Как проверить датчик коленвала на неисправность
Что такое датчик коленвала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) передаёт электронному блоку управления (ЭБУ) автомобиля информацию о положении и скорости вращения коленвала. Именно он помогает синхронизировать системы зажигания и впрыска топлива. Когда они работают не в унисон, двигатель не заводится или глохнет. Современные машины оснащены разными электронными устройствами, датчиками и системами. Но если вышел из строя ДПКВ, мотор не может нормально работать.
Датчик находится рядом со шкивом коленвала (точное расположение зависит от модели автомобиля). Также он может размещаться в блоке двигателя или рядом с коробкой передач. На некоторых моделях ВАЗ датчик расположен на масляном насосе, а в Hyundai Sonata ДПКВ можно найти под пластиковой крышкой ремня газораспределительного механизма, около балансировочного вала.
На самом коленвале установлен задающий диск с зубцами, которые находятся на определённом расстоянии друг от друга. Чаще всего на диске 60 зубцов, их размер и точное положение зависят от модели автомобиля. При этом в одном месте диска оставляется зазор размером с два зубца — он называется пропуском. Благодаря ему датчик определяет положение и скорость вращения коленвала. Существуют диски и с двумя пропусками, они иногда применяются на дизельных автомобилях.
Использование конкретного типа датчика зависит от модели двигателя. Всего есть три типа ДПКВ:
- Индуктивный, или магнитный, датчик. Работает по принципу электромагнитной индукции. Внутри пластикового корпуса у такого датчика находится стальной сердечник, вокруг которого намотана медная проволока, покрытая смолой. Когда рядом с ДПКВ проскакивают зубцы задающего диска, в обмотке сердечника проходит переменный электрический ток. Такому типу датчика не нужно подключаться к источнику питания автомобиля.
- Датчик Холла. Генерирует ток самостоятельно, когда мимо ДПКВ проходят зубцы задающего диска. Таким датчикам необходимо питание, зато они обладают большей точностью, чем магнитные. На современных автомобилях чаще всего используется именно этот тип.
- Оптический датчик. Снабжён светодиодом. Когда зубцы затеняют источник света, датчик передаёт информацию в блок управления двигателем. Этому типу тоже нужны дополнительные провода.
Как понять, что датчик коленвала неисправен
Симптомы выхода из строя могут проявляться не регулярно, а время от времени. Необязательно они возникают разом. Но при выявлении этих неполадок стоит провести диагностику, в том числе проверить датчик коленвала:
- Мотор запускается с трудом, при этом при повторной попытке заводится без проблем.
- При запуске стартер крутится, а стрелка на тахометре остаётся неподвижной.
- Обороты на тахометре «плавают» во время движения и на холостом ходу.
- Двигатель ощутимо вибрирует, и это чувствуется даже внутри автомобиля.
- Заметно снижается мощность мотора.
- Двигатель внезапно глохнет без очевидных на то причин.
- На панели приборов появляется сигнальная лампа Check engine.
Почему датчик коленвала может выйти из строя
Дольше всего работают индукционные и датчики Холла, потому что они созданы по самой простой схеме. Как правило, они выходят из строя по трём причинам:
- Воздействие посторонних предметов. Например, что-то попадает между датчиком и зубцами задающего диска, в этом случае ДПКВ не может передать в блок управления информацию о положении коленвала.
- Окисление контактов датчика. Со временем или в результате повреждений они могут разгерметизироваться, и датчик не сможет передать сигнал.
- Обрыв проводки. Из-за нарушения целостности или перелома провода сигнал от датчика теряется.
Оптические датчики — более сложная система. Они могут отказать, если на них попадает пыль, жидкость, грязь или что-то ещё, что может закрыть светодиод, через который датчик «понимает» положение коленвала. Сам светодиодный элемент тоже способен выйти из строя — например, от времени или из-за повреждения.
Есть и общие неполадки для всех типов датчиков:
- Проблемы с задающим диском. Датчики могут не передавать информацию из-за повреждения зубцов диска. Например, если на зубце появился скол, вместо одного края распознаётся три — это приводит к сбоям. Зубцы стачиваются быстрее, если в систему попадает грязь.
