Как прокачать тормоза автомобиля правильно
Что такое прокачка тормозов и зачем она нужна
У современных автомобилей тормозная система гидравлическая. Это означает, что от педали к тормозам на колёсах идут шланги, по которым течёт тормозная жидкость. Водитель нажимает на педаль тормоза, по трубкам жидкость направляется к колодкам и давит на них. Они прижимаются к дискам или барабанам. Из-за трения машина останавливается.
Видео: АВТОШКОЛА 67 / VK Video
Тормозную жидкость необходимо периодически обновлять — в среднем через каждые 40−60 тысяч км в зависимости от автомобиля и стиля вождения. При замене жидкости в систему может попасть воздух.
Если в тормозном шланге окажется воздушная пробка, то автомобиль не сможет вовремя замедлиться. А для остановки придётся сильнее нажимать на педаль. Чтобы воздуха в шлангах не было, тормоза нужно прокачивать.
Как понять, что тормоза пора прокачивать
Процедура требуется в нескольких случаях:
- После замены тормозной жидкости. И при любых вмешательствах в тормозную систему, даже при замене колодок.
- Если педаль тормоза «проваливается», то есть нажимается без какого-либо усилия, слишком «мягкая».
- Если нужно прилагать больше усилий, чтобы остановить автомобиль. А также если возникает желание нажать на педаль двумя ногами, потому что машина не замедляется.
Как прокачать тормоза без ABS
Если у вас нет базового представления о работе тормозов в автомобиле, лучше доверить прокачку автомеханикам в сервисе.
Если же вы всё-таки решились заняться этим самостоятельно, то вам понадобятся:
- домкрат и ключи, чтобы снять колёса;
- шприц;
- ключ для штуцера (вентиля на тормозном шланге);
- шланг размером со штуцер или трубка от капельницы;
- новая тормозная жидкость;
- ёмкость, в которую будете сливать отходы;
- средства защиты.
Нельзя забывать про перчатки и очки, поскольку тормозная жидкость опасна для кожи и глаз.
Перед прокачкой нужно узнать, какая система тормозов в вашей машине. От этого зависит, в какой последовательности работать. Информацию можно найти в руководстве по эксплуатации к каждой машине. Это может быть крестообразная двухконтурная или Х-образная схема. Чаще всего на современных машинах встречается первый вариант.
Начинать прокачку надо с самого дальнего от педали тормоза колёса и продвигаться к самому ближнему.
Как прокачать тормоза с помощником
Работать вдвоём гораздо проще, чем одному. Вот что необходимо сделать.
1. Наденьте средства защиты. Откройте бачок с тормозной жидкостью и с помощью шприца откачайте старую, отправляя её в подготовленную ёмкость. Если в отверстие шприц не помещается, на него можно надеть шланг или трубку от капельницы. В бачок налейте новую тормозную жидкость.
2. Если к тормозам не подобраться, то поднимите машину на домкрате. Помощника сразу посадите в автомобиль.
3. Открутите болты, удерживающие колёса, и снимите их. Можно сразу четыре или по очереди.
4. Подберитесь к штуцерам на тормозных шлангах. Попросите напарника нажимать на педаль тормоза.
5. Один конец шланга опустите в ёмкость, куда будет сливаться старая тормозная жидкость. Второй наденьте на штуцер и ослабьте вентиль, чтобы открыть его.
6. Когда человек за рулём почувствует, что педаль тормоза провалилась в пол, штуцер необходимо закрыть. Только после этого можно отпустить педаль.
7. Параллельно следите за уровнем тормозной жидкости в бачке под капотом. Когда объём жидкости понижается до минимальной отметки, заливайте новую.
Если резервуар пуст, это может привести к попаданию воздуха в систему, и вам придётся начинать сначала.
