Что такое подушки двигателя и зачем они нужны
Подушками двигателя называют опоры для силового агрегата. На ходу мотор раскачивается и вибрирует от поворотов, рельефа дороги и своей же работы. А подушки «обнимают» его, удерживают на месте и не дают перемещаться под капотом.
Если закрепить мотор на раму кузова, то вся вибрация будет передаваться в салон. Ни о каком комфорте тогда говорить не приходится. То есть подушки гасят колебания ДВС (двигателя внутреннего сгорания).
Какими бывают подушки двигателя
Опор в одном автомобиле несколько. Они крепятся к балке двигателя, к лонжерону, под коробкой передач и на подрамнике.
Подушки бывают трёх типов.
- Резиновые. Такие ставили на очень старых машинах, современные автомобили с таким типом опор уже не продаются.
- Резинометаллические. Их можно встретить в автомобилях среднего ценового сегмента и бюджетных. Опорой выступает металлическая деталь с резиновой вставкой.
- Гидравлические. Этот тип устанавливают на современные технологичные модели. Принцип работы похож на амортизаторы — внутри подушки перемещается жидкий пропиленгликоль, чтобы погасить вибрации.
Почему подушки двигателя могут выходить из строя
На это влияет несколько факторов, которые зависят от условий эксплуатации. Подушки быстрее выходят из строя:
- при частых поездках по неровным дорогам и бездорожью;
- при частных кренах, например регулярной парковке под нагрузкой на одну из осей, или при проблемах с подвеской, при перегрузах;
- при слишком агрессивном стиле вождения;
- при повреждении опор после аварии;
- при тюнинге и изменении подвески — допустим, при установке деталей, не подходящих под модель автомобиля.
Как понять, что подушки двигателя пора проверить
В среднем подушки служат от 70 до 150 тысяч км или от 5 до 10 лет в зависимости от модели. Но, как отмечает генеральный директор автосервиса «Техцентр Кореана» Александр Большаков, в некоторых автомобилях опоры двигателя являются слабым местом.
Поэтому эксперты советуют проверять опоры в профилактических целях каждые 30−50 тысяч км или даже при каждом ежегодном ТО, если автомобиль уже старый.
Существует несколько признаков того, что с подушками двигателя что-то не так.
- На руле или кузове автомобиля появилась сильная вибрация, особенно на холостых оборотах (когда машина никуда не едет, а просто стоит заведённая). При нормально работающем моторе вибрации нет.
- Вибрация усиливается, когда автомобиль трогается с места или разгоняется.
- Под капотом раздаётся посторонний стук от двигателя.
- Коробка сильно «пинается» при переключении передач, особенно при проезде неровностей и разгоне.
Если автомобиль оборудован механической коробкой передач, вибрация будет заметней в момент трогания, на «автомате» — при переключении режимов АКПП и удержании педали тормоза в режимах D или R.
Если не заменить вышедшие из строя опоры вовремя, то детали шасси будут быстрее изнашиваться. Двигатель будет биться о соседние запчасти. При этом сначала повреждаются все мелкие элементы, а затем и сам мотор. Игнорирование проверки и замены подушек приводят к необходимости обновлять весь ДВС.
Как проверить подушки двигателя
Есть несколько способов визуально оценить состояние подушек. Самый простой — заглянуть под капот.
Как проверить верхние подушки двигателя
Вам понадобится фонарик и помощник. Вот что необходимо сделать.
- Откройте капот, снимите защитные элементы с двигателя, чтобы ничего не мешало.
- Посадите помощника за руль. Ему необходимо завести двигатель и тронуться, проехать несколько сантиметров, затем включить заднюю передачу и вернуться на место. Важно проделать это несколько раз.
- Во время перемещения автомобиля наблюдайте за тем, как ведёт себя двигатель. Меняет ли он своё положение, когда транспорт трогается с места, останавливается, меняет передачи. Есть ли вибрации.