- Механические повреждения. При ремонте в моторном отсеке датчик могут задеть, повредить или сломать.
- Увеличенный зазор между сердечником и зубцом задающего диска. Обычно он не превышает 1,5 мм. Если расстояние больше, придётся менять датчик.
Как проверить работоспособность датчика коленвала без демонтажа
С помощью осциллографа
Это самый надёжный способ: если вы поедете в сервис, то там датчик будут проверять именно так.
С осциллографом можно выполнить тест на работающем двигателе. Прибор подключается к катушке датчика, после чего перед ДПКВ нужно провести металлическим предметом, например отвёрткой. Если на экране прибора нет осциллограммы, значит, нужно менять датчик.
Осциллограмма отобразит, как зубцы проходят мимо сенсора. График должен быть ровный, кроме того момента, когда мимо датчика проходят пропуски на задающем диске.
С помощью сканера OBD-II
Скачайте любое подходящее приложение для смартфона в маркете, например Car Scanner, OBD Mary, Motor Data OBD ELM, Torque, EOBD Facile. Подключите сканер: разъём для него может находиться в бардачке, слева или справа под рулём — уточните это в инструкции по эксплуатации машины.
Подключитесь к сканеру через Bluetooth-соединение, введите спецификацию своего автомобиля и найдите раздел «Ошибки». Прибор покажет, какие неисправности выдаёт бортовой компьютер машины.
Сделайте скриншот, чтобы сохранить коды ошибок, если понадобится рассказать о них мастеру в сервисе. Если в работе датчика есть какой-то сбой, то в разделе «Ошибки» появятся коды неисправности. Расшифровку всех кодов можно найти в свободном доступе в интернете.
Как проверить работоспособность датчика коленвала с демонтажом
Замерять показатели лучше при температуре воздуха около +20 °C. Если датчик отказал зимой, то придётся найти отапливаемый паркинг или гараж.
Перед демонтажом нужно маркером оставить метки на самом датчике и на месте его крепления. Так после проверки получится вернуть деталь на то же место в том же положении.
Чтобы демонтировать ДПКВ, нужно сначала отсоединить провод и снять колодку жгута проводов от самого датчика. Затем ключом, подходящим по размеру, нужно открутить болт, которым крепится датчик к кронштейну.
Осмотрите ДПКВ. Если на нём есть повреждения, а на контактах — ржавчина или загрязнения, это может быть причиной сбоев.
Для проверки исправности датчика потребуется мультиметр с функциями омметра, мегаомметра, вольтметра и измерителя индуктивности. Это может быть одно устройство или несколько разных.
Проверьте сопротивление обмотки с помощью омметра. Показатель должен находиться в диапазоне от 550 до 750 ом, но лучше уточнить эту информацию в инструкции к конкретному датчику. У датчиков Холла омметром дополнительно нужно замерить сигнал заземления, а вольтметром — опорное напряжение, которое чаще всего должно составлять 5 В.
Измерьте индуктивность обмотки. Она должна быть в пределах 200–400 мГн.
При помощи функции мегаомметра проверьте сопротивление изоляции проводов и катушки. При напряжении 500 В показатель должен составлять 0,5−20 Мом. Если результат измерения выходит за эти границы, значит, проблема кроется в изоляции катушки.
Что делать, если датчик коленвала вышел из строя
Если заметили ржавчину или грязь на контактах датчика, очистите их ватной палочкой, смоченной в бензине или спирте.
Если не в порядке сопротивление или индуктивность обмотки либо мультиметр выявляет другие показатели, выходящие за норму, скорее всего, сенсор сломан. В этом случае его нужно заменить.
Кроме того, замена датчика поможет определить, с чем связаны сложности с запуском двигателя, плавающие обороты и потеря мощности. Если с новым, заведомо исправным ДПКВ проблемы исчезли, значит, причина таилась именно в нём.
Станьте первым, кто оставит комментарий