходимы дополнительные процедуры.
2. Указывают несуществующие услуги
Это маркетинговая обманка: якобы пациент, уже придя на приём и обнаружив, что клиника не оказывает нужную ему услугу, не станет терять времени на поиски нового врача, а согласится на то, что есть.
Конечно, любое лечение должно иметь показания, и иногда пациенты не могут адекватно оценить необходимость той или иной процедуры. Но нередко они точно знают, что именно им нужно. Рассмотрим это на примере лечения зубов под седацией. Если у клиента панический страх перед стоматологами, который мешает ему вылечить зубы, то естественно искать клинику, где используют седацию, чтобы не запускать заболевания до такой степени, когда уже и лечить нечего.
В таком случае не лишним будет выяснить, есть ли у клиники лицензия на лечение под седацией. Это лицензия на анестезиологию, и пациент может проверить её наличие на сайте клиники или сразу поинтересоваться при записи на приём, есть ли таковая. Аналогичным образом можно поступать в ряде других случаев: проверять, какие импланты или брекеты ставят врачи в выбранной клинике, какие методики используют и есть ли на всё это сертификаты и лицензии.
3. Предлагают дешёвые зубные импланты
Отдельно необходимо упомянуть имплантацию зубов. Это самый современный метод восстановления улыбки, но такая операция требует соблюдения определённого протокола, наличия у врача опыта и квалификации, использования ряда материалов, помимо импланта (например, для костной пластики, если у пациента имеется убыль кости). Но многие клиенты об этом не знают, а потому радостно отправляются в клинику, где указана цена в 5–8 тысяч рублей за такую процедуру.
Имплант — это медицинское изделие, которое должно иметь сертификат и удостоверение Минздрава, подтверждающее его безопасность.
Есть компании топового уровня, которые выпускают дорогие импланты, на которые даётся пожизненная или очень длительная гарантия (30 лет, например). А есть китайские или корейские импланты, которые можно сравнить с машиной бюджетного сегмента: она, конечно, тоже ездит, но отстаёт от «Мерседеса» по характеристикам. Такие импланты дешевле материалов премиум-класса, и некоторые клиники, пользуясь этим, указывают цену только за имплант как за отдельное изделие. А уже на приёме пациент выясняет, что придётся заплатить ещё и за диагностику, работу хирурга и множество других вещей.
Тут расчёт на то, что клиент, уже пришедший на приём, не станет искать другую клинику, отказываться от приёма, заново тратить время и так далее. Это такой маркетинговый ход клиник, где мало пациентов, — так они пытаются увеличить их число.
4. Обещают осветлить зубы на 30 тонов
Нечестность клиник может проявляться не только в счетах за дорогостоящее лечение или неверных диагнозах. Нередко пациенты сталкиваются с обманом, обращаясь за эстетическими услугами, и чаще всего это случается, когда клиент приходит за отбеливанием зубов.
Самый распространённый способ выманить деньги у доверчивого пациента — пообещать отбеливание зубов на 20–30, а то и 35 тонов по шкале Vita.
Существует определённая палитра оттенков человеческих зубов, составленная в результате многочисленных исследований людей разных рас и возрастов (зубы с годами темнеют, потому что эмаль истончается и сквозь неё ярче просвечивают локализованные в дентине пигменты). Таким образом были структурированы все возможные природные оттенки зубов. Это и есть та палитра, которой пользуется врач в разных случаях — при подборе тона пломбы или отбеливании. Палитры прикладывают к зубам пациента и таким образом определяют их цвет.
Все оттенки зубной эмали делятся на 4 группы по оттенку пигмента: A (желтовато-розовый), B (лимонный), C (серовато-желтоватый), D (чисто сероватый). Например, A1 — самый светлый тон, A5 — самый тёмный, и так далее по всем группам. При отбеливании зубов используется эстетический вариант палитры, где оттенки расположены не по группам, а от самого светлого к самому тёмному. Отбелить зубы по этой шкале можно максимум на 10–12 тонов. Например, если B5 осветлён до B1, это всего-навсего 4 тона, но даже если считать по шкале светлости, где B1 находится на первом месте, это всё равно 12 тонов, а никак не 20 или более.
Как избежать обмана в стоматологической клинике
1. Обращаться в проверенные клиники
Нужно следовать банальному совету — ориентироваться на отзывы родных, друзей и коллег. Так вы, скорее всего, окажетесь в проверенной клинике и в руках хорошего специалиста.
2. Сравнивать цены на услуги в разных клиниках
Следует сравнить цены в разных клиниках или воспользоваться сайтами-агрегаторами, где предлагается такое сравнение, чтобы узнать, какова средняя цена на услугу, которая вам требуется.
3. Проверять лицензии и сертификаты
Перед обращением в клинику нужно изучить её сайт: в клиниках премиум-сегмента высокая цена лечения обусловлена применением материалов экстра-класса и инновационных методик, наличием в штате специалистов с очень высокой квалификацией и нередко уникальным опытом, разрабатывающих собственные методы лечения. На сайтах премиум-клиник можно найти сертификаты и дипломы производителей, свидетельства о повышении квалификации докторов.
4. Настаивать, чтобы врач аргументировал все назначения и диагнозы
Любые назначения доктор должен подтверждать данными диагностики, доступно и понятно объяснять свои действия и всегда учитывать ваши финансовые возможности.
Лучшие предложения
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
Реклама«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?