- Если машина ходит ходуном — скорее всего, есть проблемы с подушками двигателя. Возьмите фонарик и найдите их. Видны будут только верхние опоры. Осмотрите их, не снимая с автомобиля: есть ли на них трещины, разрывы, повреждения. В случае с гидравлическими подушками обратите внимание, нет ли на них подтёков.
Попросите помощника удерживать автомобиль на тормозе, включив передачу и добавив немного газа. Если двигатель при этом заметно «качнётся», это свидетельствует об износе подушек.
Как проверить нижние и боковые подушки двигателя
Для осмотра понадобится яма или подъёмник, домкрат с мягкой прокладкой, подставка для двигателя, подпорка, фонарик и монтировка. Помощник потребуется и для этого способа проверки.
Обратите внимание, что придётся вывешивать мотор. Поэтому не стоит этим заниматься, если вы не знаете, как это делать. Есть риск остаться без автомобиля.
Алгоритм следующий.
1. Приподнимите домкратом ту часть машины, в которой установлен двигатель. Или воспользуйтесь подъёмником.
2. Если проверяете в яме, зафиксируйте автомобиль подпоркой, чтобы он не соскочил во время проверки.
3. Домкратом вывесите двигатель так, чтобы инструмент принял на себя весь вес мотора. Если делаете это в яме, то для начала положите поперёк неё доску. И уже сверху установите домкрат.
4. Осмотрите опоры снизу: есть ли на них трещины, разрывы и другие повреждения. Если у вас гидравлические подушки, обратите внимание, нет ли на них подтёков.
5. Попросите помощника монтировкой подвигать ДВС там, где он крепится к подушкам. Проверьте, есть ли люфт в этих местах.
Надо внимательно осмотреть кронштейны крепления опоры на кузове (раме или подрамнике) и на силовом агрегате: не должно быть контакта металлических частей, не предусмотренного производителем.
Что делать после проверки подушек двигателя
Если детали визуально целые, но в местах крепления есть люфт, то сами опоры можно не менять. Стоит лишь получше зафиксировать детали. Крепления могли ослабиться за время работы.
Если подушки повреждены, необходимо установить новые. Эксперты не советуют менять их самостоятельно, если вы не обладаете нужными навыками.
Если доступ к подушке затруднён, у вас нет опыта работы с элементами двигателя или требуется дополнительная диагностика, лучше обратиться в автосервис, чтобы избежать ошибок и связанных с ними рисков.
Если вы всё-таки готовы рискнуть, то для замены потребуется яма или подъёмник, домкрат с мягкой прокладкой, подставка для двигателя, комплект гаечных ключей, новые подушки, новые крепёжные болты и гайки. Действуйте так.
1. Приподнимите переднюю часть машины, если двигатель находится спереди. Или другую — в которой установлен силовой агрегат. Это можно сделать домкратом или подъёмником.
2. Обязательно зафиксируйте автомобиль, чтобы он не съехал в процессе работы. Например, подпоркой.
3. Вывесите двигатель домкратом таким образом, чтобы вес лёг на него, а не на подушки. Если делаете это в яме, то для начала положите доску поперёк неё. И уже сверху установите домкрат. Если на подъёмнике, используйте другие устойчивые подставки.
4. Отсоедините все элементы, которые мешают подобраться к подушке.
5. Открутите болты, которыми крепятся опоры.
6. Установите новые подушки двигателя. И обратите внимание на рекомендации по затяжкам. Они должны быть указаны в характеристиках деталей. Ещё смотрите на маркировки производителя для правильного монтажа. Эксперты советуют использовать новые крепёжные болты и гайки при установке.
Сложность могут вызвать заржавевшие болты, которыми крепятся подушки. Если обычными методами открутить их не получится, придётся их срезать и высверливать. Без хорошего инструмента и навыков слесарных работ сделать это будет трудно.
Также работу способна осложнить плотная компоновка агрегатов в моторном отсеке. Если нужно обновить несколько опор, меняйте по одной, не оставляйте силовой агрегат висеть на одной лишь подпорке — это небезопасно.
Станьте первым, кто оставит комментарий