8. Повторите процесс ещё один или два раза в зависимости от объёма тормозной жидкости в машине. Для обычной прокачки со всех колёс должно вытечь около 1−1,5 литра. Если необходима полная замена во всей системе, то нужно сцедить около 2−3 литров. Точный объём тормозной жидкости в вашем автомобиле можно узнать в инструкции к нему.
9. После прокачки одного колеса переходите к другому. Процедуру таким же образом необходимо провести с каждым колесом.
10. Когда закончите, установите колёса на место и закройте бачок.
Как прокачать тормоза самостоятельно
Если помощника нет, то можно воспользоваться специальным нагнетающим устройством, которое часто есть в наличии на сервисных станциях. Оно заменяет напарника, который нажимает на педаль тормоза.
Гаджет навинчивается на крышку бачка с тормозной жидкостью и создаёт давление около 1 атмосферы. Когда штуцер открыт, тормозная жидкость будет вытекать без нажатия на педаль тормоза.
Если такого нагнетающего устройства нет, можно просто чем-то надавливать на педаль тормоза, когда необходимо держать его выжатым.
В остальном процесс ничем не отличается от прокачки с напарником.
Как прокачать тормоза с ABS
Порядок действий здесь другой. Чем больше умных датчиков у машины, тем больше шансов их повредить. Поэтому эксперты советуют не заниматься ремонтом тормозной системы своими руками.
Самостоятельно заниматься этой процедурой на современных автомобилях, оборудованных ABS, системами стабилизации и прочими электронными помощниками, не стоит. При неумелом обращении можно легко вывести из строя какой-нибудь гидравлический блок или обломить штуцер.
Предположим, что поблизости нет автосервисов и эвакуаторов. А педаль тормоза проваливается, и нужно что-то срочно сделать.
В этой ситуации изучите руководство по эксплуатации вашей машины и выясните, как лучше действовать. Сам алгоритм тот же. Но в каких-то случаях придётся отключать датчики, в других — вынимать блоки предохранителей, а может быть, прокачивать тормоза при работающем моторе. На самых современных машинах процедуру вообще не удастся провести без подключения к специализированным дилерским сканерам.
При наличии системы ABS может потребоваться подключение диагностического оборудования для сброса ошибок или проверки состояния системы после прокачки.
Описать стандартную схему для любого автомобиля не получится, нужно изучать технические нюансы для каждой конкретной модели.
Каких ошибок избегать
Тормозная система — один из важнейших узлов в автомобиле. От правильности действий зависит ваша безопасность. Вот чего лучше не делать.
- Прокачивать тормоза без ABS при работающем двигателе. Как отмечает Ирина Франк, мотор нужно всегда глушить, чтобы избежать работы вакуумного усилителя и предотвратить попадание воздуха в систему.
- Откручивать штуцер, не очистив его от от ржавчины. Это можно сделать специальными средствами или хотя бы жёсткой щёткой. Иначе повышается риск обломить вентиль.
- Опускать второй конец шланга в пустую ёмкость. Налейте туда немного тормозной жидкости перед тем, как сливать старую. Это нужно на случай, если напарник случайно отпустит педаль тормоза до того, как штуцер будет закрыт. Или если соскочит ваш упор на педали, когда прокачиваете тормоза самостоятельно. Если в ёмкости что-то будет, тогда шланг не засосёт воздух и не придётся начинать всю процедуру сначала.
- Использовать неподходящую тормозную жидкость. Подробности о том, на что это влияет, ищите в статье про замену тормозной жидкости.
- Сливать старую тормозную жидкость за гаражами или выбрасывать вместе с обычным мусором. По словам Ирины Франк, тормозная жидкость — опасный отход и её нельзя просто выбросить в канистре, это приведёт к загрязнению окружающей среды. Сегодня многие автосервисы принимают отработанную тормозную жидкость на утилизацию. Нужно найти СТО или другую организацию, которая этим занимается, и отвезти слитый состав туда. Это самый безопасный вариант.
Станьте первым, кто оставит комментарий